- Презентации
- Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. Нам общая слава России солдатской наградой была...
Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. Нам общая слава России солдатской наградой была...
Автор публикации: Дорина Е.П.
Дата публикации: 06.04.2016
Краткое описание:
1
Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне «Нам общая слава россии солдатской наградой была» Метод проекта в исследовании темы войны
2
Цель самостоятельной работы в малых группах на основе опережающих заданий: 1. Прочитав произведение по теме, доказать, что в современной литературе продолжаются традиции русской литературы в изображении войны, 2. Выполнить задание, данное группе, и сделать выводы, 3. Завершить работу по отдельным произведениям подготовкой устного выступления и выполнением презентации.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Проблемный вопрос по теме «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»
4
Методические цели: объяснить поведение героев произведений в ситуации, когда спасти свою жизнь и предотвратить смерть становится невозможным, исследовать тему войны в произведениях через призму событий истории. Дидактические цели: сформировать навыки самостоятельной работы в малых группах, развивать устную речь обучающихся, формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и народа.
5
Борис Васильев Борис Васильев ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса. В 1943 г. направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие...». В этом произведении автор выразил трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью. В его романах и повестях на первый план выдвигаются проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга, жертвенной преданности высоком делу: «Иванов катер», «В списках не значился», «Завтра была война», «Встречный бой», «Кажется, со мной пойдут в разведку» и многие другие. В 1997 писатель был удостоен премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество».
6
1-я группа учащихся «У войны не женское лицо…» Какие события предстают в повести «А зори здесь тихие…»? В чем заключается смысл названия повести и как это связано с общим ее содержанием? Почему девушки-зенитчицы погибают? Что стоит за словами старшины Васкова: «Девчонки… Им бы рожать да растить детей…»? Как можно охарактеризовать данную трагедию?
7
Какие основные события изображены в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»? Кто герои повести, как их характеризует автор? 2. Выбрать по тексту повести эпизоды, характеризующие девушек-зенитчиц, их поступки, взаимоотношения друг с другом. а) Какова Рита Осянина? Что привлекает вас в изображении героини? Как она показана в начале и в финале повести? О чем знает Рита, что пока неизвестно старшине Васкову? б) Как показаны другие девушки: Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина? в) В какой момент происходит осознание неизбежности встречи с врагом?
8
«Когда смотришь на войну бабьими глазами, так она страшнее страшного…» С.Алексиевич Какие эпизоды повести свидетельствуют о высоких чувствах героинь? Почему автор показывает гибель девушек, а не их победу над врагом? Можно ли сказать, что они одержали не только физическую, но и нравственную победу над врагом? Какие события потрясли ваше воображение?
9
Выводы и обобщения «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное несочетаемое сочетание явлений». Б. Васильев Дать отпор врагу, умирая за свою родную землю, - это самый достойный путь к идеалам жизни, семьи и Родины. Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»
10
11
Вчем заключается основной смысл повести Б. Васильева «В списках не значился»? 2. Какиезначительные перемены происходят в жизни героя, так и не приступившего к военной службе после окончаниявоенногоучилища? 3. Какиечерты характера несет образ НиколаяПлужникова? В чем состоит смысл противостояния героя? 4.Чтостоит за словами автора:«Он был вышеславы, выше жизни и выше смерти»? 5. Вкакой момент Николай Плужников понимает, что может выйти из крепости: когда ничего не было известно о битве за столицу или когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? 6. Почемуна требование назвать свою фамилию и имя, он заявляет: «Я – русский солдат»?
12
Выводы и обобщения Для героев Б. Васильева не бывает выбора в свою пользу: они погибают с чувством исполненного долга перед Родиной и своей совестью. Ценность жизни, по мнению писателя, не только в ее сохранении, а в том, что во имя будущих поколений герои умирают. Осознание собственной значимости приводит Николая Плужникова к убеждению, что для исполнения долга существуют приказы, данные самому себе. Он их исполнил до конца.
13
Борис Львович Васильев (1924-2013)– автор повестей «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился»
14
2-я группа учащихся «Началось бессмертье – жизнь оборвалась…» повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975), автор суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде солдата, попавшего в плен. Повести Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, он попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы.
15
Достоверность событий Константин Воробьев был участником событий, изображенных в повести. Чувство неполной правды о войне терзало сердце писателя. В октябре 1941 года вместе с другими курсантами оказался в окружении под Москвой, попал в плен. Рота была почти полностью уничтожена. Бежал из плена, организовал партизанскую группу. Повесть «Это мы, Господи!», написанная в 1943 году, опубликована была лишь в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену. Повесть «Убиты под Москвой» остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941г. под Москвой.
16
Нужна ли нам правда о войне? В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов? Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов правду об окружении роты? Как история бесславной гибели роты связана с исторической правдой о войне и с судьбой автора повести? Почему командир роты Рюмин покончил жизнь самоубийством?
17
Цель исследования для учащихся 1. Сравнить поведение командира роты капитана Рюмина и командира взвода Алексея Ястребова в ситуации неизбежности гибели роты. 2. Понять чувства курсантов, не по своей воле оказавшихся в жестокой схватке с врагом, брошенных верховной властью на верную гибель. 3. Провести исследование темы природы и ее роли в раскрытии трагедии человека в ситуации неизбежной гибели.
18
«Хозяин теперь всему война» Рюмин и Ястребов Капитан Рюмин несет в себе обреченность: стушевался перед усмешкой майора, робко держит себя перед измученным подполковником. Ощущение безысходности усиливается в момент встречи с генералом Переверзевым, «вдруг побледнел и сказал чуть слышно». Увидев убитого курсанта, «Рюмин издал птичий крик горлом». В канун ночной атаки он идет уже перед ротой «зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе». Чувство единения с общей массой в первом боевом крещении Алексея позже сменяется борьбой с самим собой и с законами войны, а потом с ощущением страха и бессмысленностью действий: «Там у него (Анисимова) была вся боль и смерть». Ястребов «почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью». «Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка…
19
Выразительные средства в повести Метафоры в повести помогают понять глубину трагедии человека: «простылый крик», «заорал бессловесно и жутко». Стилистическая фигура – курсанты идут не с убеждением в победе, а с презрением к смерти – подчеркивает, что герои молоды, а молодости свойственно презирать, отрицать и быть бесстрашными. Оксюморон – «стволы осин светились белыми ранами» - усиливает предстоящую неизвестность о трагедии курсантов. Природа застыла и затаилась в ожидании предстоящей беды: «Ночь была глухой и пустынной», «на кладбище скапливались черные тени», «прямо над деревней стыло мерк месяц».
20
Виктор Петрович Астафьев – писатель-фронтовик, автор книги «Прокляты и убиты» По словам писателя В. Астафьева, от повести «Убиты под Москвой», «как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»
21
3-я группа учащихся Проблема нравственного выбора героя в повести В. Быкова «Знак беды» «Наверно, все остальное здесь принадлежало прошлому, покоренному тленом и небытием. Все, кроме неподвластной времени всеохватной памяти, наделенной известной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим».
22
Василий Быков (1924 – 2003) Белорусский писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков (1924 – 2003) в восемнадцать лет стал фронтовиком, сначала служил в пехоте, командуя орудийным расчетом сорокапятки, потом в истребительно-противотанковой артиллерии. Он написал о войне следующие повести: «Фронтовая страница», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Сотников» и др.
23
Методические цели: объяснить поведение Степаниды в ситуации, когда спасти свою жизнь стало невозможно, исследовать тему войны, через призму событий истории. Дидактические цели: сформировать навыки самостоятельной работы в малых группах, развивать устную и письменную речь, формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и народа.
24
Образ Степаниды – образ мстительницы Кто хоть раз попробовал хлеба из милости, из чужих рук, тот до конца дней своих не забудет, что такое чужая земля Она знала, что ее конец близится скоро и неумолимо, и думала только: за что? Что она сделала не так, против бога и совести, почему такая кара обрушилась на нее, на людей?
25
Образ Петрока Как ведет себя Петрок в начале повести? Что изменилось в поведении Петрока с приходом немцев? К какому выводу приходит Петрок после неудавшейся попытки напоить полицаев? Что произошло с героем в финале повести? О чем свидетельствует это утверждение?
26
Выводы и обобщения Все поступки Степаниды продиктованы чувствами ненависти, презрения и отвращения к немцам и их прислужникам Главное достоинство произведения состоит в том, что автор рассматривает тему нравственного выбора в ситуации прямого столкновения с событиями военного времени.
27
Василий Владимирович Быков – писатель, участник Великой Отечественной войны Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможность отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?
28
Памятник-мемориал «Хатынь»
29
4-я группа учащихся Юрий Васильевич Бондарев, родился 15 марта 1924 года, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор книг: «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег»(1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление».
30
«Мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали добро и пытались увидеть будущее» (Ю.Бондарев). 1. О каком исторической событии идет речь в романе «Горячий снег»? Какие трагические моменты истории нашли свое воплощение на страницах романа? 2. Почему постоянно идет борьба двух молодых офицеров Кузнецова и Дроздовского? Это выяснение личных отношений на почве влюбленности в Зою Елагину или попытка предотвратить бессмысленные жертвы войны?
31
«И падал наземь человек, в горячий снег, кровавый снег…» 3. Каким изображен генерал Бессонов? Какие идеалы олицетворяет кадровый военный, на ответственности которого лежит исход сражения? 4. Какие эпизоды романа открывают нам истинное лицо войны – с потерями и неоправданными жертвами, с победой над врагом и необъяснимым страхом не только за свою, но и за чужую жизнь? 5. В чем заключается смысл названия романа «Горячий снег»? Какие идеалы защищает каждый из участников сражения и какие идеалы они защищали на этом пятачке земли?
32
Война глазами участников событий О каком событии повествует Ю. Бондарев в повести «Батальоны просят огня»? Какие события повести свидетельствуют о безысходности батальонов, оказавшихся не по своей воле в центре противостояния? Какие нравственные уроки извлекают каждый участник события и как это отражается на участи батальона?
33
«Мы пили жизнь до дна и умирали за эту жизнь, не кланяясь свинцу…»
34
Ю. Бондарев: «Без памяти не существует ни государство, ни искусство, ни само человечество»
35
«Мы писали о жизни, о жизни…» По словам Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
36
Ресурсы Повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой». Повесть В. Быкова «Знак беды» Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и роман «Горячий снег» Статьи критиков и публицистов о произведениях. Интернет-ресурсы.