- Презентации
- Презентация по литературе на тему Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина (10 класс)
Презентация по литературе на тему Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина (10 класс)
Автор публикации: Николаева Е.А.
Дата публикации: 30.07.2016
Краткое описание:
1
Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина
2
А.С.Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника , соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Уже в первом стихотворении, написанном на юге во время морского переезда из Феодосии в Гурзуф,- “Погасло дневное светило...” (1820)- дана господствующая для всей романтической лирики Пушкина интонация элегического раздумья. В центре элегии- личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. Главный мотив- возрождение души, жаждущей внешней и внутренней свободы, нравственного очищения.
4
Стихотворение подводит итог внутренней жизни поэта в Петербурге, в “отеческих краях” и осмысливает ее как несвободную и нравственно неудовлетворительную. Отсюда возникает контраст между прежним существованием и ожиданием полной свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Личность поэта помещена между “берегом отдаленным” и “брегами печальными”: Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края... Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей...
5
Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе могучего океана. Рефреном проходят строки : Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе могучего океана. Рефреном проходят строки : Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
6
Эволюция образа моря в лирике Пушкина состоит в том, что оно все больше роднится с душой поэта, все глубже в его сердце входит образ моря, все сильнее объединяется с любовным чувством.
7
«Южные поэмы» Южная ссылка – романтический период творчества Пушкина. В лирике этого времени свобода – романтический идеал. Основные мотивы лирики этого времени проникают и в поэмы: романтический южный пейзаж, природа – свободная стихия – сродни вольным племенам. противопоставление свободы стихии и несвободы цивилизованного человека в обществе.
8
В творчестве Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820-21) во многом подготовил «Евгения Онегина», важное место займут в дальнейшем тема мятежной «воли» и нравственного закона, заявленная в «Братьях-разбойниках» (1821-22), сопоставление и противопоставление гармонии и стихии, кротости и страсти, «ангельского» и «демонического», начатое в «Бахчисарайском фонтане» (1823) контрастом Марии и Заремы. В этих поэмах впервые у Пушкина четко намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис. Личность и общество, границы между свободой личности и её произволом — центральной темы поэмы «Цыганы» (1824), где раскрывается безысходность своевольно-индивидуалистической жизненной позиции, её тираническая сущность.
9
Южным поэмам придает оригинальность и стих. Четырехстопный ямб применен в них со всеми своими возможностями динамизма. Он энергичен, благозвучен, музыкален.
10
«Кавказский пленник» 13 января 1823 г. Пушкин просился в непродолжительный отпуск, о чем довели до сведения государя, но высочайшего разрушения не последовало. Это усиливало его оппозиционное настроение, которое к тому же поддерживалось «демагогическими спорами» «конституционных друзей» его в Киеве и Каменке. Самым крупным событием художественной жизни Пушкина за этот период было создание и появление «Кавказского Пленника», которого он окончил в Каменке 20 февраля 1822 г. (эпилог и посвящение написаны в Одессе 15 мая того же года) и который вышел в Санкт-Петербурге в августе 1822 г. В поэме сам автор различает две части, по его мнению плохо связанные между собою: описательно-этнографическую (лучше удавшуюся) и романтическо-психологическую.
11
«Бахчисарайский фонтан» Поэма «Бахчисарайский Фонтан» была начата весной 1821 года. Основная часть поэмы написана в течение 1822 года. В 1823 году набрасывались проекты вступления. Осенью 1823 года поэма получила окончательную отделку и была подготовлена к печати. Первое издание поэмы «Бахчисарайский Фонтан» вышло из печати 10 марта 1824 года.
12
«Братья-разбойники» Поэма написана в 1821 — 1822 годах. Ее полный текст сожжен Пушкиным. Тот отрывок, который остался, напечатан Пушкиным в «Полярной звезде» на 1825 год, а затем отдельной книжкой в 1827 г. О содержании всей поэмы можно судить по сохранившемуся плану I. Разбойники, история двух братьев. II. Атаман и с ним дева, хлад его etc., песнь на Волге. III. Купеческое судно, дочь купца. IV. Сходит с ума. В письме Пушкина Вяземскому от 11 ноября 1823 г. сообщается, какой действительный случай лег в основу данного отрывка. Вообще же картины разбоя подсказаны Пушкину тем, что под влиянием обнищания крестьянства на юге России в эти годы происходили постоянные бунты и организовывались разбойничьи шайки.
13
«Цыганы» Дата создания: 1824, опубл.: 1827. В создании характеров героев, и в обрисовке быта цыган Пушкин идет по пути приближения к истинной жизни, насыщения поэзии конкретным правдоподобием, реалистическими деталями. То же можно проследить и в композиции поэмы, где все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы. Часты в «Цыганах» и переносы стиха, что сближает язык поэмы с разговорным. Последняя романтическая поэма Пушкина «Цыганы» ознаменовала новый этап в творчестве поэта. От романтической субъективности к реалистической объективности — таков путь Пушкина в создании этого произведения.
14
«Демон» Восприятие, толкование, оценка. 1.Дата написания. 2. Стиль, жанр произведения. 3. Основная тема. 4. Композиция стихотворения. 5. Стихотворный размер. 6. Изобразительно-выразительные средства. 7. Моё восприятие.