- Презентации
- Презентация к уроку русского языка на тему Изобразительно-выразительные средства
Презентация к уроку русского языка на тему Изобразительно-выразительные средства
Автор публикации: Франк Е.Ю.
Дата публикации: 25.10.2016
Краткое описание:
1
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
2
ТРОПЫ слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Эпитет художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А.С.Пушкин) Золото, золото сердце народное. (Н.А.Некрасов)
4
Метафора это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Одно из самых ярких средств выразительности, действенный и экономный способ выражения образной мысли. Утро года (А.С.Пушкин) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький) 1) простая 2) развернутая 3) лексическая Стальное перо, стрелка часов, лист бумаги
5
Метонимия перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Связь может быть: 1) между предметом и материалом Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 2) между содержимым и содержащим 3) между действием и орудием 4) между автором и произведением 5) между местом и людьми Я три тарелки съел. (И.А.Крылов) Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин) Город шумел. (Ю.Олеша)
6
Сравнение это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого. Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков) Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий) Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.
7
Олицетворение наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.А.Есенин) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.
8
Гипербола Литота образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) Мальчик-с-пальчик В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.
9
Перифраз описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Так, А. С. Пушкин вместо слова «осень» пишет: Унылая пора, очей очарованье. Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.
10
Ирония вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка. Откуда, умная , бредешь ты, голова? (И.Крылов) В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.
11
Стилистические фигуры особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи
12
анафора Эпифора повторение слов или фраз в начале смежных высказываний Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К.Симонов) повторение слов или фраз в конце смежных высказываний Не станет нас! А миру хоть бы что, Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хайям)
13
Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов 1) Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин.) 2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский)
14
Градация стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. (Л.Н.Толстой)
15
Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов.) Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.
16
Оксюморон стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления 1) И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А. Блок.) 2) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. (М. Волошин.)
17
Инверсия расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи Вышел месяц ночью тёмной…
18
Выразительные средства фонетики Аллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуков Гой ты, Русь моя родная, [р с’ р] Хаты – в ризах образа… [р’ з р з] Не видать конца и края [ц, р] Только синь сосет глаза. [с’ с с’ з] (С. Есенин.)
19
Ассонанс одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [у у у у] (Н. А. Некрасов.)
20
Звукоподражание употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета Например: шорох, цоконье, бренчанье, тиканье, чириканье и т. д. Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)