- Презентации
- Презентация по литературе Сонет. Из сстории сонета.
Презентация по литературе Сонет. Из сстории сонета.
Автор публикации: Ильина И.И.
Дата публикации: 12.09.2016
Краткое описание:
1
Из истории сонета Создатель «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265 — 1321) написал первую в западно — европейской литературе автобиографическую повесть «Новая жизнь», в которую включил сонеты, которые были созданы ранее.
2
Его младший современник Франческо Петрарка (1304 — 1374) создал много произведений, в их числе были и научные трактаты, и лирические произведения. Но прославился он более всего произведениями, обращёнными к Лауре. Циклы посвящённых ей стихов содержали 317 сонетов. Лирика Петрарки была так популярна, что возникло направление петраркизм, влияние которого на литературу 16 века было очень сильным
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Под этим влиянием находился и Уильям Шекпир (1564 — 1616) — драматург и поэт. Он создал 154 сонета. * * * Литература развивалась, жанры возникали и умирали. Лишь немногие жанры пережили столетия, среди них - сонет.
4
Уильям Шекспир. Сонет 130 (перевод С.Маршака) Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.
5
Сонет — (итал. sonare - звучать) жанр лирики, стихотворение, состоящее из 14 строк, имеющее строгую форму. первые 8 строк — 2 четверостишия (катрены), последние 6 строк — 2 трехстишия (терцеты). В каждой из этих 4-х частей мысль должна быть завершена. В первом четверостишии — завязка общей темы, в последнем трёхстишии её развязка, и последняя строка - «сонетный замок» - самое важное для автора суждение.
6
Рифмовка катренов может быть: АББА АББА / АБАБ АБАБ Терцеты могут иметь различную рифмовку. Требования строго соблюдаются. Стоит автору добавить 1 терцет, такой сонет будет называться «хвостатый». Если убрать первое четверостишие - «безголовый». Строго нормируется чередование рифм, не допускается повторение слов. Стихотворным размером сонета в русской поэзии может быть только пяти- или шестистопный ямб.
7
В русской литературе, как и в европейской, распространены 3 основные формы сонета: 1. Итальянский сонет: 2 четверостишия с перекрестной АВАВ или опоясывающей АВВА рифмой и 2 трёхстишия с рифмами, отличными от рифм в катренах.
8
Например, стихотворение В.В.Набокова «Счастье» Я знаю: пройден путь разлуки и ненастья, И тонут небеса в сирени голубой, И тонет день в лучах, и тонет сердце в счастье... Я знаю, я влюблен и рад бродить с тобой. Да, я отдам себя твоей влюбленной власти И власти синевы, простертой надо мной... Сомкнув со взором взор и глядя в очи страсти, Мы сядем на скамью в акации густой. Да, обними меня чудесными руками... Высокая трава везде вокруг тебя Блестит лазурными живыми мотыльками... Акация чуть-чуть, алмазами блестя, Щекочет мне лицо сырыми лепестками... Глубокий поцелуй... Ты - счастье... Ты - моя...
9
2. Французский сонет: 2 четверостишия с опоясывающей АВВА рифмой и 2 трёхстишия, комбинирующих парное, опоясывающие (или перекрестные) рифмы так, чтобы сложились дистих (2 строки) и катрен.
10
Например, «Приморский сонет» А.А.Ахматовой Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда... Там средь стволов еще светлее, И всех походе на аллею У царскосельского пруда.
11
3. Английский сонет: 3 четверостишия с перекрестной рифмой + финальное двустишие (такой сонет называют шекспировским).
12
Например, «Забыв тревоги дня...» А.А.Лукьянова Забыв тревоги дня, как счастлив я порою От города вдали! Безмолвны небеса, Заря вечерняя бледнеет за горою, И падает с ветвей жемчужная роса. Подходит тихо ночь, все ярче надо мною Далекая звезда, ночных небес краса, И, в грезы погружен, объятый тишиною, Я чутко слушаю природы голоса… Иду. Вокруг цветы. В тени густого сада Летают весело ночные мотыльки… Но вот в мое лицо повеяла прохлада, Раскинулись поля, донесся плеск реки… О ночь прекрасная! О чудная награда За долгий день труда, волненья и тоски!
13
«Венок сонетов» — цикл сонетов из 15 произведений, связанных между собой каким-либо поэтическим принципом или приёмом, построенный в особом порядке. Последнее стихотворение «венка сонетов» должно быть составлено из первых строк предыдущих 14, оно называется «магистралом» или «магистральным».
14
Неправильные формы сонетов: 1. С добавочной 15-й строкой (кодой). «Уединение: уйди» М.Цветаевой. 2. «Безголовый сонет»: одно четверостишие и 2 трёхстишия. «Ты с холодностью мартовского льда» Е.Г.Полонской. 3. «Половинный»: одно четверостишие и одно трёхстишие. «Отрывок» А.Ахматовой.
15
4. «Опрокинутый»: 2 трёхстишия и 2 четверостишия. «Дачник — обличитель» С.Я.Маршака. 5. «Хромой»: четвёртый стих в катренах короче, либо длиннее предыдущих. «За детский бред, где всё казалось свято» Н.Г.Львовой. 6. «Сплошной»: построенный на двух созвучиях. «Уединенье» В.Ф.Ходасевича, «Шарманка» О.Э.Мандельштама.