- Презентации
- Презентация НОУ М. А. Шолохов: жизнь и творчество. М. А. Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?
Презентация НОУ М. А. Шолохов: жизнь и творчество. М. А. Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?
Автор публикации: Шитова М.В.
Дата публикации: 02.07.2016
Краткое описание:
1
1. Введение ТЕМА: М А. Шолохов: Жизнь и творчество. М. А. Шолохов - плагиатор или автор своих произведений? Нас заинтересовала эта тема, потому что жизнь и творчество М. А. Шолохова долгие годы были подвержены обсуждению критиков, политиков и общественности. Российскую и мировую известность принесли М. А. Шолохову романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Но встала проблема авторства, М. А. Шолохова обвиняли в плагиате. В своей работе мы хотим доказать, что именно М. А. Шолохов был автором этих произведений, ссылаясь на многие источники, архивные документы, экспертизы и работы норвежского учёного - слависта, математика Г. Хьетсо. В своей работе мы исследовали художественные особенности романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека». Плагиат - выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство . Плагиатор – человек, занимающийся плагиатом. «Толковый словарь» С.И, Ожегова, с.448.
2
2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация 2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчество Михаил Шолохов – один из самых популярных и любимых писателей нашей страны. Произведения его известны во всём мире. 1905 год – родился М. А. Шолохов. Отец – Александр Шолохов. Мать – Анастасия Даниловна. 1912 год – принят в мужское приходское училище. 1923 год – первые попытки творчества. Уехал в Москву. 1925 год – выход «Донских рассказов». 1927 год – публикуется первая книга «Тихого Дона». 1928 год – выходит вторая книга «Тихого Дона». 1929-1932 годы – публикация третьей книги «Тихого Дона». 1933 год – выход в свет «Поднятой целины». 1931-1940 годы – работа над четвёртой книгой «Тихого Дона» и «Поднятой целиной». 1943-1944 годы – печатаются главы романа «Они сражались за Родину». 1956-1957 годы – опубликован рассказ «Судьба человека». 1959-1960 – выходит книга «Поднятой целины». 1960 год – присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина». 1965 – присуждение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». 1967 год – присвоение звания героя Социалистического труда. 1969 год – печатаются новые главы романа «Они сражались за Родину». 1984 год – кончина М. А. Шолохова.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
2.2 История создания романа «Тихий Дон» Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928—1-2 тт., 1932 —3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и гражданской войнах, это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место занимает белое казачество. Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений в авторстве Шолохова стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и гражданской войн. Однако, само обнаружение рукописи романа - не единственный аргумент в пользу авторства Шолохова. Были проведены три экспертизы: графологическая (изучение почерка человека с целью определения его характера), текстологическая (буквально дословный текст), идентификационная (установление тождественности и одинаковости текстов одного лица), при которых было установлено соотношение текста с реалиями места и времени, где разворачивается действие. Анализ текста показал, что действие романа тесно связано с историей жизни автора, с реалиями жизни, прототипами его героев.
4
2.3 М. Шолохов и его рассказ «Судьба человека» 10 лет минуло после победного 1945 года. «Правда» напечатала рассказ «Судьба человека» в 1956 году. Рассказ не смог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм — это сталинщина. Рассказ Шолохова возносят только за одно: за тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают — безопасно для себя — истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у рассказа нет продолжения, как большое государство, большая власть относятся к маленькому человеку, пусть и великому духом. Шолохов выдирает с кровью из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку. Лозунги, лозунги, а какая к черту забота о человеке!.. Плен искромсал человека. Но он там в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен!, Сирота! А с мальцом двое сирот... Песчинки. И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий Сталину. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека — благородство, терпеливость и стойкостью». Нельзя не согласиться с этим мнением.
5
ХРОНОГРАФ МЕЛКИМ ШРИФТОМ. Еще год назад и РАПП, и ЦК, и «Правда» дружно выступили против обвинений в плагиате. Горький в Сорренто это заметил и написал: «Читал в «Красной газете» опровержение слухов о Шолохове». В этом году опровергатели почему-то остыли, «Правда» тоже. Слухи продолжались. Шолохов берет их к сердцу. Пишет Серафимовичу: «Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дом» у критика Голоушева — друга Л. Андреева, и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочиненной его близкими. На днях получаю книгу эту... «Тихим Доном» Голоушев — на мое горе и беду — назвал свои путевые заметки и бытовые очерки, где основное внимание (судя по письму) уделено политическим настроениям донцов в 17 году. Часто упоминаются имена Корнилова и Каледина. Из дневника Серафимовича: «Голоушев — это врач-гинеколог по профессии, литератор и критик по призванию... Увы, посредственный писатель. Самым крупным трудом его был текст к иллюстрированному изданию «Художественная галерея Третьяковых». Менее подходящего «претендента» на шолоховский «Тихий Дон» было трудно придумать». Аппетит на Голдушева иссяк. Но — еще кандидаты. Читаю доклад 1930 года эмигрантского литератора А. Калинского: «Недавно литературная Москва была потрясена историей, связанной с «Тихим Доном», романом молодого Шолохова. В литературных кругах внезапно «обнаружили», что автором того сенсационного романа был вовсе не Шолохов, а неизвестный белый офицер с Кавказа, расстрелянный Чрезвычайной комиссией (ЧК). Говорили, что Шолохов, служивший в ЧК, случайно завладел бумагами убитого, среди которых была и рукопись романа и более того, когда роман был опубликован, государственное издательство якобы получило письмо от пожилой женщины из провинции, в котором она заявляла, что роман принадлежит ее сыну, которого она не видела уже много лет и считала погибшим. Хронограф мелким шрифтом. Не потому ли рассказ о мытарствах солдата снабжен эпиграфом в память и в честь коммуниста с дореволюционным стажем — Е. Г. Левицкой. Это она способствовала появлению в печати «Тихого Дона» и рискнула передать Сталину письмо Шолохова в защиту голодающего Дона. Пока знаю только о двух, на особицу, мнениях: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Правда, в Китае в пору «культурной революции» объявляли рассказ «образцом ревизионизма». А. И. Солженицын. В «Архипелаге ГУЛАГ» прочитал: «Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неубедительны военные страницы...» Дальше шли доводы: 1. Избран самый некриминальный случай плена — без памяти, чтобы сделать его «бесспорным», обойти всю остроту проблемы. А если сдался в памяти, как было с большинством,— что и как тогда? 2. Главная проблема плена представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова вообще ни слова) и именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас выявлялись предатели... 3. Сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: СМЕРШ — Проверочно-фильтрационный лагерь...»
6
4. Заключение Итак, опираясь на работы исследователей творчества М. Шолохова, экспертиз (графологической, текстологической, идентификационной), также на работу норвежского ученого - слависта Г. Хьетсо, можно сделать вывод о том, что М.Шолохов – автор своих произведений. Нами тоже были проведены наблюдения над художественными особенностями романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека». Реалистическое изображение жизни Художественные особенности творчества М. Шолохова Изображение исторических и политических событий Социально-психологический облик героя Портретная характеристика героев Единство композиции (рассказ в рассказе) Авторская речь Пейзажная живопись Индивидуализированная речь героев Свободное и естественное сочетание разнообразных элементов: сцены личной жизни, военных эпизодов, документальных материалов, бытовых зарисовок «Говорящие» фамилии
7
Содержание: 1. Введение 2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация 2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчество 2.2 История создания романа «Тихий Дон» 2.3 М. А Шолохов и его рассказ «Судьба человека» Хронограф 3. Критики о творчестве Шолохова 4. Заключение 5. Список используемой литературы
8
5. Список используемой литературы Бирюков Ф. «Художественные открытия Михаила Шолохова» - М, 2000 г. Колодный Л. «Кто написал «Тихий Дон» - М, 1995 г. Семанов С. «Шолохов. Литература и история» - М, 2002 г. Сивоволов Г. «Михаил Шолохов. Страницы биографии» - М, 1995 г. Томашевская И. «Стремя «Тихого Дона» - М, 2003 г. Осипов В. «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах…» - М. 2006 г. Литвинов В. «Осмысливший век» - М, 2001 г. Андриасов М. «Вёшенские были. Воспоминания. Письма» - М, 2010 г. Касьянов В. «С чего всё начиналось» Краткий обзор литературы: Мы обращались к публикациям Валентина Осипова «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах», где автор подробно рассказывает о трудном творческом пути великого мастера слова, о его обвинении в плагиатстве, приводит ряд исторических документов, подтверждающих то, что М. Шолохов не плагиатор, а автор своих произведений. Также наше внимание привлекла книга Владимира Касьянова «О плагиатстве «Тихого Дона», в которой он объясняет нам, читателям, с чего всё началось, и был ли всё-таки плагиат Шолохова, сравнивает с другим предполагаемым автором Фёдором Крюковым. Неизгладимое впечатление оставила книга Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон» и «Судьбу человека». В книге, построенной как полемика с противниками авторства Шолохова, дана наиболее полная и документально засвидетельствованная история создания этих произведений, а так же приведены ранее неизвестные факты биографии писателя. Хочется остановиться и на работе Фёдора Бирюкова «Художественные открытия Михаила Шолохова». Это одно их первых исследований творчества Шолохова, раскрывающее народный взгляд на войну, воплощённый во всех произведениях Шолохова.
9
3. Критики о творчестве Шолохова Ф. Бирюков: «Михаил Шолохов далёк от идиллии. Допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая отсталость, порой ужасная и отвратительная, тоже вошли в роман «Тихий Дон» (Слово о Шолохове. М, 2003 г, с. 97) Йонас Авижюс: «Он писал, не скованный никакими предвзятыми правилами и канонами, писал мощно, широко, с обжигающей жаждой правды» (Мировое значение творчества Михаила Шолохова. Материалы и исследования. М, 2001 г, с. 118) А. Н. Толстой: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное» (Слово о Шолохове. М, 2006 г, с. 11) Ю. В. Бондарев: «Михаил Шолохов - историк, и куда более основательный, чем те историки, которые нередко больше запутывали, чем проясняли суть. Он определил факторы, занявшись исследованием причин конкретных событий как в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», так и в рассказе «Судьба человека» (Слово о Шолохове. М, 2006 г, с. 100 – 101) В. В. Петелин: «Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя» (Петелин В. «Тихий Дон – бессмертен. Шолохов на изломе времени.» М, 1997 г. С. 44-45) Ромен Роллан: «Лучшие новые произведения советских писателей, например, Шолохова, связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертила мастерство Толстого и Шолохова» (Слово о Шолохове. М, 2006 г, с. 12) С. Михалков: «Много славных рек проложили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева – Пушкин, Днепр – Шевченко, Волга – Горький, Дон – Шолохов» (Слово о Шолохове. М, 2006 г, с. 358)
10
Хотя эти произведения резко отличаются друг от друга по объему, но именно они отражают разные исторические события в жизни нашей страны: Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войну. Мы убедились, что художественное своеобразие данных произведений совпадают, заметны одинаковые стилистические приемы, присущие перу одного человека – М.А.Шолохову. Роман «Тихий Дон» и рассказ «Судьба человека» представляют собой выдающиеся произведения социалистического реализма. Шолохову удалось воссоздать глубоко правдивую, исторически конкректную картину гражданской войны на Дону и суровые будни немецкого плена во время второй мировой войны. Главным принципом, которым руководствовался писатель, была правда жизни. Нисколько не идеализируя действительность, Шолохов сумел запечатлить переломные этапы в развитии страны, судьбе героев со всеми противоречиями и трудностями, во всей остроте конфликтов. «Тихий Дон» «Судьба человека» Вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвал казаков с родных мест и бросил их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов , малопонятных, а и чуждых большенству простых казаков. И не скрыться казаку от войны ни в доме, ни в лесу, потому что с детства он приучен сидеть в седле и держать шашку, с детства привык быть свободным. Стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танком на полном газу прошли мимо меня туда, откуда я со снарядами выехал… В начале сентября из лагеря под городомКюстриномперебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14. Били за то, что ты – русский, за то, что на них,сволочей, работаешь, видели, что майор едет.
11
Прежде всего, как нам кажется, необходимо отметить и изображение социально-психологического облика героев. Автор не схематизирует своих героев, а, напротив, дает их во всей сложности, во всем их личном своеобразии. Григорий Мелехов - символ трагических судеб русского казачества, поэтому, проследив весь путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей проникновенный и верный портрет мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое понять в трагической судьбе казачества да и русского народа в целом. В главном герое рассказа «Судьба человека», Андрее Соколове, с любовью воплощены черты русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувства человеческого достоинства. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Мы также заметили, что мастер слова не ограничивается теми непосредственными действиями и переживаниями, которые даны в произведениях, а рисует предшествующий путь героя, его социальное окружение, его классовые позиции. Это отчетливо видно как в романе «Тихий Дон», так и в рассказе «Судьба человека». Безусловно, сущность того или иного героя проявляется и в характеристике его портрета, и в способе изображения внешности. «Тихий Дон» «Судьба человека» Григорий.Младший в отцапопёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислыйкоршунячийнос. Андрей Соколов.Отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими мужскими стежками. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?
12
Изучая произведения М.Шолохова, мы также выделили, что характеристика героев сочетается с искусством эпической композиции. Труды Шолохова посвящены большим переломным эпохам в жизни народа, его художественные полотна отличаются четким построением, логически стройны, оправданным во всех своих частях, внутренне целостным и гармоничным, с предельной ясностью раскрывающим идейную сущность. Оба произведения как роман «Тихий Дон» , так и рассказ «Судьба человека» построены на контрастном сопоставлении двух миров: К о м п о з и ц и я Развязка сюжета Экспозиция Кульминация Эпилог Завязка сюжета «Тихий Дон» Мирное время: жизнь донского казачества, его устои и традиции Первая мировая война, гражданская война «Судьба человека» Великая отечественная война Мирное время: счастливая предвоенная жизнь
13
Действие развивается в двух параллельных сюжетных линиях. Особое внимание привлекло и эпическое повествование автора в сочетании разнообразных элементов: и бытовых зарисовок, и широких исторических отступлений, и документальных материалов. В романе «Тихий Дон» использованы военные сводки , приказы , листовки , статьи на политические темы, и в рассказе «Судьба человека» мы видим то же самое. Рассматривая художественные особенности двух произведений, мы выделили и то, что М.Шолохов – великолепный мастер пейзажной живописи. Описания природы, конечно же, занимают важнейшее место и выполняют разнообразные функции. С большим искусством писатель изображает и зимние метели , и осеннюю непогодь , и радость пробуждающейся весны. Мы убеждены, что, во-первых, характерной чертой шолоховского пейзажа является то, что природа дается им не в тонах грустного, пассивного, она у него всегда в бурном развитии, движении, всегда полна жизненной мощи, олицетворяет творческое начало, зовет к новым преобразованиям. Во-вторых, пейзаж выступает в единстве с человеком, его переживаниями, с его деятельностью. «Тихий Дон» «Судьба человека» Великая благодатная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями солнце, молочно-белый пар, волнующийвыщелкраннего жаворонкада манящий клик журавлиной станицы, волнующиеся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес. Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовье подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсемнепроездны.
14
В языке самого автора тоже использованы разные элементы и интонации. Иногда его голос как бы сливается с голосом самих героев, тогда у него также появляются элементы разговорной лексики. И, наконец, еще одна, как мы подметили, шолоховская деталь - оба рассматриваемых произведения заканчиваются одинаково: Григорий Мелехов показан автором в окружении своих детей, а Андрей Соколов нашел смысл жизни в усыновлении маленького мальчика Ванюшки. «Тихий Дон» «Судьба человека» Просторечные слова По гляделкам ему, по гляделкам Аксинья крепко сжимала губы и вдруг заплакала –глотошнаяеё душит Остаешься, стал быть,жалмеркой? У нейгутарют, кила Нутре его болело Там мои товарищи, может, гибнут, а я чухаться буду? Я должен проскочить, и баста! Ну, - говорит, дуй! Жми на всю железку Когда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя, упаси падать» Фразеологические обороты Ить, он, Степан, вязы тебе водночасьсвернет Иначе ему – труба! Кругом не обнять глазом… степь да поля Везло-везло, да и повезло до самой ручки Тот, который впереди колонны шел, поравнялся со мною, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата Дай думаю зайду, перекурю вместе. Одному-то и курить и помирать тошно Диалектные слова амором- очень быстро, мигом, атаманец - казак-гвардеец, баз - крестьянский двор, бабайка- лодочное весло, блазниться- чудиться, мерещиться, представляться, «Тихий Дон» «Судьба человека» Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держа на руках сына… Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастит тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этомупозвётего Родина.
15
Таким образом, у каждого писателя – художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – человек! У Михаила Шолохова, как мы уже говорили выше, свой, удивительный стиль и свой ритм чудесного русского языка во всем его богатстве. Это и есть те качества, которые и создают неповторимость каждого писателя. Именно в этом гениальность М.А.Шолохова, его творческое своеобразие. М.А.Шолохов не плагиатор, а автор, законный и единственный, своих произведений! Мы провели графологическую экспертизу среди своих одноклассников. Мы учитывали: Размер букв Наклон букв Направление почерка Размашистость и силу нажима Характер написания слов Пришли к следующему выводу: почерк женский – чистый, точный, привлекательный, красивый, аккуратный, а мужской – торопливый, неравномерный, некрасивый. И у всех он свой, неповторимый!
16
17