7

Проект на тему: О чём молчат Ели

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Исследовательская работа «О чем молчат Ели»
Исследовательская работа «О чем молчат Ели»
2
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования Цель работы – выявить общие черты в обрядности, св...
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования Цель работы – выявить общие черты в обрядности, связанной с культом дерева, найти те параллели, которые тонкой нитью проходят через пласты культур финской, карельской, Коми, удмуртской, ханты, манси, Урала и Сибири. Задачи: 1.Изучить культ деревьев в финно-угорских народов в исторических произведениях. 2. Провести анализ на основании изученных материалов по заявленной нашей тематике исследования. ПЛАН исследования: Введение 1. Причины выбора темы исследования 2. Проблема и гипотеза 3.Актуальность и новизна работы 4.Цель и задачи II. Основная часть III. Заключение Выводы
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Проблема исследования ОСМЫСЛЕНИЕ взаимодействия прошлого и настоящего; ВЛИЯНИ...
Проблема исследования ОСМЫСЛЕНИЕ взаимодействия прошлого и настоящего, ВЛИЯНИЕ мировоззрение, мировосприятие современного окружающего мира, ПОНИМАНИЕ того, почему не прерывается связь времён и поколений, чему могут научить нас, молодых граждан новой России, забытые страницы из истории Финно-угорских народов Гипотеза исследования Если основательно подойти к изучению темы «То первые ассоциации, возникшие при упоминании образа – мирового дерева рассматривают действительно как дерево в мировом масштабе. Актуальность и новизна исследования выбранной темы включают в себя восприятие, истолкование обычаев и обрядов ФИННО – УГОРСКИХ НАРОДОВ
4
Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, У елей в лапах простертых...
Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, У елей в лапах простертых, Венки из белых купав.
5
Культ деревьев в финно-угорских культурах " Отношение к хвойным деревьям финн...
Культ деревьев в финно-угорских культурах Отношение к хвойным деревьям финно-угорских народов Для народов финно-угорской языковой группы дерево - это еще и посредник между миром людей и миром мертвых, НИЖНИМ миром предков. У карел существовал обычай исповеди дереву . У верхневычегодских коми умирающему колдуну приносили ель, перед которой он исповедовался и без терзаний умирал. Коми считали все деревья одухотворенными (имеющие души) и связанными с духами предков, они ассоциировались в народных представлениях с символическим путем в иной мир (маркировали путешествие души по мировому древу). В вепской погребальной обрядности отмечается важная роль погребальных носилок (как, впрочем, и у многих других финно–угорских народов), на которых несли умершего до могилы. Их делали из двух еловых жердей, а после погребения их оставляли на могиле как надмогильное сооружение.
6
" Отношение к хвойным деревьям финно-угорских народов Особой сакральностью н...
Отношение к хвойным деревьям финно-угорских народов Особой сакральностью наделялись хвойные деревья - ель, сосна, можжевельник, пихта, кедр. Они символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем божественной жизненной силы, имели культовое значение. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие Ель – символ вечной жизни
7
«В мировоззрении печерских староверов хвойный лес ассоциировался с потусторо...
«В мировоззрении печерских староверов хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища – ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли темным» Священная елово-сосновая роща на реке Шаршеньге. Ритуал староверов
8
Ель - это дерево нижнего мира Еловый бор – «священная роща» и кладбище высту...
Ель - это дерево нижнего мира Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус, как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Оно может выполнять лечебные функции. Ель – дерево мертвых, дерево иного мира, оно связано с культом предков.
9
В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связу...
В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами (живых и мертвых) и потому широко использовалась в похоронной обрядности. О принадлежности ели к иному миру и ее связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели.
10
Крыши могучих северных домов держались на не обычных деталях, которые получи...
Крыши могучих северных домов держались на не обычных деталях, которые получили странное название - «курицы». Делались они из корневища ели. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с миром мертвых, то, видимо, название это неслучайно. Почему именно «курица»? Дом и курица в народном сознании оказываются тесно связаны, солома, взятая с крыши Дома, как магическое средство помогало в размножении кур, а убитая курица при въезде в новый дом способствовала благополучию хозяев.
11
Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котор...
Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели). На обрубленных ветках сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей, помелом из хвойных веток подметали под печи и относили его в хлев, чтобы овцы ягнились. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы или в особых дровнях в праздник масленицы возили еловое дерево в некоторых северных районах расселения русских и в Поволжье. Из еловых или сосновых досок изготавливали гроб. Обрядовое дерево
12
В Сибири – народные иконы писались на ели. Случайно ли это? Имела ли порода...
В Сибири – народные иконы писались на ели. Случайно ли это? Имела ли порода дерева сакральное значение? Карельский искусствовед В.Г. Платонов, основываясь на предыдущих исследованиях И.А. Шалиной, В.Г. Брюсовой, Н.Н. Воронина, выдвигает теорию, что анализируемая им икона из Успенской часовни д. Пелкула «Сошествие во ад с деисусным чином» отразила в иконографии «существенные черты древнего погребально-поминального обряда», «связана с погребально-поминальными обрядами, происходившими в часовне и на кладбище Каждый персонаж иконы так или иначе «заботится» о благополучии умерших в ином мире, а через них и о живых.
13
14
на дереве ели висят колокольчики, разноцветные тряпицы (в которые иногда зав...
на дереве ели висят колокольчики, разноцветные тряпицы (в которые иногда завернуты деньги), куски меха, медные кольца и другие предметы и украшения - бескровная жертва богу. Никто их не может снять. Говорят, что однажды геологи увидели такое обвешанное дерево и сняли все украшения, а впоследствии заболели и пострадали разными болезнями. У народов ханты и манси Предки ханты искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой, кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
15
У марийцев есть «праздник листьев»-латыш пайрем». Когда они поклоняются дере...
У марийцев есть «праздник листьев»-латыш пайрем». Когда они поклоняются дереву, при соблюдении особого обряда, целуют листья живого дерева.
16
Народные приметы и поговорки «Венчали вокруг ели, а черти пели»; «Голова ело...
Народные приметы и поговорки «Венчали вокруг ели, а черти пели», «Голова еловая» – бестолковый человек, «Смотреть под елку»-тяжело болеть, «Угодить под елку»- умереть, Во время правительства Петра I по его приказу елки наряжали к новому году и устанавливали их у ворот или ставили на крышу дома– и так елку оставляли до следующего нового года (считалось русской ленью, да - да, даже на 9 мая их не уносили) в новый год елку заменяли новой. Существуют даже стихи у русских поэтов: Въехали!... мчимся в деревне стрелой Вдруг стали кони пред грязной избой, Где у дверей вбита елка… Что это?.. –Экой ты, барин, чудак, Разве не знаешь?... Ведь это харчевня!.......
17
выводы: •	В результате проведённой нами исследовательской работы, изучая лите...
выводы: • В результате проведённой нами исследовательской работы, изучая литературу ФИННО – УГОРСКИХ НАРОДОВ мы узнали, что «Елка у ФИННО – УГОРСКИХ НАРОДОВ считалась символом священной Ели, а еловыми лапами устилали путь похоронной процессии» . Выдвинутая нами гипотеза «Священная Ель, была связана с культом наших предков». А практическая значимость нашей исследовательской работы состояла в том, что мы хотим предложить весь собранный нами материал для показа и дальнейшего изучения в нашем школьном музее. Мы, дети крайнего севера, с самого раннего возраста должны знать и чтить традиции своего народа.
18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Исследовательскую работу и презентацию подготовили учащие...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Исследовательскую работу и презентацию подготовили учащиеся 3 класса под руководством классного руководителя Аристовой С.М и учитель начальных классов Каневой В.И.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию