- Презентации
- Презентация на тему по обществознанию Свобода и справедливость в российском праве (11 класс)
Презентация на тему по обществознанию Свобода и справедливость в российском праве (11 класс)
Автор публикации: Захарова О.С.
Дата публикации: 20.09.2016
Краткое описание:
1
Свобода и справедливость в Российском праве (цивилизационный аспект) (М. А. Супатаев)
2
В концепциях права, казалось бы, нет и не может быть цивилизационному подходу к свободе и справедливости. Все принципы свободы и справедливости, как и сами доктрины естественного права, весьма изменчивы.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
В основе любого общества лежит то право, на котором строятся отношения между людьми. Эту мысль кратко выражает знаменитая формула «Где общество, там и право». Везде, где в обществе осуществляются специфические функции права (регулятивные и охранительные) и устанавливается общественный порядок, существует право, даже если по своим характеристикам (свободе и справедливости) оно кардинально отличается от права в другой цивилизации и культуре.
4
Право считается «знаком» «цивилизационного народа», самым верным отражением сознания, выражением «общественной солидарности» либо духа конкретного народа, принципом «интеграции», «сопричастия» общественной жизни, наконец, «общим духом» рожденным той или иной формой цивилизации.
5
Вопрос о справедливости, понимаемый в своей стержневой основе как «правда» и освещенной нравственным идеалом православного учения, ставился здесь не в значении баланса, в экономическом смысле, а скорее в категориях определенной иерархии нравственных ценностей. Таким образом, справедливость осознавалась как этическое явление, находящееся в неразрывном единстве с правом. Один из выдающихся философов русского зарубежья Б. Л. Вышеславцев писал: «Власть и право всегда стоят перед судом правды и справедливости», однако, отмечал он, идея правды и справедливости – это основная религиозно-этическая идея.
6
Справедливость осознается как этическое явление, находящееся в неразрывном единстве с правом. Чаще всего высшей инстанцией, ответственной за осуществление справедливости, является государство. Соответственно, свобода, воспринималась прежде всего не как свобода от в западной системе духовных ценностей, т. е. высвобождение индивида от чего-то или против чего-то, включая общество, государство, но как свобода для, т.е свобода для общества, народа, государства.
7
В отличие от классических цивилизаций Востока, в России признавались, узаконивались и индивидуальные права и свободы человека, коренящиеся в христианском принципе личной ответственности человека перед Богом и личного спасения. лавные вехи на этом пути: Указ Петра III О вольностях дворянства Жалованные грамоты Екатерины II Манифест об освобождении крестьян Александра II
8
Свобода личности отходила на второй план перед свободой общества, народа, государства. Наиболее значимой ценностью в российской культуре, обосновывавшей индивидуальные свободы и индивидуальную деятельность, в том числе предпринимательскую активность, и обеспечивавшей модернизацию России в конце XIX- начала XX века, служила идея общественного служения общественному и общественно-государственному идеалу.
9
Сегодня наше видение права становится все более и более узким, именно в ней теперь находят материальный источник права, а кроме того, право зачастую считается полем борьбы интересов или состязательности. По верному замечанию французского юриста М. Вилле, о справедливости –конечной цели права вовсе не забыли. Но в правовом государстве право должно быть нравственным и содержать духовно-нравственные начала.
10
Не случайно вопросы свободы и справедливости сегодня находятся в центре острейшей идеологической и политической борьбы. В рамках данной статьи можно отметить лишь некоторые контуры спорные и неоднозначные, как и в теории цивилизации. Поэтому речь идет о самоопределении, с которым столкнулась Россия, об выборе пути государственного и правового развития страны.