- Презентации
- Презентация по музыке на тему Образы скорби и печали (6 класс)
Презентация по музыке на тему Образы скорби и печали (6 класс)
Автор публикации: Данилина Н.С.
Дата публикации: 30.11.2016
Краткое описание:
1
Урок музыки в 6 классе 2 четверть 6 урок Подготовила учитель музыки Данилина Н.С,
2
Чувства человека Какие чувства вы знаете? Всегда ли чувства бывают положительные? Назовите негативные чувства. Что такое скорбь?
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Я плачу: слезы эти святы, То дань Творцу от сердца моего За радости мои, за горе и утраты, По гласу вечному закона твоего. В. Красов
4
ОБРАЗЫ СКОРБИ И ПЕЧАЛИ
5
Скорбь Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой- либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью.
6
Я плачу: слезы эти святы, То дань Творцу от сердца моего За радости мои, за горе и утраты, По гласу вечному закона твоего. В. Красов Скульптурная композиция Пьета Пьета пьета́ (от итал. pietá – милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Микеланжио
7
Дирек Боутс. Мадонна скорбящая. 1470-1475 Образ скорбящей Богоматери вдохновлял не только многих композиторов, но и многих художников эпох. О чём скорбит Дева Мария – Мать Иисуса Христа?
8
Джованни Перголези (1710 – 1736) - итальянский оперный композитор, создатель нового жанра светской музыки - комической оперы (оперы-буффа)
9
Кантата «Stabat mater («Стояла мать скорбящая») - самое любимое и популярное произведение композитора.
10
Кантата «Stabat mater» – канонический средневековый духовный гимн, сочинение для двух солистов, струнного квартета, контрабаса и органа. Этот католический гимн, исполняемый в храмах в страстную пятницу, рассказывает о страданиях Матери во время распятия Иисуса Христа. Образный строй кантаты продолжает традиции религиозной музыки, связан с обстоятельствами личной жизни композитора и воспевает образы скорби, тоски, печали. Перголези написал кантату в память о своей возлюбленной, отвергнутой его родителями, ушедшей в монастырь и вскоре умершей там. Сочинив кантату, скоро умирает и сам композитор в возрасте 26 лет. Произведение становится заупокойной мессой (реквиемом) самому Перголези. Удивительно перекликаются судьбы разделенных почти половиной тысячелетия композитора и автора поэтического первоисточника Якопоне да Тоди. Средневековый мастер, пережив смерть супруги, ушел в монастырь и, уже будучи монахом Францисканского ордена, через много лет создал свою бессмертную «Stabat Mater».
11
Смерть есть тайна, жизнь – загадка: Где решенье? Цель? Конец? Впереди – исчезновенье Иль бессмертия венец? А. Майков
12
№1. «Стабат матер долороза» №13. «Амен» Слушание: Какие образы создаёт музыка каждой части? По какому принципу их можно сопоставить – по принципу контраста или по принципу сходства? Определите средства выразительности, которые создают образ 1-й части. Каков характер 13-й части?
13
Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности. В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями. 1-ая часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.
14
Музыка «Stabat Mater» Перголези не траурная, напротив, очень светлая! Мотив любви и человеческой преданности объединяет авторов поэтической и музыкальной «Stabat Mater». Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слезы очищения, света, добра и смирения.
15
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – великий австрийский композитор
16
В.А. Моцарт Реквием
17
Реквием Моцарта – многочастное произведение для смешанного хора, солистов и оркестра. В основе его содержания молитвы, произносимые на латинском языке.
18
История Реквиема
19
Переговоры о создании произведения были окутаны тайной, так как заказчик не хотел называть своего имени. Моцарта преследовал образ незнакомца: Такими словами охарактеризовал смятение души композитора А. Пушкин в своей знаменитой маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Человек, одетый в чёрном, Учтиво поклонившись, заказал Мне реквием и скрылся… Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень, он гонится…»
20
Лакримоза – день слёз, слёзная
21
Слушание: Какие чувства ощутили вы? О чем вы подумали? Как вы думаете, о чем думал композитор, когда сочинял это произведение? Достоверно ли Моцарт передал скорбь в музыке? Как вы считаете, нужна ли вообще музыка скорби?
22
Музыка «Реквиема» не просто заупокойная месса. В ней композитор, измученный постоянными жизненными невзгодами, передал свои размышления о жизни и смерти, о душе и о боге.
23
Моцарт – величайший композитор с трагической судьбой и светлой душой
24
Что общего в этих двух произведениях, прозвучавших на уроке? Как вы считаете, нужна ли вообще музыка скорби? . Композиторы Перголези и Моцарт - каждый по своему (в произведениях различных жанров) воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.
25
Домашнее задание:: Привести примеры образов скорби и печали в различных видах искусства (изо, скульптуре, литературе, музыке), записать в тетрадь с указанием названий и авторов