- Презентации
- Образы главных героев в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Образы главных героев в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Автор публикации: Тонких А.Н.
Дата публикации: 17.10.2016
Краткое описание:
1
Образы главных героев в комедии Образы главных героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
2
Александр Сергеевич Грибоедов Родился 4 января в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. В семь лет отдан в Московский университетский пансион. В одиннадцать лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получил второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится на естественно-математическом факультете.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
4
5
С 1823 года Грибоедов читает отрывки из пьесы (первоначальное название — «Горе уму»), закончена первая редакция комедии в Тифлисе в 1824. Её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. С 1823 года Грибоедов читает отрывки из пьесы (первоначальное название — «Горе уму»), закончена первая редакция комедии в Тифлисе в 1824. Её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка. В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке в московской типографии Августа Семена. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году.
6
7
Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова, пользуется его доверием в служебных делах. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. Вот он на цыпочках и небогат словами,- говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит Молчалину для достижения жизненной программы. Цель жизни Алексея Степановича Молчалина блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы и награжденья брать и весело пожить.Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Молчалин - угодник нового времени, действующий тонко и не менее успешно.Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных,- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику. Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
8
9
Низкопоклонство и угодничество вышестоящим - вот жизненный принцип Молчалина, приносящий ему известный успех. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим - вот жизненный принцип Молчалина, приносящий ему известный успех. В решительный момент, когда Софья прерывает его объятья с Лизой, Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляется Чацкий, окончательно струсивший Молчалин спасается бегством. Это вызывает негодование Чацкого. Молчалины блаженствуют на свете!- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником мильона терзаний умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи.
10
Сергей Сергеевич Скалозуб Скалозуб – это «хвастливый воин», популярная маска римских комедий. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб, чем-то похож на своего далекого предка. Полковник Сергей Сергеевич — в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы») в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради Скалозуба, чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет его Хлестовой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии Скалозуба в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. Сергей Сергеевич Скалозуб богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно. Скалозуб — «фамусовский», свой: «ученостью меня не обморочишь!». На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты».
11
12
Софья
13
Взаимоотношения Чацкого и Софьи совсем непросты. Независимо от желания Софьи, ее интерес к Чацкому не гаснет, он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого. Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды Софьи на прочность ее отношений с Молчалиным. Взаимоотношения Чацкого и Софьи совсем непросты. Независимо от желания Софьи, ее интерес к Чацкому не гаснет, он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого. Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды Софьи на прочность ее отношений с Молчалиным.
14
Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит Софью, та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит Софью, та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Этому «бесенку в юбке» остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчалиным, случайно является невовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство». Софья страстно любила Молчалина. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.
15
Фамусов Павел Афанасьевич Фамусов - дворянин, помещик, живущий в Москве. Он известный человек в кругу московского барства. Грибоедов подчеркивает, что Фамусов боится молвы. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает - известный, пользующийся славой. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки, один Молчалин ему не свой, а потому как деловой:
16
17
Самое важное для Фамусова – чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея. Максим Петрович был важным вельможей, на золоте едал, езжал - то вечно цугом,когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб.Таким путем он приобрел вес,выводил в чины и пенсии давал.Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат.Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов, по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку. Самое важное для Фамусова – чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея. Максим Петрович был важным вельможей, на золоте едал, езжал - то вечно цугом,когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб.Таким путем он приобрел вес,выводил в чины и пенсии давал.Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат.Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов, по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку.
18
Александр Андреевич Чацкий
19
20
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями «фамусовской» Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о Нес торе негодяев знатных,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели, о тех, чья чаще гнулась шея. Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями «фамусовской» Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о Нес торе негодяев знатных,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели, о тех, чья чаще гнулась шея.
21
Внесценические и эпизодические персонажи
22
23
Сплетни царят в обществе. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание. Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей “века минувшего”, но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что “чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них “ученье - вот чума”. Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, - “он химик, он ботаник”, “бегает от женщин”, а также профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверии”. Сплетни царят в обществе. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание. Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей “века минувшего”, но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что “чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них “ученье - вот чума”. Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, - “он химик, он ботаник”, “бегает от женщин”, а также профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверии”.
24
25
Значение комедии «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико. 1. Прежде всего, комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов. В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне.
26
27
28
29
«А судьи кто?»
30
Используемая литература.