7

Презентация на тему Славянская мифология

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Работу выполнила Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №79 Степанова Татьяна Николаевна г....
Работу выполнила Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №79 Степанова Татьяна Николаевна г. Санкт – Петербург, 2016г.
2
История славян причудлива и полна загадок. Славянские боги были грозны, но сп...
История славян причудлива и полна загадок. Славянские боги были грозны, но справедливы, до­бры. Они как бы родственны людям, но в то же вре­мя призваны исполнять все их чаяния. Перун пора­жал молнией злодеев, Лель и Лада покровительство­вали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками... Мир славянских языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно слитым с бы­том и бытием.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
В древности год у славян делился на три основных сезона: период земледельческ...
В древности год у славян делился на три основных сезона: период земледельческих работ (весна), пору созревания и уборки урожая (охватывала лето и осень) и зиму. Эти три сезона показаны на схеме зелёным, жёлтым и голубым цветом, что позволяет сразу определить, какие боги покровительствовали тому или иному времени года и когда отмечались их дни. В данный календарь, включены семьдесят семь богов, расположенных в семи кругах-колах (семь — священное для славян число).
4
В центре — Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид). Сварог — Верховный Бог,...
В центре — Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид). Сварог — Верховный Бог, Владыка Вселенной, Создатель Мира. Он — начало и сущность всего Зодиака. В календаре имеет синий цвет, цвет неба. И хотя это символ Зимы, именно в данный период происходит зимнее солнцестояние (Коляда), когда «солнце поворачивает на лето», и в недрах Тьмы зарождается Жизнь.
5
Сварог - в славянской мифологии, Бог огня, кузнечного дела, семейного очага....
Сварог - в славянской мифологии, Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Само имя бога связывают с санскритским свар - Небо, а так же Свет. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и потому его связывают с огнем. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом.
6
Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. На капище Сварога должны бы...
Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки, приятные Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых -удары молоточков, звон цепей да завывание огня.
7
Перун — знак Огня, его стихия — Лето, он ориентирован на жёлтый сегмент. Перу...
Перун — знак Огня, его стихия — Лето, он ориентирован на жёлтый сегмент. Перун - в славнской мифологии один из главных и очень почитаемых богов. Бог грома и молний. Перуна не без оснований считают главным божеством славян. Его считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.
8
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной гол...
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой или рыжей клубящейся бородой и волосами, как грозовая туча - черно -серебряными.. Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Итак, Перун: 1. Бог грома и молний. 2. Покровитель воинов и княжеской дружины. 3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
9
Свентовит — владыка Весны — указывает на зелёный сегмент. Свентовит, Святовит...
Свентовит — владыка Весны — указывает на зелёный сегмент. Свентовит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Бог, противостоящий Чернобогу. Бог плодородия, урожая, солнца, зерна. Так же считается божеством войны и победы, поэтому его часто представляли в образе воина - всадника.
10
Итак, Свентовит- четырехликий (возможно, что две головы при этом женские). Си...
Итак, Свентовит- четырехликий (возможно, что две головы при этом женские). Символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита.
11
Чернобог (черный Змей, Кащей). Повелитель Пекельного царства. Бог холода, уни...
Чернобог (черный Змей, Кащей). Повелитель Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла. Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Его представляли в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов и черных крыльев. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.
12
Велес, Волос, Власе, Влас - "скотий бог" в славянской мифологии. Покровитель...
Велес, Волос, Власе, Влас - скотий бог в славянской мифологии. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он являлся. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
13
Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем обли...
Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии). Бог – оборотень. Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Велес стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более походим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку» Велес обладал волшебными предметами, а именно у Велеса были волшебные гусли, и когда он начинал на них играть то все вокруг забыли обо всем.
14
Итак, Велес: 1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорога...
Итак, Велес: 1. Скотий бог - хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников 3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог 4. Посмертный судья и прижизненный испытатель. 5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. 6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. 7. Податель богатств. 8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. 9. Бог удачи.
15
Ярило, Яровит – Яростный – в славянской мифологии, разные ипостаси одного бож...
Ярило, Яровит – Яростный – в славянской мифологии, разные ипостаси одного божества плодородия (ярь, яровые), ярого бога пробуждающейся материи (ярость), силы и молодости (ярка - молодая сильная овца) и вешнего света (яркий). Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. В правой руке он держит ржаные колосья. На голове Ярило был надет венок из первых полевых цветов.
16
Ярило – бог солнца и весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее...
Ярило – бог солнца и весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
17
Даждьбог - бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова "до...
Даждьбог - бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, оно означает - дающий Бог, податель всех благ. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.
18
У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще див...
У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру, глаза были синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в черных грозовых тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина костра. Как божество, связанное с основным источником жизни — солнцем, Дажьбог воспринимался как податель и распределитель благ. Эту функцию можно обнаружить в формулах молитв и благопожеланий: «Дай, Боже!»
19
Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец, старый бог, дед...
Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец, старый бог, дед ветров. Он может вызвать и укротить бурю. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря - океана. Стрибога молили мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
20
Стрибог - имя этого божества легло в основу довольно большого ряда географиче...
Стрибог - имя этого божества легло в основу довольно большого ряда географических названий: Стрибожь в Новгородской губернии, Стрибоже озеро, река Стрибожская — в Киевской губернии, село Стрибож — на Житомирщине. Мнения о характере Стрибога расходятся. Одни видят в нем благое божество, возводя его имя к понятию «возвышенный бог», «сеющий бог», «устроитель добра». Другие, напротив, усматривают в Стрибоге «злую» сущность: не просто бога ветра, а сурового бога стихии, бури, вихря, противостоящего светлому началу.
21
Род - Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил все, что м...
Род - Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил все, что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды. Рода считают самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. Кстати, именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай. Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. Род - это отец и мать всех богов, вопло­щение неруши­мости славянско­го племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Когда рождается человек, его буду­щая судьба запи­сывается в книгу Рода, и чего на роду написано, никому не мино­вать!
22
Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - суд...
Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог ма может сокращенно обозначать слово мать), старшая из богинь прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Макош - богиня плодородия, мать урожаев, покровительница хозяек и жен. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено. Мокошь, вероятно, была покровительницей не только прядения, но и других сфер женской деятельности. Мокош - божество любви, рождения, плодородия и судьбы. На эти функции указывает соотнесенность Мокоши со стихиями земли и воды.
23
Макошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли)...
Макошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.). Связь этого славянского божества с прядением и ткачеством, продукты которого — нить или полотно — осмыслялись в народном сознании, как символы судьбы-жизни, которой наделяется при рождении каждый человек.
24
Лада - славянская богиня любви, женского уклада в семье, покровительница женщ...
Лада - славянская богиня любви, женского уклада в семье, покровительница женщин, детей, урожая, плодородия. Богиня Земли. Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: немолодая женщина, добрая и полнотелая. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Лада – богиня бракосочета­ний. О человеке, который женился без любви, говорили: Не с Ладою женился! Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов при­носила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды.
25
Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия, девичьей любви, покровител...
Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия, девичьей любви, покровительница влюбленных, красоты, счастья, весеннее божество. Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно закликали - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением.
26
Чур - в славянской мифологии - Бог межи, по ту сторону которой - смерть. Бог...
Чур - в славянской мифологии - Бог межи, по ту сторону которой - смерть. Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. Низшее божество в славянской мифологии. В его обязанности входила охрана межей, границ земельных, да и вообще, границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.
27
На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными...
На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой порчи , Нечистой силы. Видимо по этому мы иногда и говорим: Чур меня когда хотим защититься от чего-то нехорошего.
28
Наши далекие предки не уставали поражать неизмеримой силой своего духа и уник...
Наши далекие предки не уставали поражать неизмеримой силой своего духа и уникальной тягой к осознанию самой сути окружающего мира. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.
29
Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой...
Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.
30
Так и сложилась славянская мифология, поклоняющаяся богам и силам природы. Та...
Так и сложилась славянская мифология, поклоняющаяся богам и силам природы. Так жили наши предки. А хорошо это или плохо, правильно или нет, реальность это или фантазия, решать уже вам самим. Спасибо за внимание!
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию