- Презентации
- Презентация Философия Льва Толстого (Книга Умные мысли на каждый день).
Презентация Философия Льва Толстого (Книга Умные мысли на каждый день).
Автор публикации: Колотовкина А.О.
Дата публикации: 21.05.2016
Краткое описание:
1
«Умные мысли умных людей на каждый день»
2
Содержание 1. Биография Л.Н. Толстого 2. Философия Л.Н. Толстого 3. Основные положения книги «Умные мысли мудрых людей на каждый день» 4. Философская позиция Л.Н. Толстого 5. Моя любимая цитата из книги 6. Моя позиция
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Лев Николаевич Толстой Граф по происхождению, Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне, Тульской губернии. В детстве он получил хорошее домашнее образование. В 1851-1854 гг. служил на Кавказе, участвовал в битве за Севастополь. Многие прочили ему карьеру военного, однако Лев Николаевич предпочел писательство.
4
Философия Льва Толстого Толстой считал, что драматизм человечества состоит в постоянном противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Также человек представлялся Толстому «ареной», на которой борются два начала – плотское и духовное. Телесная бренна и конечна, только отрекаясь от нее, человек приближается к истинной жизни. Суть ее в особой, неэгоистической любви к миру, свойственной именно духовному «я» человека. Такая любовь помогает осознать тщетность желаний животного «я»: мирские блага, наслаждение богатством, почестями, властью – конечные блага, их сразу же отнимает смерть. Толстой создал свою собственную метафизику на основе некоторых положений христианства. Он отрицал Божество Христа, отрицал Его Воскресение, он решился по-своему переделывать текст Евангелия во многих местах, чтобы удержать в Евангелии то основное, что, по его мнению, возвестил миру Христос.
5
Основные положения прочитанной книги Этическая доктрина писателя носила во многом синкретический, нецелостный характер. Он черпал свое морализаторское вдохновение из различных источников: А. Шопенгауэр, И. Кант, буддизм, конфуцианство, даосизм и т.д. 1. «Если ты любишь, если ты молишься, если ты страдаешь, — то ты человек». Индийское изречение. 19. «Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, чем чаще и постояннее ими занимается размышление: звездное небо надо мною и закон нравственности во мне». И. Кант. 27. «Корень зла есть незнание истины», — сказал Будда. «Хотя люди не знают, что такое добро, но они имеют его в себе». Конфуций.
6
Глубоким и сохранившим свое значение в последующие годы было влияние на молодого Толстого идей Ж. Ж. Руссо. Критическое отношение писателя к цивилизации, проповедь «естественности», вылившаяся у позднего Л. Толстого в прямое отрицание значения культурного творчества, в том числе и своего собственного, во многом восходят именно к идеям французского просветителя. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один». Ж.-Ж. Руссо. «Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла, пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». Ж.-Ж. Руссо.
7
Нравственное совершенствование человека Толстой отождествлял с вопросом о сущности жизни. Он оценивает сознательную, культурную и социальную жизнь с ее условностями как жизнь лживую, призрачную и в сущности ненужную людям. И это относится прежде всего к цивилизации. Толстой рассматривает ее как отсутствие у людей потребности сближения, как стремление к личному благосостоянию и игнорирование всего, что прямо не относится к собственной особе, как убеждение в том, что лучшее благо мира - деньги. Цивилизация, считает Толстой, калечит людей, разъединяет их, искажает все критерии оценки человека и лишает людей наслаждения общения, наслаждения человеком. 28. «Когда ясно выяснено, в чем заключается истинная нравственность, то всё остальное будет ясно». Конфуций. 16. «Много ли, думаете вы, найдется теперь таких людей, из числа любителей денег, которые повесились бы из сострадания к кому бы то ни было, казненному из-за них?» Джон Рёскин.
8
Для Толстого подлинной, не замутненной цивилизацией является «природная» первожизнь, которая включает в себя вечную природу и звездное небо, рождение и смерть, труд, жизнь, какой ее представляет непредвзятый взгляд на мир простого человека. Именно такая жизнь и является единственно нужной. И все жизненные процессы, направляет непогрешимый, всемирный, всепроникающий Дух. Он в каждом человеке и во всех людях, взятых вместе, он вкладывает в каждого стремление к тому, что должно, велит людям бессознательно жаться друг к другу, дереву расти к солнцу, цветам увядать к осени. И его блаженный голос заглушает шумное развитие цивилизации. Только такое натуральное начало жизни и ее первозданная гармония могут способствовать земному счастью человека. «Всё еще истинное благо и истинная слава мира должны быть добыты трудом и слезами. И каждая правдивая душа должна всегда задать себе вопрос, есть ли у нее такая вера, есть ли нечто такое дорогое, за что она радостно готова умереть» Джон Рёскин. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды?»
9
Толстой не верит в божественность Христа, не считает его Богом, но искренне верит словам Христа. Он всей душой воспринял учение Христа о путях жизни, рассматривая его как учителя и наставника, проповедника нравственных ценностей, необходимых для достижения земного блаженства. Христос, считает Толстой, дал некий нравственный закон, следуя которому человек спасается, т.е. становится счастливым в земной жизни, опираясь только на свои силы. «Истинное богопочитание свободно от суеверия, когда в него проникает суеверие, то оно разрушается. Христос указал нам, в чем истинное богопочитание. Он учил, что из всего того, что мы делаем в своей жизни, одно есть свет и счастие людей, это — наша любовь друг к другу, он учил, что счастия нашего мы можем достигнуть только тогда, когда будем служить людям, а не себе». «Как хорошо бывает человеку, когда он истомится в напрасных поисках за благом в мирской жизни и протянет, усталый, свои руки ко Христу». Влас Паскаль.
10
Философская позиция Л.Н. Толстого Что первично? Познаваем ли мир? Монизм – первичное что-то одно. Объективный идеализм – существует только мировой разум, который первичен. «Следовательно, если бы мир сам по себе был неодушевлен, то он был бы одушевлен разумом человеческим. Но мир бесконечен, разум же человека ограничен, и потому разум человека не может быть разумом всего мира. Из этого видно, что мир должен быть одушевлен разумом, и разум этот должен быть бесконечен». Конфуций. Рационализм – истинное достоверное знание может быть выведено только из разума «Душа и плоть — вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но знай, что сам ты, сущность твоя — в духе. Проникайся этим сознанием, вознеси свой дух выше плоти, соблюдай его от всякой житейской внешней грязи, не давай плоти подавлять его, не отождествляй своей жизни с плотью, а слейся с жизнью духа твоего, тогда исполнишь всякую правду и безмятежно проживешь во власти бога, исполняя призвание свое». Марк Аврелий. «Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью. Тот, кто знает свою мать, знает, что он ее дитя, и, зная это, он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата своих чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства». Лао-Тсе. «Всё наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем зло». Влас Паскаль.
11
«И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание». На жизненном пути человека встречаются счастливые и несчастливые моменты. Но человек, не должен ставить между ними вот такие четкие разделяющие грани потому, что одно и другое – это и есть, в своем роде, испытание, которое будет полезно для человека, т.к. это поможет ему многое понять. Ведь если бы люди чувствовали только счастье, то они никогда бы не смогли понять его до конца. Счастье бы казалось для них обыденным чувством. Поэтому для того что бы полностью прочувствовать счастье, нужно обязательно коснуться не столь приятных моментов жизни. Все это значит, что, если человек прочувствует все эти чувства, то в конце жизни, он обязательно поймет, что все, что происходило с ним, всего лишь испытание, проверка на прочность, и т.д.
12
Моя позиция Я практически полностью согласна с философией Льва Николаевича Толстого, т.к. его мысли очень близки мне. А также мне близка его философская позиция. При этом, я хочу согласится с тем, что в человеке ведется борьба между материей и духом, т.к. в современном мире люди настолько жадны и безнравственны, что готовы заменить душевные качества на материальные блага: деньги, одежда и т.д. Единственное с чем я не согласна, что Толстой отрицал Божество Христа. Потому что я очень религиозный человек и считаю, что вера в Божество Господа Иисуса Христа – это и есть истинное Православие, истинное Богопочитание, это и есть основа нашей временной и вечной жизни.
13
Спасибо за внимание!