7
  • Презентации
  • Проектная работа на тему Быт и культура народов ханты и мансии Самарина Л.,Подзовская А.

Проектная работа на тему Быт и культура народов ханты и мансии Самарина Л.,Подзовская А.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «БЫТ и КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ и МАНСИИ» Рабо...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «БЫТ и КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ и МАНСИИ» Работу выполнила: Самарина Лада ученица 7 Б класса Руководитель : Подзовская А.В. Учитель музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11» Нижневартовск 2016
2
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучение быта и духовной культуры ханты и манси как коренного н...
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучение быта и духовной культуры ханты и манси как коренного населения Югорской земли. ЗАДАЧИ: 2. Систематизировать и описать мировоззренческие взгляды на жизнь ханты и манси, 2. Песни и фольклор в жизнь ханты и манси, 3.Познакомиться с музыкальными инструментами народов Севера ханты и манси ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: 1. Каким представляется устройство мира у ханты и манси? 2. Какие музыкальные инструменты способствуют развитию 3. духовной культуры ханты и манси ?
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из важнейших направлений в развитии любого регион...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из важнейших направлений в развитии любого региона нашей огромной страны является сохранение и возрождение собственных национальных культур. Большое внимание уделяется изучению богатого культурного наследия предков. Сегодня на уроках введены разделы по изучению ХМАО. Мы с интересом узнаем об особенностях географического положения, истории развития округа, его богатствах и культурном наследии. Это позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Югорской земли. Знать историю своего края – значит быть истинным его патриотом. В разделе школьных программ по изучению ХМАО нет темы «Духовные традиции и обычаи ханты и манси». Об этом говорится лишь «поверхностно», а не настолько глубоко, насколько нас это заинтересовало. Мы решили найти ответы на вопросы: Есть ли духи на земле Югорской? Каким представляется устройство мира у ханты и манси? Во что верили эти народы? Можно ли составить иерархию главных божеств ханты и манси? Это и стало темой нашего исследования.. Самобытность, духовное богатство и культура народа отражаются в обрядах, хозяйственной деятельности, музыкальной деятельности, поэтому именно эти объекты стали предметом нашего исследования. Полученная информация, на наш взгляд очень интересна и познавательна, и мы решили представить ее в форме методического пособия для использования как на уроках, внеклассных мероприятиях, так и при самостоятельном знакомстве ребят с историей и культурой крайнего севера.
4
РАССЕЛЕНИЕ И ЯЗЫК Ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком авт...
РАССЕЛЕНИЕ И ЯЗЫК Ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть— в Томской, Свердловской и Пермской областях. В занятиях, материальной и духовной культуре (включая фольклор), в социальной организации у разных групп имеется своя специфика. По наиболее общей классификации, манси разделяются на южную, западную, северную и восточную группы, а ханты — на южную, северную и восточную. Эти крупные этнографические группы делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания — реке или административному центру (например, сосьвинские манси — по реке Северная Сосьва, березовские ханты — по поселку Березово, бывшему уездному, а ныне районному центру). Язык ханты и манси состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. К восточной группе относятся диалекты, расположенные в Среднем Приобье: салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский, ваховский, васюганский, вартовский).
5
Письменность и литературный язык начали создаваться для ханты и манси с 1930-...
Письменность и литературный язык начали создаваться для ханты и манси с 1930-х годов. Единого литературного хантыйского языка не существует, хотя за базовый принят казымский диалект. Мансийский литературный язык ориентирован на северный диалект. Говорить о внутреннем единстве народа ханты, равно как и манси довольно сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг от друга по главной отрасли в ведении хозяйства, по степени распространенности тех или ины х орнаментов и духов и, прежде всего, по языку. Разница между разными диалектами может быть такова, что двое ханты из разных областей не смогут понять друг друга.
6
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХАНТЫ И МАНСИ Для понимания особенностей культуры и вер...
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХАНТЫ И МАНСИ Для понимания особенностей культуры и верований ханты и манси необходимо знать об их происхождении и развитии во времени. Проблема происхождения ханты и манси сложна, так как у них не было собственной письменности. Манси (вогулы) относятся к семье финно-угорских народов. Угорскую ветвь из них составляют народы ханты, манси и венгры. Ханты и манси называются обскими уграми, а их язык обско-угорским. Предполагается, что даже существовала группа людей, говорящих на уральском праязыке, от которых и пошли хантыйский и мансийский языки. Согласно истории уральской расы, к которой относятся ханты и манси, на рубеже 5-4 тысячелетия до нашей эры приуральский язык начал делиться. Сначала отделились ненцы и энцы, а в начале 2-го тысячелетия до нашей эры отделились финскоговорящие племена. В это время происходит потепление климата, и начинают делиться сами угры. Часть пошли на юг и стали венграми, другая часть переселилась по Оби к северу. Это были предки современных ханты и манси. После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце 16 века западная часть Сибири ( по Оби и Иртышу с притоками) была присоединена к Московскому государству. Начавшееся переселение крестьян привело к тому, что численность русского населения в 17 веке стала выше, чем коренного.
7
Музыкальный фольклор хантов имеет богатую и разветвлённую жанровую систему, в...
Музыкальный фольклор хантов имеет богатую и разветвлённую жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров. У них также широко распространены так называемые «индивидуальные песни». Это песни о себе, об истории жизни и сватовстве автора песни, о каких-либо событиях, песни-жалобы, где объектами могут быть любимый человек, родственник, животное, местность. Традиция сочинения реализуется в нескольких жанровых разновидностях, общим свойством которых является индивидуальное авторство. Музыкальная культура народов ханты и манси
8
Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси Ханты-манси - коренной м...
Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси Ханты-манси - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на Севере Западной Сибири, который имеет собственную государственность в виде автономного округа. Само название ханты означает «люди». Традиционные занятия хантов - речное рыболовство, таежная охота и оленеводство.
9
Музыкальная культура Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песн...
Музыкальная культура Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Шаманская музыка – кайне эрыг – форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка).
10
Бубен (пензер) Бубен - ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде о...
Бубен (пензер) Бубен - ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами
11
Гуделка (вывко) – шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из се...
Гуделка (вывко) – шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из себя маленькую кедровую или сосновую квадратную дощечку, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка из оленьего сухожилия, образующие петлю. В настоящее время это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум, напоминающий завывание ветра, поэтому называют её «песней ветра» или «шум ветра». Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Пузырь промывают водой, засыпают песком, высушивают. После высушивания пузыря, песок высыпают, а закладывают мелкие косточки. Пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет.
12
Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальн...
Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент, в переводе с мансийского языка «журавлиная шея из дерева», а у северных хантов этот инструмент, очень похожий на своего мансийского собрата, называется тор-сапль-юх. Семиструнная арфа - «лебедь» представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус и шейка арфы сделаны из цельного дерева. Конец шейки вырезан в виде птицы. Между корпусом и шейкой натянуты от 7 до 13 струн, сделанных из меди или бронзы.
13
НАРС-ЮХ В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипк...
НАРС-ЮХ В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс-юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли голосом поющего Бога.
14
Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным...
Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий. На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты. Лютня - музыкальный струнный щипковый инструмент. Это, по мнению многих музыкантов, «самый важный и самый интересный в музыкальном отношении инструмент».Имеет вытянутый в длину овальный корпус, склеенный с плоской декой Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати. Играют на ней сидя, положив её на левое колено. Правой рукой защипывают струны, в то время как левая фиксирует их на грифе.
15
Нерыпь (нэрнэ-ив) – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолб...
Нерыпь (нэрнэ-ив) – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука.При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи.
16
Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и м...
Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и манси, язычковый простонародный музыкальный инструмент. Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева. Представляет из себя плоскую костяную или деревянную пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка. Инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных
17
В ходе работы много узнали интересного о фольклоре ханты и манси. Мы узнали о...
В ходе работы много узнали интересного о фольклоре ханты и манси. Мы узнали о этапах и периодах изучения фольклора народов Югры, классификацию фольклора по жанрам и познакомились этими жанрами. Фольклор народов ханты и манси очень похож, так как эти народы долгое время проживают на одной территории в одних условиях. Но образ жизни, быт, жизненный уклад немного отличается, поэтому есть различия и в культуре. Культура этих народов с середины 20 века испытала большое влияние культур пришлых народов, стала изменяться и постепенно исчезать. Те крупицы, которые от нее остались, бесценны. Подтвердилась гипотеза, что устное народное творчество ханты и манси в нашей стране слабо изучено, ученики нашей школы плохо знают фольклор коренных народов Югры. Считаем, что через фольклор, прежде всего через чтение, инсценировки сказок, дети начнут думать, находить решения проблем, развивать воображение, фантазию, творчество и интуицию, накапливать опыт самопознания и познания мира, что окажет позитивное влияние на воспитание детей.
18
Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46 Земл...
Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46 Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115 Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126 Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. - М.: 2004.- С.53 Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- С. 233-234.(О бубне), С. 203 Юнкеров Ю. Когда звучит нарс-юх//Ямальский меридиан. - 2002.- №4.- С.35-38 Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360 Список литературы
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию