- Презентации
- Презентация по обществознанию, тема:ПОЗНАНИЕ МИРА
Презентация по обществознанию, тема:ПОЗНАНИЕ МИРА
Автор публикации: Лесько М.С.
Дата публикации: 05.10.2016
Краткое описание:
1
Познание мира
2
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Познание бывает чувственное и рациональное: 1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах: а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия. 2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека. а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие. б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.
4
5
6
Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились: 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент.
7
Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
8
9
Истина и ее критерии. Относительность истины. Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
10
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
11
12
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
13
14
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
15
16
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: соответствие знаний действительности, то, что подтверждено опытом, некое соглашение, конвенция, свойство самосогласованности знаний, полезность полученного знания для практики.
17
Аспекты истины:
18
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. соответствие законам логики, соответствие ранее открытым законам науки, соответствие фундаментальным законам, простота, экономичность формулы, парадоксальность идеи, практика.
19
20
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы), социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.), научный эксперимент. Функции практики: источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.), основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его), цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности), критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
21
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
22
П О З Н А В А Й Т Е !