- Презентации
- Презентация к уроку по музыке в 6 классе Гаврилин Перезвоны
Презентация к уроку по музыке в 6 классе Гаврилин Перезвоны
Автор публикации: Чепрасова Е.А.
Дата публикации: 02.11.2016
Краткое описание:
1
«Всю жизнь мою несу родину в душе...» В. Шукшин «Перезвоны» - симфония – действо Валерий Гаврилин.
2
Колокола называли русским чудом, а про колокольный звон гово-рили, что это голос Ро-дины. «Вот и опять колокола, Они кричат по дальним весям Их нет надрывней, нет чудесней И сердце не приемлет зла». Издревле на Руси с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить себе древнерусский город в праздничный или воскресный день без колокольного звона. Колокола стали для русского человека одним из любимейших образов песен, сказок, преданий, поговорок и загадок. Изображения колоколов и звонниц во множестве сохранились на страницах русских лицевых летописей, житий святых и святоотеческих сочинений
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Колокольные звоны разделяются на три основных вида: звонят в один колокол – это благовест, что значит добрая, радостная весть. Удары в разные колокола поочередно, - называются перезвоном. Звон, при котором звонят во все ко-локола в три приема с паузами, называют трезвон. А.М. Васнецов «На крестце в Китай - городе» Очень часто встречаются изображения колоколов на русских иконах и фресках. Даже в небольших клеймах иконописцы тщательно, с умилением прорисовывали детали архитектуры каменных колоколен, подробности подвески колоколов и разные способы звона. Многообразие форм колоколен и звонниц, запечатлены на церковных стенах.
4
Исаак Левитан «Вечерний звон» «…Величественен пламене-ющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в гус-той роще, почти ощутим плы-вущий в теплом воздухе мело-дичный перезвон его коло-колов. Природа пронизана уми-ротворяющим душу безмя-тежным спокойствием» В. Лось «Вечерний звон» Музыка: А. Алябьева Слова: перевод на русский язык одноименного стихотворения Those Evening Bells Томаса Мура, английского поэта, Ивана Козлов Многие картины Левитана, Саврасова, Нестерова пленяют нас какой-то особенной задушевной красотой русской природы, одухотворенной творениями человеческих рук и души. В особенности картинам Исаака Левитана свойственна какая-то необыкновенная музыкальность. Многие исследователи отмечали, что линии его пейзажей расходятся подобно кругам на воде. Само собой напрашивается сравнение с тем, как разносится в пространстве звон колокола. Тема колокольного звона была любима не только художниками, но и музыкантами XIX века. Пожалуй, ни в одной из музыкальных культур нет столь частого и поэтичного воспроизведения колокольного звона. Созвучен с картиной Левитана романс «Вечерний Звон». Музыка –Александра Александровича Алябьева, перевод слов на русский язык одноименного стихотворения Those Evening Bells Томаса Мура, (английского поэта)– Ивана Иванович Козлова
5
Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М.И. Глинка хор «Славься» Колокольный звон, его красота, звучность, стройность неизменно волновали души людей, вызывали чувство восхищения и у композиторов. С помощью музыкальных инструментов они вводили колокольный звон в свои произведения Можно вспомнить сцены венчания на царство и смерти Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов», колокольный гул Китеж-града в опере Н. Римского-Корсакова, торжественный колокольный звон в его Псковитянка, трезвон в опере Жизнь за царя М.И. Глинки. В своих воспоминаниях С.В. Рахманинов, как об одном из самых сильных впечатлений детских лет, пишет о звоне колоколов Святой Софии Новгородской . Иногда и сами композиторы пытались освоить звонарское искусство и затем использовали этот опыт в своем творчестве. Анастаси́я Ива́новна Цвета́ева (15 (27) сентября 1894 года, Москва — 5 сентября 1993 года, Москва) — русская писательница, дочь профессора Ивана Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой.
6
В. ГАВРИЛИН – «ПЕРЕЗВОНЫ» – симфония-действо (по прочтении В. Шукшина) история человеческой души, духовное возрастание человека. для солиста, хора, гобоя, ударных и чтеца.
7
« Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о ро-дине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается труд-но и горько. Красота ее, ясность ее подне-бесная редкая на земле. Дело, на-верное, в том, что дает родина – каждому из нас – в дорогу…» В.М. Шукшин, рассказ «Слово о малой родине»
8
Гаврилин о Шукшине и своем произведе-нии: «Все написанное им предельно искрен-не, бескомпромиссно, полно любви к чело-веку и к родной земле. Об этом я пригла-шаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и ко-нец — трудная дорога. А в середине - свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда». «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая сим-фония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ора-торией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: По прочтении Василия Шукшина».
9
«Вечерняя музыка» фрагмент из симфонии – действа «Перезвоны» Валерий Гаврилин «Весело на душе» фрагмент из симфонии – действа «Перезвоны» Валерий Гаврилин Весело на душе, Сели, поехали, Силы небесные, глазки твои прелестные, прекрасны… Весело на душе, Слезы соленые, кони дареные. Руки холеные, души паленые…
10
И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы» П. Джогин «На Валааме» И. Левитан «Над вечным покоем» Б. Кустодиев «Осенний сельский праздник»
11
Почему В. А. Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»? Колокола, куранты, набаты, колокольчики - это звучащие быт и бытие, показ празднично-буднично-трагической народной жизни. У каждого своя судьба, свой голос, свой звон. Один слышен далеко, другой гаснет, не успев родиться. Есть судьбы, голос-колокол которых остане-тся навечно в истории страны, народа. Гаврилин хотел нам напомнить своим произведением симфония-действо «Перезвоны»: о сохранении души , о любви к Родине, матери, своей стра-не, людям. о колоколах - людях, , откликающегося на важные события, «Перезвоны» звучат как набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности, береги в себе духовное, твори добро, возлюби красоту. Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.
12
«Динь – Дон» муз. сл. В. Шемтюк 1. За далью дальнею - земля бескрайняя! Многострадальная земля! Веками плакала, уставшая от зла, Россия - матушка моя! Припев: И поет: «Динь-дон!» колокольный звон. Словно сердца стон, Все поет: «Динь-дон!» 2. Здесь люди сильные, да терпеливые! С пречистой матушкой на образах! И пахнут ладаном туманы синие И зори катятся на купола! Припев: Песня старинная - от века длинная. Динь-дон! Динь-дон! Песня раздольная, да колокольная Динь-дон! Припев: