7
  • Презентации
  • Презентация по литературе Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Презентация по литературе Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Осип Эмильевич Мандельштам Не разнять меня с жизнью... О.Э.Мандельштам. Попр...
Осип Эмильевич Мандельштам Не разнять меня с жизнью... О.Э.Мандельштам. Попробуйте меня от века оторвать,- Ручаюсь вам, себе свернете шею! О.Э.Мандельштам Я получил блаженное наследство... О.Э.Мандельштам О. Э. Мандельштам – многосторонне одаренный художник, выступавший в разнообразных литературных жанрах: как лирический поэт, прозаик, очеркист, эссеист, литературный критик, переводчик. Но во всех жанрах он проявил себя как поэт – лирическое восприятие мира было свойственно всем видам и жанрам его творческой деятельности.
2
Имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м, О. Э. Мандельштам родился в...
Имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м, О. Э. Мандельштам родился в Варшаве 2 января 1891 года в купеческой семье, переехавшей вскоре в Петербург. В 1907 г. он окончил престижное Тенишевское коммерческое училище, в котором учился раньше и В. Набоков. В юные годы много путешествовал по Европе, был в Италии, Швейцарии, посещал лекции в Гейдельбергском университете, в Сорбонне, выучил французский и немецкий языки, занимался итальянским. В 1911 г. поступил в Петербургский университет на романо - германское отделение историко — филологического факультета.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Первые стихи Мандельштама были опубликованы в 1909 г. в символистском альман...
Первые стихи Мандельштама были опубликованы в 1909 г. в символистском альманахе «Аполлон» («Невыразимая печаль…», «Медлительнее снежный улей…», «Silentium»). В них заметно влияние символистской эстетики: стихи проникнуты ощущением иллюзорности бытия, стремлением погрузиться в мир первозданных звуков. Как и у символистов, в ранней поэзии Мандельштама обнаруживается особое пристрастие к миру звуков: Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки, В кустах игрушечные волки Глазами страшными глядят. О, вещая моя печаль, О, тихая моя свобода И неживого небосвода Всегда смеющийся хрусталь! (1908)
4
В десятые годы XX века Мандельштам знакомится с Н. С. Гумилевым, Вяч. И. Ива...
В десятые годы XX века Мандельштам знакомится с Н. С. Гумилевым, Вяч. И. Ивановым, И. Ф. Анненским и другими литераторами, вступает в «Цех поэтов», примыкает к поэтическому направлению «акмеизм». Главным для акмеистов (от греч. акме – «вершина») было восторженное приятие мира, отказ от недоговоренности, мистичности. В 1912 г. Мандельштам пишет статью «Утро акмеизма», опубликованную в 1919 г. как один из манифестов этого направления. «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя – вот высшая заповедь акмеизма», – провозглашает поэт. Позже, в 1922 г., Мандельштам выдвинет понятие, альтернативное «символу», – понятие «утвари». «Утварь» – в акмеистической теории – превращение предмета в очеловеченную вещь: «Подъемная сила акмеизма в смысле деятельной любви к литературе, ее тяжестям, ее грузу, необычайна велика, и рычагом этой деятельной любви и был именно новый вкус, мужественная воля к поэзии и поэтике, в центре которой стоит человек, не сплющенный в лепешку лжесимволическими ужасами, а как хозяин у себя дома, истинный символизм, окруженный символами, то есть утварью, обладающей и словесными представлениями, как своими органами.
5
В стихотворении 1915 г. «Уничтожает пламень…» образу «утвари» будет дана поэт...
В стихотворении 1915 г. «Уничтожает пламень…» образу «утвари» будет дана поэтическая расшифровка: Уничтожает пламень Сухую жизнь мою, И ныне я не камень, А дерево пою. Оно легко и грубо, Из одного куска И сердцевина дуба, И весла рыбака. Вбивайте крепче сваи, Стучите, молотки, О деревянном рае, Где вещи так легки.
6
В 1912 г. вышел сборник стихотворений Мандельштама «Камень». Само название бы...
В 1912 г. вышел сборник стихотворений Мандельштама «Камень». Само название было программным: оно продиктовано стихотворением Ф. И. Тютчева «С горы скатившись, камень лег в долине…», поэт, по Мандельштаму, как зодчий – камень, кладет слово в основу своего творчества. Такие замечательные стихи 1908, 1909 гг., как «Сусальным золотом горят…», «Только детские книги читать…», «Silentium», «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», вошедшие в первый сборник поэта «Камень», поражают упругой поэтической строкой, свободным, легким дыханием, мелодичностью. Постижение жизни, стремление к духовному освобождению, к самореализации, видение в себе и «садовника», и «цветка» – все это придает особую плотность и философичность творчеству поэта: Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло…
7
Акмеизм претендовал на вещность поэтического мира, однако, как и символизм во...
Акмеизм претендовал на вещность поэтического мира, однако, как и символизм воплощал лозунг «Музыка прежде всего». Преобладание эмоциональных ощущений, обращение не к разуму, а к чувствам характеризуются многие стихотворения Мандельштама: Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь… Немного красного вина, Немного солнечного мая, — И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна. («Невыразимая печаль», 1909)
8
В 1918–1921 годы Мандельштам работал в культурно-просветительных учреждениях...
В 1918–1921 годы Мандельштам работал в культурно-просветительных учреждениях, жил в Крыму и Грузии, с 1922 г. – в Москве. В 1922 г. вышел второй сборник поэта «Tristia», название которому дали строки из «Скорбных элегий» Овидия. Стихотворения сборника называют в литературоведении «классицистическими», поскольку основой для них послужила поэзия античного мира. В книгу вошли такие известные стихи, как «Зверинец», «Что поют часы-кузнечик…», «Tristia» и др. В.Брюсов назвал поэтику второй книги Мандельштама «неоакмеизмом». Она построена на ассоциациях с античной литературой, отсылает к древним легендам и мифам, связанным с именами Геракла, Персефоны, Психеи. Литературные реминисценции в книге связаны с поэмами Гомера, образами «Федры» французского поэта-классициста Расина. Мысли о неотвратимой и «невинной» смерти, о «чаде небытия», о гибельном жребии, о «полночных похоронах» переполняют лирику Мандельштама революционной поры. Отношение к революции у него, как и у Блока, было не однозначным. Как протест против насилия и обращение к сознанию человека трактуется стихотворение поэта «Когда октябрьский нам готовил временщик», написанное в ноябре 1917 года. Гражданская позиция ясно выражается в неприязни «октябрьского временщика» – В. И. Ленина, готовящего для народа «ярмо насилия и злобы», в неприятии «низколобых пулеметчиков», умеющих выполнять приказы и не способных размышлять.
9
1928 г. - последний год публикаций поэта: выходит книга стихотворений, книга...
1928 г. - последний год публикаций поэта: выходит книга стихотворений, книга прозы «Египетская марка», а так же сборник литературно — критических статей «О поэзии». Зарабатывает изнурительными переводами
10
«Скифы»: Когда-нибудь в столице шалой На скифском празднике, на берегу Невы...
«Скифы»: Когда-нибудь в столице шалой На скифском празднике, на берегу Невы — При звуке омерзительного бала Сорвут платок с прекрасной головы. Этическая позиция Мандельштама, как позиция и А. Блока, и Б. Пастернака – верность «четвертому сословью», разночинцам, преемственность между поколениями, проникнутыми благородным духом свободы, народолюбия, демократии. Эта позиция ощутима в стихотворениях «1 января 1924», «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето»: Чур, не просить, не жаловаться! Цыц! Не хныкать — для того ли разночинцы Рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал. Мы умрем как пехотинцы, Но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи. («Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето», 1931)
11
Однако центральная тема творчества Мандельштама – мировая художественная кул...
Однако центральная тема творчества Мандельштама – мировая художественная культура. «Утверждение и оправдание настоящих ценностей прошлого столь же революционный акт, как создание новых ценностей», – утверждал Мандельштам, понимая новую поэзию – акмеизм как «тоску по мировой культуре». «Тоска по мировой культуре» и «мышление культурой» станут главной особенностью творчества поэта. Эпиграфом к лирике Мандельштама могут стать его следующие слова: «…Я получил блаженное наследство – / Чужих певцов блуждающие сны» («Я не слыхал рассказов Оссиана…»). Мировая культура, по мысли Мандельштама, призвана «вырвать век из плена», позволяет человеку ощутить себя наследником духовных сокровищ, создать гармонию в мире: Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать…» («Век мой, зверь мой…»).
12
Ощущение одиночества, «отщепенства», гонимости пронизывают многие стихи Манд...
Ощущение одиночества, «отщепенства», гонимости пронизывают многие стихи Мандельштама. Дважды – в 1934 и в 1938 году он подвергался аресту по политическим доносам. Эпиграм- ма 1932 года на И. В. Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…» стоила поэту сво- боды и, в конечном итоге, жизни. В мае 1938 г. Мандельштам был вторично арестован, умер от тифа 27 декабря в пересыльном лагерном пункте Вторая речка под Владивостоком. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987году.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию