- Презентации
- Презентация. Жуковский Лесной царь
Презентация. Жуковский Лесной царь
Автор публикации: Жукова Н.Г.
Дата публикации: 02.11.2016
Краткое описание:
1
Романтическая баллада «Лесной царь» Выполнила: Жукова Нина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
2
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. А.С.Пушкин «К портрету Жуковского» Василий Андреевич Жуковский
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
* Цель урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы, определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Лесной царь». сравнить тексты баллады Гёте и Жуковского Примечание В основе педагогической мастерской – индивидуальная или групповая самостоятельная работа учеников по изучению нового материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики прорабатывают и преобразовывают текст учебника или дополнительный материал в план, тезисы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книг, а не со слов учителя.
4
Что же такое баллада? О чём такое произведение? Баллада – это необычное стихотворение с острым сюжетом о неотвратимой судьбе героя или о случае, в корне изменившем его жизнь. Чаще всего баллада посвящается историческим или фантастическим событиям, которые носят драматический, напряжённый характер. В основе баллады непременно лежит чудесное. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие. Главное в балладе – поведение человека в сложном запутанном мире, где рок играет значительную роль.
5
Каковы ваши впечатления? Что вы предчувствуете? Каково настроение баллады? Баллада Гёте называется «Король эрлов». Слово «эрлы» означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло. Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского.
6
«Лесной царь»
7
«Сын Лесного царя»
8
«Лесная нимфа»
9
* Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Что хотел показать нам Гёте и Григорьев? Что внёс Жуковский в перевод?
10
Иоганн Вольфганг Гёте «Король эрлов» Кто скачет так поздно сквозь ветер и ночь? Это отец со своим ребёнком. Он имеет ребёнка в руках, Он схватил его уверенно, Он держит его крепко. - Мой сын, что таит твоё жуткое (боязливое) лицо? - Отец, разве ты не видишь Лесного царя? Лесного царя с короной и хвостом? - Мой сын, это налёт тумана. «Ты, дорогое дитя, приди, идём со мной! Даже прекрасные игры я буду играть с тобой, Есть всякие разноцветные цветы на окраине, У моей матери имеется некоторая золотая одежда». - Мой отец, мой отец, разве ты не слышишь, Что Лесной царь мне тихо обещает? - Будь спокоен, оставайся спокоен, моё дитя, Это в сухих листьях шелестит ветер. «Хочешь ты, прекрасный мальчик, идти со мной? Мои дочери должны тебя ждать. Мои дочери водят ночной хоровод, И укачают они тебя, и станцуют, и споют». - Мой отец, мой отец, разве ты не видишь: там Дочери Лесного царя в угрюмом мрачном месте? - Мой сын, мой сын, я вижу это точно: Это кажутся старые ивы такими серыми. «Я люблю тебя, меня привлекает твой прекрасный образ. Если ты и не хочешь, мне нужна власть над тобой». - Мой отец, мой отец, сейчас он схватит меня! Лесной царь покончит со мной! Отцу страшно, он скачет быстро. Он держит в руках стонущего ребёнка, Достигает двора с большим трудом… В его руках ребёнок был мёртв.
11
Баллада А.А.Григорьева «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1850 год) Кто мчится так поздно под вихрем ночным? Это – отец с малюткой своим. Мальчика он рукой охватил, Крепко прижал, тепло приютил. - Что всё личиком жмёшься, малютка, ко мне? - Видишь, тятя, лесного царя в стороне? Лесного царя в венке, с бородой? - Дитятко, это туман седой. «Ко мне, мой малютка, со мною пойдём, Мы славные игры с тобой заведём… Много пёстрых цветов в моём царстве растёт, Много платьев златых моя мать бережёт». - Тятя, тятя, слышишь – манит, Слышишь, что тихо мне он сулит? - Полно же, полно – что ты, сынок? В тёмных листах шелестит ветерок. «Ну же, малютка, не плачь, не сердись. Мои дочки тебя, чай, давно заждались. Мои дочки теперь хороводы ведут, Закачают, запляшут тебя, запоют…» - Тятя, тятя, за гущей ветвей Видишь лесного царя дочерей? - Дитятко, дитятко…вижу я сам, Старые ивы за лесом вон там. «Ты мне люб… не расстанусь с твоей красотой, Хочешь не хочешь, а будешь ты мой…» - Родимый, родимый… меня он схватил… Царь лесной меня больно за шею сдавил… Страшно отцу. Он мчится быстрей. Стонет ребёнок, и всё тяжелей… Доскакал кое-как до дворца своего… Дитя ж был мёртв на руках у него.
12
Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1818) Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник, Обняв, его держит и греет старик. - Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? - Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в тёмной короне, с густой бородой. - О нет, то белеет туман над водой. «Дитя, оглянися: младенец, ко мне, Весёлого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи, Из золота слиты чертоги мои». - Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит. - О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы. «Ко мне, мой младенец, в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». - Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей. - О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне. «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». - Родимый, лесной царь нас хочет догнать: Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. Ездок оробелый не скачет, летит, Младенец тоскует, младенец кричит, Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мёртвый младенец лежал.
13
* Гёте Жуковский Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает? Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит… Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя… Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?! Мой сын, мой сын, я в точности вижу… Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой – силой возьму Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулит О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы. Узнаешь прекрасных моих дочерей Родимый, лесной царь созвал дочерей! Мне, вижу, кивают из темных ветвей! О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне… Дитя, я пленился твоей красотой, не волей иль волей, а будешь ты мой.
14
Словарная работа: Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Жемчужный – белый, как жемчуг. Чертоги – пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Перлы – жемчуга. Сулить – обещать. Дуброва (дубрава) – лес. Вётлы – ивы. Плениться – очароваться, увлечься.
15
Какие эпитеты, глаголы и наречия указывают на гибель ребенка? Топот коня, уносящего ездока с сыном от беды Мчится, издрогнув, приник, робко, хочет догнать, душно, тяжко дышать, оробелый, скачет, тоскует, кричит… Ночь, господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви» Хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» - будут ребёнка «усыплять»… (Ответ на вопрос учителя)
16
Три рода литературы Эпос Лирика Драма В этом произведении встретились известные читателю три рода литературы: эпос, лирика, драма Повествование о событиях Диалогическая речь Стихотворная форма, непосредственное выражение чувств
17
Сейчас мы поработаем в группах I группа- Отец II группа- Лесной царь III группа- Ребёнок 1. Видит ли Лесного царя отец? 2. Почему видение является только сыну? 3.Каким нам представляется Лесной царь? (Отдельным учащимся – желающим – предлагается нарисовать героя. Для этого приготовлены листы бумаги, карандаши. Ребята рисунки покажут в конце урока). 4. Почему баллада названа именем Лесного царя? 5. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? 6. Между кем идёт борьба за душу малютки? 7. Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? 8. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца. 9.Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим? 10. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»?
18
I ряд - Отец II ряд - Лесной царь III ряд - Ребёнок 1. (Нет, взрослые менее доверчивы, они слепы) 2. (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе, Дети невинны, чисты и доверчивы) 3. (Ребята, которые вызвались рисовать Лесного царя, тоже могут участвовать в дальнейшем ходе урока). 4. (Это один из главных героев, он погубил мальчика). 5. (Смерть мальчика). 6. (Между отцом и Лесным царём, человеком и видением). Зачитать: Отец Лесной царь «дитя» «дитя» «мой младенец» «мой младенец» --------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!» 7. (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка). 8. (Зачитать). 9. (Смерть. Многоточие, глаголы – смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии). 10. (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть, ребёнок идёт на убыль)
19
Итак, эпические и драматические начала в балладе мы рассмотрели. Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создаётся всем строем стихотворения. Уже с первых строк баллады как будто слышится кроме речи героев ещё звук. Какой? Это предчувствие беды создаёт у нас тревожное настроение. Какие слова создают тревожное предчувствие? В какое время происходит действие? По словарю «свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы). Эта баллада романтическая. С романтизмом вы будете знакомиться подробнее в старших классах. Но сегодня вы уже получите о нём некоторое представление. Для романтизма было очень важно время, когда происходит действие. Если это утро, значит, произведение о радости, молодости, день – о счастье, пышности, зрелости, расцвете. Вечер – символ грусти, уныния, печали, старости, покоя. А ночь – время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели. Посмотрите на первую строчку баллады Гёте: какое там время суток указано? («Кто скачет так поздно сквозь ветер и ночь…»). Теперь посмотрите на последнюю строчку: каков исход событий? («В его руках ребёнок был мёртв»).
20
ТАМ ЗДЕСЬ Романтизм – направление довольно трагическое. Он живёт на грани двух миров: Трагический герой Человеку плохо, так как он живёт «здесь». «Там», где его нет, лучше. «Там» в данном случае – потусторонний мир. «Здесь» - земная жизнь, где счастья человеку не достичь никогда. «Эта» жизнь – средство для достижения «той». Найдите в тексте «здесь» и «там». В балладе появляются и символы, свойственные романтизму: конь – символ пути, дороги, лес – граница между светом и тьмой, добром и злом.
21
Ответ на вопрос учителя: «Здесь»: лес, страх, тьма, непонимание… «Там»: рай, перлы, жемчуга…
22
А теперь давайте посмотрим, как изобразили главного героя баллады наши художники-одноклассники. Прошу их выйти к доске для демонстрации и защиты своих рисунков. Демонстрация и защита рисунков.
23
Карточка № 1 Какую картину рисует поэт? Что вы представляете, читая эти строки? Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь? Какая атмосфера создана в произведении? Изменилась ли картина в последней строфе? Каков финал произведения?
24
Карточка № 2 Как построена баллада? Кто с кем говорит? Какие чувства испытывает ребенок? Каково отношение Лесного царя к младенцу? Почему отец не видит Лесного царя? Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь?
25
Карточка № 3 Кто обращается к мальчику? Зачем? Отвечает ли ему мальчик? Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный? Подберите синонимы к слову сказочный. Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?
26
Что мы выяснили? Пейзажный зачин и концовка Диалоги (открытый и скрытый) Реальные и фантастические герои Два мира: реальный и идеальный Острый, напряженный сюжет Трагический финал
27
Рефлексия Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходил урок, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить.
28
Домашнее задание: иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию), выразительное чтение по ролям – для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех), термины «баллада», выучить (обязательно для всех), сопоставить тексты баллад И.В.Гёте, В.А.Жуковского и А.А.Григорьева (по желанию). Все тексты прилагаются.