- Презентации
- Презентация по литературе на тему Подготовка к итоговому сочинению
Презентация по литературе на тему Подготовка к итоговому сочинению
Автор публикации: Брояновская Н.С.
Дата публикации: 03.10.2016
Краткое описание:
1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
2
→ 7 декабря 2016 → 1 февраля 2017 → 3 мая 2017 Даты проведения Итогового сочинения в 2016 – 2017 учебном году
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Сочинение позволит: проверить широту кругозора умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы проверить владение речью
4
Ещё раз об особенностях сочинения Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
5
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. К чему готовиться сегодня…
6
Возможно, это подсказка… Как видно, отношения между членами каждой пары разнообразны, перед нами не обязательно антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Исследованию этих отношений, выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, можно посвятить предэкзаменационное время. Важно, что «двойчатка» создает определенную разность потенциалов, а значит служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра. Напомним, что темы сочинений по предложенным направлениям будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой на литературный материал. Поэтому к экзамену неплохо перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. Это вовсе не обязательно произведения из школьной программы. Интереснее всего получаются сочинения, в которых ученик берет ту книгу, которая его действительно затронула – независимо от наличия в программе.
7
1. «Разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой
8
Афоризмы Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес. (В. Гюго) Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. (Лукреций) Мысль прежде чем стать мыслью, была чувством. (К. С. Станиславский) Великие мысли происходят от великого чувства. (Франсуа де Ларошфуко)
9
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М,Пришвин) Разуму не постичь надобностей сердца. (Вовенарг) ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский) Разум Чувства Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси Человек, который склонен к возвышенным чувствам, обманывает обычно и себя, и других. Ремарк Э.М. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. Аристотель Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородныесвойства, которые расширили бы круг его жизни. О.Бальзак Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его. Вольтер Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. Гюстав Флобер Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. Шамфор Нужно выплескивать чувства наружу. Хуже, если перестать это делать. Иначе они будутнакапли-ватьсяи затвердевать внутри. А потом - умирать. Х.Мураками. Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. Декарт Порой чувства как цветок — нужно время, чтобы распуститься. ДжейнОстин
10
Обратимся к литературоведению Антитеза– стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог. Антонимы– слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь.
11
Литература в помощь В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья, «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина, «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне». К.Паустовский «Телеграмма», «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
12
. Примерные тезисы сочинения «Разум и чувства». Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году. Можно выделить два направления, по которым следует рассуждать по данной теме. 1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих. 2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг
13
Размышления по теме: «Разум и чувства» Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь. Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует. Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам. Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств. Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
14
Возможные формулировки тем Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер). Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет. Нужно ли выплёскать чувство наружу? Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер) Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл). Должен ли разум подчиняться науке? Разум – счастливый дар человека или его проклятие? Всегда ли совпадают разумное и нравственное? Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт). В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс). Вселенная обретает смысл лишь в том случае, когда нам есть с кем поделится своими чувствами (Пауло Куэльо). Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).
15
2. «Честь и бесчестие» В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения
16
Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)
17
Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. (Демокрит) Честь Бесчестие Лишать чести другого — значит лишаться своей. ПублийСир Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой. Корнель Пьер Я всякую беду согласенперенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер Каждая нечестность — шаг к бесчестью. В. Синявский Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие. ПублийСир Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица
18
Литература в помощь Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество . А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов, старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин, «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович. Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск», «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Каверин «Картина». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана».
19
Возможные формулировки тем Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон) Может ли честь противостоять бесчестию? Береги честь смолоду… (пословица) Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием? Откуда берутся бесчестные люди? Честь истинная и ложная. Есть ли в наши дни люди чести? Какие герои живут по чести? Смерть или бесчестие? Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Вода все смоет, только бесчестье не может смыть. Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем Есть ли право на бесчестье? Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? Каждая нечестность — шаг к бесчестью.
20
3. «Победа и поражение» Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных
21
Афоризмы Победа порождает ненависть, побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. (Будда) Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует. (Юстин-историк) Ни одна жизненная победа не затмит собой поражение в любви. (Э.Хемингуэй) Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой. (Р. Бах «Мост через вечность»)
22
Хочешь побеждать, умей проигрывать. Это не парадокс. Это типично гарвардская черта — способность обратить любое поражение в победу. Эрик Сигал (История любви) Победа Поражение Величайшая победа —победанад самим собой. Цицерон Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э.Хемингуэй Всегда победа с теми, в ком согласие. Публий Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. Э.М.Ремарк Мы русские и потому победим. А.В. Суворов Для поражения есть тысяча причин, но ни одного оправдания. Майк Рейд Если противник превосходит тебя численно, лучший способ добиться победы — действовать неожиданно. ДжудУонстон Успеха часто добиваются те, кто не подозревает о неизбежности поражения. КокоШанель Где единение, там и победа. ПублилийСир Успех — это всегда чье-то поражение. УрсулаЛеГуин Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу. Иоганн Вольфганг Гёте Поражение — школа, из которой правда всегда выходит более сильной. Генри УордБичер
23
Литература в помощь «Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой», «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»,«Война и мир», «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы», «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».
24
Возможные формулировки тем Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы! Тактика победителя — убедить врага в том, что он делает всё правильно. Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. Все победы начинаются с победы над самим собой. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение. Нужно и можно ли судить победителей? Одинаковы ли на вкус поражение и победа? Сложно признать поражение, когда так близок к победе. Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».
25
4. «Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых,
26
Афоризмы Опыт старших — это более длинная цепь ошибок в сравнении с опытом молодых. (Инна Гофф) Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам. (О. Уайльд) Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную. (Марк Твен) Только пепел знает, что значит сгореть дотла. (И. Бродский)
27
Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса… Ф.И.Тютчев Легче правильно сделать самому, чем объяснять, в чем ошибки другого. Г. Лонгфелло Опыт Ошибки Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь. СэмюэльКоллридж Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. ДжоанКоллинз Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика. Т.Карлейль На своих ошибках учатся, на чужих — преподают. Геннадий Малкин Недостаток опыта вызывает уверенность в себе. Античный афоризм Промедление лучше ошибки. ТомасДжефферсон Фраза: «У меня 25 летний опыт» – означает: «У меня годовой опыт, которому теперь уже 24 года». КлаусМоллер Желание избежать ошибки вовлекает в другую. Гораций Опыт не улучшил никого, те, кого улучшил — врут безбожно, опыт — это знание того, что уже исправить невозможно. ИгорьГуберман Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, неудалосисовершить. Франсуаза Саган Мы охотнее признаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении. И. Гёте
28
Литература в помощь «Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»,«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник», «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся», «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». В.Каверин «Два капитана», «Картина», «Иду на горозу». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», «Искренне Ваш Шурик».
29
Возможные формулировки тем Всегда ли неопытность ведёт к беде? Источник нашей мудрости — наш опыт. Ошибка одного — урок другому. Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика. Опыт учит только тех, кто на нем учится. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту. Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Самая плохая черта, которая есть во всех людях — это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки? Могут ли ошибаться мудрецы? Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. Самая большая ошибка - пытаться быть приятнее, чем ты есть.
30
5. «Дружба и вражда» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
31
Афоризмы Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. Демокрит Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. Цицерон Марк Туллий Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. Ветхий Завет. Притчи Соломона Все пройдет — и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет. Если ты не поделишься вовремя с другом — Все твое достоянье врагу отойдет. Омар Хайям
32
Надругательство над дружбой — Это с мудростью разлад. Шота Руставели Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду. Мишель де Монтень Дружба Вражда Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.Сократ Любовь и рассудок враждуют в любом возрасте. ДжейнОстин Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных. Демокрит Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. Демокрит Друг — это как бы второе «Я». Цицерон Марк Туллий Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на вражду. ШарлоттаБронте Друзей немало, дружба только редкостна. Федр Когда нет врагов, то не бывает войны. Лао-Цзы Кто себе друзей не ищет — самому себе он враг. Шота Руставели Длинные языки... сеют вражду между соседями и между народами. Вальтер Скотт Чем жив, кто дружбы не познал святой? Подобен он жемчужнице пустой. АлишерНавои Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. АртурШапенгауэр Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать. НикколоМакиавелли Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с этим другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее. Авиценна
33
Литература в помощь Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».
34
Возможные формулировки тем Верно ли, что без истинной дружбы жизнь — ничто? Можно ли прожить жизнь, не имея друзей? Когда вражда может перерасти в дружбу? И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь. (Омар Хайям). В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон). Можно ли любить друзей за их недостатки? Согласны ли с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой «(Менандр). Благородным поведением можно завоевать даже врага. Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам! Почему между родными возникает вражда? Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками. Не бывает плохих наций — бывают плохие люди… Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был… Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди). Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.
35
Примерная структура итогового сочинения Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной композицией. Чтобы оно соответствовало данным требованиям, его необходимо писать по определенному плану (структуре). Классическая структура сочинения выглядит так: Вступление, Основная часть: тезис №1 + аргумент, тезис №2 + аргумент, тезис №3 + аргумент. Заключение. Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение. Тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте. Однако педагоги отмечают, что лучше всего формулировать две пары «тезис + аргумент».
36
Требования к ученикам Поскольку итоговое сочинение отражает уровень грамотности ученика и его умение оперировать имеющейся информацией, то очень важно, чтобы он написал его самостоятельно. На экзамене строго пресекаются все попытки к списыванию и использованию запрещенных вспомогательных материалов. Правилами проведения испытания четко регламентировано, что можно и чего нельзя делать при написании сочинения. Так, на рабочем столе ученика должны находиться только: ручка с чернилами черного цвета (тип ручки выпускник может выбирать по собственному усмотрению), документ, подтверждающий личность, орфографический словарь, который выдают члены комиссии, при необходимости лекарства, вода или питание. При написании сочинения строго воспрещается пользоваться мобильным телефоном или другими средствами связи, заметками, справочными материалами, художественными произведениями, одним словом всем, что не входит в вышеуказанный список. Также нельзя выносить темы сочинения за пределы аудитории. Нарушение данных правил влечет за собой автоматический «незачет» по экзамену. Вооружены – а значит, НЕ ОПАСНЫ!!!
37
Запомни, идущий на экзамен!!! Итоговое сочинение – это полноценный и очень важный экзамен, который традиционно длится 3 часа 55 минут и оценивается по системе «зачет/незачет». Минимальный объем работы составляет 250 слов, рекомендованный – не менее 350 слов. Для успешной сдачи испытания, сочинение должно отвечать пяти основным критериям: соответствие заданной теме, аргументированность с опорой на литературный материал, высокое качество речи, логичность и композиция рассуждений, грамотность. Основными считаются критерии «1» и «2», если сочинение не будет соответствовать хотя бы одному из них, то по нему будет выставлен «незачет». «Зачет» обеспечит работа, отвечающая двум главным критериям («1» и «2») и как минимум одному из остальных. Если ученик, все же, получит «незачет», то у него будет возможность пересдать экзамен немного позднее. К написанию итогового сочинения также могут допускаться выпускники более ранних лет, которые готовятся к вступлению в ВУЗы.
38
39
40
41
42
43
44
ТРЕБОВАНИЕ 1 – КОЛИЧЕСТВО СЛОВ (НЕ МЕНЕЕ 250, РЕКОМЕНД. 350) ТРЕБОВАНИЕ 2 – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
45
Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
46
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
47
Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
48
Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
49
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
50
Шаг I. Выбор темы. ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ. Я МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1). ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС. ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)? КАК ПИСАТЬ?
51
1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы? — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? 2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут, в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения, не менять тему в процессе написания сочинения.
52
Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ) писать? ЗАЧЕМ писать? КАК писать? 1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. 1. Определяю основную мысль сочинения. 1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) 2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения 2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации 3. Обдумываю композицию и форму сочинения 3. Пишу заключение
53
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное. б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала. в) Заключение (озаглавьте его!) Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы? Напишите план
54
Выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков) НАЧАТЬ ПИСАТЬ С ОСНОВНОЙ ЧАСТИ!!! ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ «ЗАДАЕТ» ТЕМА СОЧИНЕНИЯ. ПОДТВЕРДИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПРИМЕРАМИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Шаг 3. Пишу сочинение.
55
1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно ЭКСПЕРТУ, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе. 2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)? 3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?. СОВЕТЫ
56
4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.). 5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»). 6. В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие. 7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер). 8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее? 9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?
57
10. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. 11. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев. 12. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.
58
Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему, — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору, — обоснование причин обращения к этой теме, — эмоционально ввод в тему сочинения, — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю), — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы, — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи), — оформление вступления в виде вопросов
59
Обдумать заключение. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится). — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате.
60
Шаг 4. Тактика ПРОВЕРКИ сочинения 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество - 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы: Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? Я ОТВЕТИЛ(А) НА ВОПРОС? КАК ТО, ЧТО Я НАПИСАЛ(А), ОТНОСИТСЯ К ТЕМЕ СОЧИНЕНИЯ? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта) Приведены ли аргументы из художественных произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)
61
Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3) Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4) Насколько грамотно написана работа? ВСЕ ЛИ СЛОВА ПРОВЕРИЛ(А) С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧ.СЛОВАРЯ? (Это критерий 5)
62
- Вступление - Основная часть - Заключение. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений. Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф в сочинении возможен, но не обязателен. Композиция сочинения
63
Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Вступление в сочинении – рассуждении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читателя к восприятию нашего рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему, необходимость вступления определяется самой логикой :а) в самом тезисе ( в его формулировке) есть такое понятие, которое требует предварительного выяснения, б)автор рассуждения хочет предупредить читателя о том, как он понимает тему, в каком ракурсе будет раскрывать ее. Необходимо помнить, что характер вступления определяет логику сочинения: если высказан тезис, его нужно доказать. Вступление
64
Во вступлении может: Как начать вступление?
65
Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно нарушает композиционно-логическую стройность. В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или даёт краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая стоит в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения.
66
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении «Нет, самое противное в сочинении — это его начало и конец! Ну, финал ещё более-менее, чего-нибудь навыводишь из написанного, а вот вступление... Сижу тормоз-тормозом, а времечко-то — тю-тю! Это на уроках-то ещё ничего, а на экзамене! Нет ли у кого, братья славяне, какого-нибудь универсального советика, как ускорить процесс брожения моей мысли по этому поводу?» ( Честное признание в чате с надеждой на помощь) Правильно делаете, если также обдумываете эти важные композиционные части сочинения! В самом деле, их роль значительна, особенно когда стремитесь получить заветную «5» Посмотрите, что может или должно быть во вступлении и заключении.
67
Вступление может Заключение 1) Вводить в тему текста. 1)Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением. 2) Сообщать об основной проблеметекста. Должно завершить сочинение,еще раз обратив внимание на самое главное 3) Быть основным тезисом, которыйбудешь аргументировать. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором. 4) Быть основанием для объяснения основной проблемы. 4) Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором 5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции 5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме. 6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста). 6) Может дополнять мысль автора. 7) Определять круг проблем, затронутых автором. 7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем. 8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором 8) Может содержать этически корректное возражение автору. 9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором 9) Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане
68
Типичные цели вступления: —дать общие сведения об обсуждаемой теме, —ввести в тему текста, —назвать проблему, которой будет посвящен текст, —обосновать актуальность проблемы, —заинтересовать читателя, —подготовить читателя к восприятию текста, — высказать свою точку зрения на проблему. Итак, как же написать вступление? Вступление обычно состоит из трех частей. 1. «Магнит», или «зацепляющий крючок». Он нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Логично, если магнитом станет первое предложение. Существуют различные приемы написания «магнитов». Итак, с чего начать сочинение? Смотрите, сколько вариантов вступлений может быть к нему по предложенному тексту!
69
«Магниты» для вступлений Прием Пример 1. Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) Часто ли мы задумываемся о том, как мы говорим? (к тексту о языке) 2.Интересное наблюдение Средний россиянин не знает ни одного языка, кроме русского. Однако он слушает англоязычные музыкальные группы, носит турецкую рубашку и брюки из Китая. На его обеденном столе американские куриные ножки и финское масло. В его доме стоит японская электроника. (К тексту об интернационализме) 3.Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы и т. п. «Даже когда невозможно остаться человеком, невозможно не остаться им» — эти слова И. Смоктуновского, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к данному тексту. (К тексту о нравственности) 4. Восклицание Какое счастье после долгого путешествия вновь оказаться дома! (К тексту о том, что человек должен иметь корни) 5. «Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, далекая на первый взгляд от проблематики текста, а потом выясняется их глубинная связь) Представьте себе книгу, из которой вырваны почти все страницы. В ней есть только обложка, а внутреннего содержания нет. Когда я читал текст И.Кабыш, у меня возникла эта ассоциация. Казалось бы, какая тут связь? Но, на мой взгляд, человек, который знает мало слов своего родного языка, напоминает такую книгу. (К тексту об обеднении русского языка) 6. «Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста) Прочитав этот текст, многие люди недоуменно спросят: «Какое отношение имеют размышления из текста к нашей сегодняшней жизни? Сегодня люди не получают правительственных наград за труд, как это было при социализме». Но на самом деле, проблема текста намного глубже, чем это может показаться (К тексту о наградах)
70
2.Соединяющая информация. После «магнита» обычно следуют несколько предложений, которые помогают перейти собственно к предмету обсуждения. Это может быть дополнительная информация или примеры. 3.Утверждение. Обычно это последняя часть вступления, состоящая из одного-двух предложений.
71
Вступление может бытьнаписано в форме: Пример 1) Лирического размышления Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной безднеВселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, ицвета эти не кажутся холодными: нашапланета — теплый маячок, единственнаяродная гавань для тех, кто смотрит на неёиз иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля — и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая силабережёт своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы?Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом?В. Солоухин рисует страшную картинунашего «хозяйствования». 2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). Кто из живущих ныне людей может себепредставить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом березовом лесу, авместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин. 3) Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тесту. (Не забудь: в заглавии может звучать тема текста, оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). «Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...
72
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем ее. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжелая? Еще бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ. 5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. Черная, обугленная земля до самого горизонта... Запах смерти... Мертвая тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночества... Все это ждет человечество, если оно продолжит тотпшубныйпуть, о котором пишет В. Солоухин в своей статье. 6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будь осторожен, если начинаешь сочинение с цитаты! Только тогда используй ее, когда помнишь дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка «Судьба человечества — в руках человека. Вот в чем ужас». Эта фразаВ.Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе. 7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы). Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и Л.С. Пушкин («Скупойрыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), иО. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когдаэто моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привестичеловечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.
73
Посмотрите, какой вариант вступления тебе проще всего написать? Выбрали? Тогда выбирайте ещё и вариант заключения. 8) Иллюстрации каким-либо м основной мысли илиосновной проблемы текста. Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашейдальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где вдет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное — покорежено, повалено, ободрано...Приземлились у небольшой реки, пошлинабрать воды для чая, а на берегах — горытухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросаютздесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писательВ. Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладкимхолодным кружочком золота». 9) Описательного утверждения. Когда мы запрокидываем голову, разгадывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне естьжизнь, подобная нашей. Да навернякаесть. Но едва ли найдется еще одна такаяпланета, которую бы так варварски, такдикарски уничтожали её самые разумныеобитатели... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждаетписатель В. Солоухин.
74
Внимание: Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения. Этапы работы над сочинением Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определённым углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. 1.Обдумывание и уяснение темы, определение её границ, выявление её содержания Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, то есть сделали набросок плана сочинения.
75
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. 3.Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывают тезис (общая мысль), потом называют частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия. От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке). 2.Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
76
Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой. 4.Подбор фактического и цитатного материала
77
• Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не торопиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя. • Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы. • Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения. • Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения Как писать сочинение
78
• Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении. • Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений. • Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. • Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки. • Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
79
Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите вставку. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку. При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними. Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить. Рекомендации по оформлению черновика
80
— суммировать сказанное, обобщить информацию, — подвести итоги размышления, сделать вывод, — дать оценку сказанному, — дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении, — повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы, — сделать прогноз каких-то событий или явлений, — четко сформулировать мнение автора по данной проблеме, — вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть ее актуальность, — призвать читателя к выполнению тех или иных задач, — заставить читателя дальше самостоятельно поразмышлять над проблемой. Исходя из вышеизложенных целей, можно по-разному создавать заключение текста. Существуют разные приемы написания заключения. Они перечислены в табл. 10. Каждый прием сопровождается примером. Типичные цели заключения:
81
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: • короткой, но ёмкой, • органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Внимание: Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения. Заключение
82