- Презентации
- Презентация по литературе на тему Серебряный век. Символизм
Презентация по литературе на тему Серебряный век. Символизм
Автор публикации: Самохвалова О.В.
Дата публикации: 14.11.2016
Краткое описание:
1
Серебряный век
2
На подступах к серебряному веку В конце 19 века литература неудержимо двигалась к модернизму. Французское прилагательное moderne = «новейший», «современный». Модернизм – широкое движение рубежа 19 – 20 веков, которое - противопоставило себя предшествовавшему искусству, - выдвинуло цели - создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
энтузиазм, страсть к движению, потребность действовать против чего-либо или против кого-либо, нигилизм: без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности, культ молодости и новизны, устремленность в будущее, эпатажность революционность (в культурном смысле), экспериментализм, стилевое новаторство Характеристики модернизма Вот та самая картина Моне Впечатление, Восход солнца, с которой и пошло слово импрессионизм:
4
Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Бергсона, Фрейда, позднее – Ортеги-и-Гассета, Камю и др. Философско-мировоззренческой основой модернизма послужили идеи Большую роль в своей системе Зигмунд Фрейд отводил инстинктам. Именно они, считал психолог, определяют все богатство духовных устремлений людей, разнообразие их интересов, их природы и их поступков. Эти побуждения и влечения становятся источником и движущей силой развития искусства.
5
Модернизм охватил все сферы искусства К числу наиболее известных модернистов, работы которых способствовали оформлению модернистской традиции, относятся следующие авторы:
6
В прозе Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Р. Музиль, А.Камю, Т. Манн и др. … Итак, я встал, я передвигался по комнате крайне осторожно, я вставал так, чтобы не замечать ни стула Альбертины, ни фортепьяно, педали которого она нажимала своими золотыми туфельками, ни одного из тех предметов, которые были ей нужны и которые, говоря на особом языке моих воспоминаний, казалось, хотели перевести на особый язык ее отъезд, создать другой его вариант. Но и не глядя на них, я их видел, силы оставили меня, я рухнул в голубое атласное кресло, – отлив этого атласа час назад в полумраке комнаты, озаряемом единственным лучом света, навевал мне страстные мечты, столь далекие от меня сейчас. Я не садился в кресла до этой минуты, то есть пока Альбертина была еще здесь. Я не усидел – я встал… Марсель Пруст . В поисках утраченного времени
7
А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. В драматургии Сцена из спектакля Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Берлинер ансамбль. 1949.
8
А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, P.M. Рильке, Г. Аполлинер и др. В поэзии О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! В.Хлебников, портрет работы В. Маяковского, 1916 В. Хлебников, портрет работы В. Бурлюка, 1913
9
В музыке И. Стравинский, А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен и др. Игорь Федорович Стравинский
10
В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, и др. В живописи Василий Васильевич Кандинский. Москва. http://muzlit.com/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/kandinskiy_vasiliy_vasilevich.1415 Марк Захарович Шагал. Двое над Витебском». http://belan-olga.livejournal.com/956055.html Каземир Северинович Малевич . Цветочница. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/376-1.htm Пабло Пикассо. Девочка на шаре. http://coffeeberry.bestpersons.ru/feed/post21082566/ Сальвадор дали. Сон. http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2117
11
В архитектуре Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и др. Музей , Жилой дом, зал библиотеки, жилой дом, кафедральный собор, музей
12
Они подготовили Серебряный век Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), религиозный философ, писатель-мистик. Константин Константинович Случевский (1837-1904) – русский поэт, писатель. Дмитрий Сергеевич Мережковский русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
13
Серебряный век – культурное явление, отразившееся в произведениях разных видов искусства, но прежде всего – в поэзии. Это «поэтический ренессанс».
14
1892 – 1921 1892 г. – выходят «Символы» Мережковского, в 1921 г. погибают Блок и Гумилев, вскоре за ними – Хлебников и Короленко, эмигрировали сотни деятелей культуры.
15
Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья,- Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Впервые в литературном творчестве выражение «Серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя». Окончательно выражение вошло в оборот в 1960-е годы, когда появились воспоминания издателя С. Маковского «На Парнасе Серебряного века». Сергей Маковский Оцуп время Пушкина, Достоевского, Толстого назвал отечественным золотым веком, а последовавшие за ним «как бы втиснутые в три десятилетия явления» - Серебряным веком. Николай Авдеевич Оцуп
16
Итак, Оцуп назвал Серебряным веком последовавшие за золотым веком «как бы втиснутые в три десятилетия явления». Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Определение «Серебряный век» относили к русскому искусству в целом. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с модернистскими течениями. Николай Авдеевич Оцуп
17
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических течений и школ, огромный интерес к поэзии. Все течения не были замкнутыми течениями, очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Особенности Серебряного века Почти полувековое царствование реализма сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента.
18
Поэтические направления Серебряного века символизм акмеизм футуризм имажинисты Кроме этих основных направлений также творили: новокрестьянские поэты реалисты неоромантики поэты вне литературных направлений Среди ярких представителей неоромантизма — такие писатели, как Этель Лилиан Войнич, Джек Лондон, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен,Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе, в России — ранний Максим Горький, Николай Гумилёв, Александр Грин, Владимир Набоков.
19
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». Н.К. Рерих. Матерь Мира. Особое значение для символистов имело философское учение В. С. Соловьева о мировом «всеединстве» и о Софии (Вечной Женственности и Божественной Премудрости). София — «душа мира», в ней отражается Божество.
20
Символизм Старшие символисты (декаденты)1890-ые–1910 гг. Поэты Манифест Сущность, цели Д.С.Мережковский З.Н. Гиппиус В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт Ф.К. Сологуб Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»(1893), сборники, составленные В.Я. Брюсовым«Русские символисты»(1894-1895) Выразить с помощьюсимвола постигаемые идеи, чувства, видения. Символ называет явления земного мира, но подразумевает явления мира небесного. Цели: вернуть поэзии общественное влияние, реформировать русскую поэзию.
21
Символизм Младосимволисты (теурги) 1903 - 1910 1910 – кризис символизма. Поэты Традиции Манифесты Сущность и цели А. А. Блок, Андрей Белый В.И. Иванов Учение философаВладимира Сергеевича Соловьева о Софии (мудрости Бога – Вечной Женственности) СтатьяАндрей Белого «О теургии», 1903 Служение Прекрасной Даме (Вечной Женственности) Цели: соединитьмир земной и небесный, уловив в земной женщине воплощение мудрости Бога. 1910 – кризис символизма, он перестает существовать как единое течение Картины Жана-Габриеля Домерга
22
Символизм в России эпохи Серебряного века представлен именами — Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Константина Сомова Публика заметила Врубеля лишь в1896 г. после демонстрации больших панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Уже в то время мастер был «болен» образом Демона, которого современники считали «вещим сном художника о самом себе». Действительно, во Врублевском падшем ангеле сошлись Лермонтовский «дух Изгнанья» и романтические мечтания самого художника. Вслед за юным «Демоном сидящим» (1890) появились и другие варианты. Незавершенное панно «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). К поздним шедеврам Врубеля относятся: Тины «Царевна-лебеды», «К ночи» (обе 1900), «Шестикрылый Серафим» (1904). «Существует категория людей, для которых Врубель очень дорог… Заманчив прежде всего как нечто поэтическое, как утренняя заря, как запах сирени, как пение соловья. И даже если у них нет и не может быть глубокого поншиания этого трудного художника, то они всегда будут нести навстречу ему благородное чувство любви, способное приблизить человека к искусству». Так писал о Врубеле известный русский искусствовед М.В. Алпатов. Эти размышления возникли на фоне очень противоречивых оценок мастера, чей жизненный и творческий путь полон загадок. Цельной натурой Врубель никогда не был. Уверенность в собственной одаренности (а в творчестве все давалось ему очень легко!) постоянно оборачивалась недовольством тем, что выходило из-под его кисти. Временами Врубеля охватывало чувство безнадежности, обреченности на неудачу, когда даже любимое искусство вдруг казалось, по словам самого художника, «не то угрозой, не то сожаление, воспоминаниями и мечтой». Думается, что для теоретиков символизма Врубель был идеальным типом творца, отрекшегося во имя искусства от повседневности, мучимого видениями и гениальными прозрениями. Очевидно и другое: его завораживающая живопись воплотила в красках провозглашенные символистами «музыкальные начала» мировой гармонии. «Музыка» его полотен соткана с помощью изысканных приемов. Образы Врубеля дробятся на многочисленные грани, осколки, мелкие плоскости. Резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов предметов и образов, расчленение их объемов превращают картину в своеобразный объемно-плоский узор. Положенные рядом мазки, словно музыкальные созвучия, имеют и собственные «голоса», и одновременно сливаются с другими « голосами» в мощное звучание «симфонических» красок. В1884 г. никому не известный молодой Врубель создал прекрасные композиции к реставрируемой Кирилловской церкви в Киеве, сумев передать в них глубокую духовность и внеземную сущность персонажей Священной истории. К сожалению, остались в эскизах иконописные шедевры мастера, предназначенные для киевского Владимирского собора (1887). Публика заметила Врубеля лишь в1896 г. после демонстрации больших панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Уже в то время мастер был «болен» образом Демона, которого современники считали «вещим сном художника о самом себе». Действительно, во Врублевском падшем ангеле сошлись Лермонтовский «дух Изгнанья» и романтические мечтания самого художника. Вслед за юным «Демоном сидящим» (1890) появились и другие варианты. Незавершенное панно «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). К поздним шедеврам Врубеля относятся: Тины «Царевна-лебеды», «К ночи» (обе 1900), «Шестикрылый Серафим» (1904). http://cultureart.ru/page/3