- Презентации
- Презентация к уроку литературы в 11 классе Серебряный век русской поэзии
Презентация к уроку литературы в 11 классе Серебряный век русской поэзии
Автор публикации: Плиева Л.В.
Дата публикации: 30.06.2016
Краткое описание:
1
Учитель Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41
2
Вступительный урок по теме
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Цели урока Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков Дать определение понятия Серебряный век Развитие образного мышления Воспитание духовно-нравственных ценностей
4
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
5
Серебряный век Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
6
Временные рамки Серебряного века Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.) Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
7
Первая учебная ситуация Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
8
Выступления учащихся Историк 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП 1904 -1905 -0 русско-японская война 1905-1907 – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)
9
Историк Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
10
Искусствовед М.Врубель «Демон поверженный»
11
Что мы видим? Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
12
В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
13
Симфония художника Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных. Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры, смутные видения зыбки и бестелесны…
14
К.Петров-Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке Мира искусства»
15
Символический смысл картины Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
16
Литературовед «Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
17
Вторая учебная ситуация Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: Прослушать композицию Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
18
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г.
19
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
20
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
21
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)
22
Федор Сологуб Федор Кузмич Тетерников) (1863-1927)
23
Михаил Алексеевич Кузмин (187501936)
24
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
25
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
26
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
27
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922)
28
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)
29
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
30
Выводы, запись в тетради: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
31
Обзор литературной жизни начала века Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества, отношение к миру, отношение к слову: особенности формы произведений
32
Таблица по литературным направлениям Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы
33
Символизм Направление в искусстве 1870-1910-х годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
34
Акмеизм (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
35
Футуризм (от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов, Отрицание гармонии как принципа искусства, Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу, Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа
36
Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Все эти поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии, Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
37
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.