7
  • Презентации
  • Презентация по литературе для 9 класса Обучение анализу эпизода (Глава Фаталист)

Презентация по литературе для 9 класса Обучение анализу эпизода (Глава Фаталист)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
2
«В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…» Быть или не...
«В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…» Быть или не быть? Достойно ли смириться под ударами судьбы Иль стоит оказать сопротивленье? «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…» «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…» «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Эпизод – Микросюжет. Микротема.
Эпизод – Микросюжет. Микротема.
4
Эпизод- небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести),...
Эпизод- небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), играющая в развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших произведениях фабула строится на сцеплении ряда эпизодов, в небольших — она может основываться на одном отдельном эпизоде.
5
Анализ эпизода – это осмысление следующих аспектов: идейно-тематическое содер...
Анализ эпизода – это осмысление следующих аспектов: идейно-тематическое содержание   своеобразие художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими Трёхчастная композиция
6
Повесть «Фаталист» является заключительной главой в романе М.Ю. Лермонтова «Г...
Повесть «Фаталист» является заключительной главой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Если хронологически выстроить повествование о жизни Печорина, то эта глава должна быть предпоследней. Почему автор использует такой композиционный приём? Как он помогает раскрытию характера героя?
7
Фаталист - человек, верящий в неотвратимость судьбы, предопределение
Фаталист - человек, верящий в неотвратимость судьбы, предопределение
8
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба,...
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
9
Предопределены ли высшей божественной волей назначение человека и нравственны...
Предопределены ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его жизни, или человек сам, своими руками, своим разумом, поступками, свободной волей определяет их и следует им?
10
Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба. Тема – вера или нев...
Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба. Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист».
11
12
13
Вулич «имел вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстям...
Вулич «имел вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Загадочная, неординарная личность, Вулич привлекает внимание Печорина. Оппозиция Вулич-Печорин в центре повести.
14
Он был родом серб, как видно было из его имени. Наружность поручика Вулича от...
Он был родом серб, как видно было из его имени. Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. Он был храбр, говорил мало, но резко, никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам, но он не шутя сердился, когда об этом намекали. Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал, но постоянные неудачи только раздражали его упрямство.
15
В раздумьях о жизни, стремление разобраться – глубокое отличие Печорина от Ву...
В раздумьях о жизни, стремление разобраться – глубокое отличие Печорина от Вулича. Вулич- игрок, для него вся жизнь-игра. У Печорина – азарт действия, он не находит себе достойного дела, и в этом драма его жизни. Два противоположных мышления, взгляда на жизнь. Оправдан ли риск, которому подвергают себя герои повести?
16
«Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С...
«Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С. Очень долго, разговор, против обыкновения, был занимателен».
17
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как...
Я возвращался домой пустыми переулками станицы, месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов, звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!...
18
Пейзаж играет важную роль. Он является средством психологической характеристи...
Пейзаж играет важную роль. Он является средством психологической характеристики героя : передаёт душевное состояние, показывает, что Печорин умеет видеть и воспринимать прекрасное, раскрывает философские размышления героя : от созерцания вечернего неба к мысли о «людях премудрых» с их наивной верой в небесные силы, затем думы о своём поколении, воспоминание о прожитых годах. Переход одной мысли в другую ,их связь и развитие, сам «психический процесс» - одно из художественных открытий писателя. Образные средства языка и детали помогают ……
19
Вывод: Глава не случайно завершает роман. В ней дано объяснение жизненных при...
Вывод: Глава не случайно завершает роман. В ней дано объяснение жизненных принципов П. его поступков. В размышлениях о судьбе своего поколения он выражает мысль о предназначении человека: жизнь пуста, когда нет служения высоким целям и идеалам, борьбы во благо людей. А без этого ,по мнению П., невозможно и личное счастье
20
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал ск...
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти?
21
22
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника. Никто, одн...
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника. Никто, однако, не отважился броситься первым. Я подошел к окну и посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет, окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его страшно вращались кругом, порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто неясно припоминая вчерашнее. Я не прочел большой решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.
23
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его лично...
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
24
…подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. — Погодите, — сказал я майору, я...
…подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. — Погодите, — сказал я майору, я его возьму живого. Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось. — Ах ты окаянный! — кричал есаул. — что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки, казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем.
25
Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот,...
Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает» Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума»: их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» То, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом».
26
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при это...
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется? Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
27
Повесть "Фаталист" выполняет роль финала тем, что подводит итог личности и по...
Повесть Фаталист выполняет роль финала тем, что подводит итог личности и поведению героя, открывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют уже не только интимный, но и общественный смысл. Такое композиционное положение и преимущественно философская проблематика как бы ставят главу в особое положение, что и служит основанием для ее выделения и обособления.
28
Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, е...
Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума»: их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом». Это «лишние люди», в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это.
29
Здесь П. даётся возможность испытать судьбу ещё раз, и он направляет лучшие с...
Здесь П. даётся возможность испытать судьбу ещё раз, и он направляет лучшие свои духовные и физические силы, показывает свои достоинства. Повесть подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина.
30
«Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не может решить окончательно,...
«Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не может решить окончательно, существует предопределение или нет, поскольку всегда остается место для случайности, для субъективных «промахов мысли» при объяснении явлений, но даже если предопределение и существует (к чему склоняет пример судьбы Вулича), то и в таком случае человеку остается одно — действовать, испытывать судьбу. Действие, борьба — вот последний вывод Лермонтова из проблемы рока»
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию