7
  • Презентации
  • Презентация по обществознанию на тему Философия нового времени

Презентация по обществознанию на тему Философия нового времени

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Учитель истории КГУ «ОСШ №21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
Учитель истории КГУ «ОСШ №21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
2
Новое время связывают с началом буржуазных революций в XVI - XVII веках в Н...
Новое время связывают с началом буржуазных революций в XVI - XVII веках в Нидерландах и Англии, с развитием капиталистических отношений в протестантских странах, что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации - на науку.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих...
Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм (наиболее олицетворяемыми с именами их основателей: Р. Декартом и Т. Гобсом ).
4
Это привело к выдвижению на первый план гносеологических проблем, которые ока...
Это привело к выдвижению на первый план гносеологических проблем, которые оказались тесно связаны со становлением экспериментально - математического естествознания. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в Новое время в определенной мере трансформировались в эмпиризм и рационализм.
5
XVII век – арена дискуссий между эмпиризмом и рационализмом. С одной стороны:...
XVII век – арена дискуссий между эмпиризмом и рационализмом. С одной стороны: великие философы-эмпирики - Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Дж. Беркли, Д.Юм. С другой - великие философы-рационалисты - Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
6
Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чу...
Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувствах). Особая форма – сенсуализм, выводящий все знания из ощущений. Связан с номинализмом, критикует «теорию» врожденных идей, как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий, уделяет заметное место проблемам индуктивного метода. Яркие представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.
7
Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономно...
Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании. Связан с реализмом, признает врожденные идеи» как основу истинного познания, категория «субстанции» - одна из основных, исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции. Яркие представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.
8
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626). Английский философ, историк, политик, основопол...
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626). Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер, барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. Крупный государственный деятель при короле Якове I, благоволившим Бэкону, и даже доверившим ему управлять государством на время своего отъезда в Шотландию. Основные философские труды он написал после отставки. Основное сочинение Бэкона - «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний.
9
Именно Фрэнсису Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание - сила»....
Именно Фрэнсису Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание - сила». Он считал задачей философии построение нового метода научного познания. В качестве такового он разрабатывал индуктивный метод (индукция - наведение). Всякое познание должно опираться на опыт, т.е. двигаться от единичных фактов к общим положениям. Цель научного знания - в принесении пользы человечеству и увеличении с этой целью власти над природой. Бэкон недооценил при этом роль рационального начала в познании, т. к. индуктивный метод в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к которому стремится наука.
10
Фрэнсис Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать...
Фрэнсис Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы. Он и умер как ученый-исследователь, простудившись во время опыта над замораживанием курицы (набивал ее внутренность снегом). Наиболее популярен его труд под названием «Опыты». Это настоящий кладезь практической, житейской мудрости. В “Опытах” Бэкон активно использовал один из основных методов практической философии - метод антитез. Он излагал аргументы за и против тезиса, предоставляя окончательный вывод читателю. Понимание Ф. Бэконом «опыта» кардинально отличается от прежнего подхода: во-первых, он переходит от рассмотрения опыта отдельного человека к анализу опыта человечества, то есть наряду с таким свойством опыта, как фактичность, немаловажное значение получает свойство историчности, во-вторых, Ф. Бэкон переходит от обыденного понимания опыта к научному - опыту как эксперименту. Призыв Фрэнсиса Бэкона обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
11
Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ-материалист, один из основателей...
Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Принесли известность: теория общественного договора, представления о государстве, как «войны всех против всех», первая законченная система механистического материализма, теория демократии, теория государственного суверенитета.
12
Последовательный материалист Гоббс даже человеческую душу понимал как какое-т...
Последовательный материалист Гоббс даже человеческую душу понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц. Основные сочинения: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан» (с этим библейским чудовищем Гоббс сравнивал государство). Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе. Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора. Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: «Война всех против всех». Чтобы люди перестали конфликтовать, убивать друг друга, они должны были договориться, заключить общественный договор. В результате общественного договора и возникло государство – институт, призванный гармонизировать человеческие отношения. Как философ-эмпирик, Гоббс понимал нравственность в духе индивидуализма. Он утверждал, что «золотое правило поведения» является законом всех людей, основой нравственности. Гоббс — автор правовой по существу формулировки золотого правила.
13
Джон Локк (1632 – 1704) — английский педагог и философ-просветитель, самый ви...
Джон Локк (1632 – 1704) — английский педагог и философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма и либерализма, основоположник материалистического сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
14
Джон Локк придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в...
Джон Локк придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». По его мнению, на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски». Согласно этой теории человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. По его мнению права человека естественны и неотчуждаемы. Человек по своей природе - свободное существо. Свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека. Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея. Как и Гоббс, Локк считал «золотое правило нравственности» основой нравственности.
15
Джордж Беркли (1685-1753) —ирландский философ, известный своей системой спири...
Джордж Беркли (1685-1753) —ирландский философ, известный своей системой спиритуалистической философии, крайний эмпирик, выдвинул тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». Епископ Клойнский в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает».
16
Джордж Беркли пошел дальше Локка, утверждая, что в мире нет ничего, кроме опы...
Джордж Беркли пошел дальше Локка, утверждая, что в мире нет ничего, кроме опыта. А опыт – это восприятие. Невоспринимаемого не существует – его основная мысль. Люди не могут знать, что стоит за их чувствами-ощущениями. Беркли был непоследователен в своих взглядах. Не признавая существования объективного мира, материи, он в то же время признавал существование Бога, был фактически идеалистом. Его учение можно охарактеризовать как субъективный идеализм. Он был ярым противником материализма, написал книгу, в которой привел аргументы против материалистической философии, против существования материи. Он допускал существование Бога, поскольку считал, что его душа восходит к той душе, которая существует за пределами его сознания, индивидуальности, в Боге.
17
Давид Юм (1711-1776) — шотландский философ, представитель эмпиризма, психолог...
Давид Юм (1711-1776) — шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма, по мнению ряда исследователей, агностик, предшественник второго позитивизма, экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
18
Давид Юм критиковал религиозный и философский догматизм, всякие доктрины и ве...
Давид Юм критиковал религиозный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Он был антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта. Когда мы наблюдаем: за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. Юм подверг сомнению многие христианские догмы. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.
19
Рене Декарт (1596 -1650). Французский философ, математик, механик, физик и фи...
Рене Декарт (1596 -1650). Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Принесли известность: метод радикального сомнения, Декартова система координат, Картезианский дуализм, Онтологическое доказательство бытия Божия. Признан основателем Новоевропейской философии.
20
Он стоял у истоков рационалистической традиции и поднял вопрос о природе чело...
Он стоял у истоков рационалистической традиции и поднял вопрос о природе человеческого познания вообще. У него критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. Философ также выступал за создание нового научного метода, который требует незыблемого основания. Его Декарт и находит в разуме, в самосознании: «Мыслю, следовательно, существую». Причем эта формула носит не онтологический характер, когда критерием и основанием существования является мышление, а гносеологический, когда мышление (сомнение) выступает условием утверждения, реализации существования. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Научные знания - это не отдельные открытия (результаты опыта - эксперимента), а создание всеобщей понятийной сетки, в которой легко заполнить отдельные ячейки. Содержание рационального метода Р. Декарта состоит в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведение до уровня очевидного. Математика становится образцом научного знания, которому должна подражать философия.
21
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанци...
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции. Декарт понимает под субстанцией вещь вообще, всякое сущее, которое не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя. В этом смысле субстанцией является только бог. Сотворенный мир делится на две субстанции - духовную, главный признак которой неделимость, и материальную, делимую до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - мышление и протяженность. Духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Например, идею бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. Именно врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания.
22
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 -1677). Нидерландский философ-рационалист, нат...
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 -1677). Нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Принесли известность: пантеизм, детерминизм, религиозное свободомыслие.
23
Философ критиковал декартовский дуализм и выдвинул учение о единой субстанции...
Философ критиковал декартовский дуализм и выдвинул учение о единой субстанции. Он определил субстанцию как причину самой себя. Эту субстанцию Спиноза именует богом, или природой. Философией Б. Спинозы ознаменовано преодоление механистического понимания материи: неотъемлемым атрибутом материи наряду с традиционным - протяженностью - согласно Б. Спинозе является мышление. Всеобщность мышления выступает основанием познаваемости и саморазвития материи. Таким образом, Б. Спинозе присущ не односторонний, а диалектический подход к рассмотрению соотношения мышления и материи, сознания и бытия.
24
Готфрид Вильгельм Лейбниц Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716). Немецкий ф...
Готфрид Вильгельм Лейбниц Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716). Немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.
25
Учение о множественности субстанций Готфрид Вильгельм Лейбниц был очень разно...
Учение о множественности субстанций Готфрид Вильгельм Лейбниц был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Философ выдвинул учение о множественности субстанций. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Самостоятельно существующие субстанции философ назвал монадами. Монада проста, неделима, нематериальна. Ее сущность составляет деятельность, заключающаяся в представлении или восприятии и стремлении. Монада называется душой, когда в них есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады отличаются по уровню сознательности. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Бог - абсолютно сознательная монада, в которой не осталось ничего бессознательного. Каждая из монад подобна самостоятельной, обособленной вселенной. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время - фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.
26
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Дуализм - принятие двух субстанций, равноправно лежащих в ос...
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Дуализм - принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира. Индукция - логический вывод от частного к общему. Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последователей. Монада - философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции. Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена. Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождени...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их. Она имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования. Ее принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития философии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, которые сохраняли свой характер нормативности независимо от смены эпох и субординации в отношении науки и теологии. Главной установкой этого периода является признание разума высшей, по крайней мере, внутри философии, инстанцией. Теория познания становится центром философии Нового времени.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию