- Презентации
- Презентация к уроку музыки Поэзия Сергея Есенина в музыке
Презентация к уроку музыки Поэзия Сергея Есенина в музыке
Автор публикации: Закирова А.Р.
Дата публикации: 03.11.2016
Краткое описание:
1
Поэзия Сергея Есенина в музыке. Грустный, словно музыка из сада, Нежный, словно лепет звездопада, Вечный, словно солнечный восход. Кто же он, как не сама природа,- Юноша, пришедший из народа И ушедший песнею в народ! «Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?» Сергей Есенин
2
Сергей Есенин - один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Он представляет собой чудесное, неповторимое явление русской литературы. Стихи Есенина очень музыкальны - это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно- щемящая музыка. Айседора Дункан, не понимавшая русского языками, слушая стихи Есенина, говорила: «Я слышу, что это музыка». Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.
4
На стихи Есенина создано множество песен и романсов. 15 его стихотворений стали романсами, благодаря композитору, народному артисту СССР, Григорию Федоровичу Пономаренко (1921-1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь, тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не был на Босфоре».
5
Кроме Г. Пономаренко, на стихи Сергея Есенина писали песни-романсы А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен автор всеми любимого романса «Клён ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.
6
Исполнителей песен и романсов на стихи Сергея Есенина тоже невозможно всех перечислить: здесь и академические, и оперные певцы, исполнители эстрадных песен, исполнители романсов, народные и академические хоры: Академический хор русской песни Всесоюзного радио, Рязанский русский народный хор, Кубанский казачий хор, певцы Георг Отс, Муслим Магомаев, Александр Малинин, ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), известный исполнитель романсов Борис Штоколов, Лауреат международных конкурсов Сергей Русанов и многие другие. Очень любят песни и романсы на стихи Есенина в Японии.
7
«Я рос, - вспоминал Есенин, - дыша атмосферой народной поэзии… Стихи начал складывать рано, лет в 8-9». «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их». С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья). Как о самобытном художнике юноша из рязанского села заявил о себе стихотворением «Выткался на озере…». Позднее это стихотворение стало песней. Музыку к ней написал композитор Григорий Пономаренко (1921-1996). Песни на стихи С. Есенина
8
Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь». Проникновенные строки произвели впечатление на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, композитор Василий Липатов написал всего за один день. «Письмо матери»
9
Интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина вспыхнул с новой силой в 50-х годах XX века. Была проведена большая работа по сохранению всего материала, связанного с жизнью и творчеством поэта, опубликованы воспоминания о нем. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения различных вокальных жанров — песни, романсы, поэмы, кантаты. Песни на стихи С. Есенина
10
Песни на стихи Сергея Есенина — это помощники и врачеватели наших душ. Композиторы поэтому и обращаются к стихам Есенина, чтобы на песню откликнулась душа. Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель». Из произведений послевоенного периода можно отметить вокальный цикл Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998) «У меня отец крестьянин» - для тенора и баритона с фортепиано (1956), его же романсы «Братья-люди», «Любовь» (притча), «На земле живут лишь раз» и другие произведения. Песни на стихи С. Есенина
11
Из наиболее популярных песен-романсов можно назвать песню «Клён ты мой опавший» (музыка неизвестного композитора), в которой лирическая интонация есенинской поэзии, её искренность и теплота переданы с особым чувством. Также можно назвать песню-романс «Над окошком месяц» композитора Яна Френкеля, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающая Россию (песня звучит в фильме «Корона Российский империи»). Песни на стихи С. Есенина Ян Френкель (1920-1989)
12
Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло того, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, не меня будут старцы слушать». По словам самого Есенина, он шел «к поэзии от песен», слышанных в детстве. А благодаря многим композиторам, его поэзия превращалась в песни. Есенинская поэзия всегда привлекала к себе композиторов разных поколений и вдохновляла их на создание всё новых и новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества. Песни на стихи С. Есенина
13
Строки Сергея Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении - Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза», музыка Александра Арутюняна), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других певиц. Песни на стихи Сергея Есенина
14
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956). Состав исполнителей: тенор, хор, оркестр. Г. В. Свиридов (1915-1998) «В ноябре 1955 года я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов!
15
Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Первоначальным замыслом было — написать цикл романсов для голоса и фортепиано, но вскоре композитор понял, что создаваемое сочинение далеко выходит за рамки камерного. Получилась, по существу, оратория для солиста, хора и оркестра, хотя и названная поэмой. Так она и осталась существовать в двух вариантах — симфоническом и фортепианном. Г. В. Свиридов (1915-1998) Стихотворение «Поёт зима, аукает»
16
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный» (1914), «Поёт зима, аукает» (1910), «В том краю, где желтая крапива» (1915), «Молотьба» (1916), «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916), фрагмент поэмы «Песнь о великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни» (1920) и строфы, начиная со строки «Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица» (1918). Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с которой и начал сочинение. Г. В. Свиридов (1915-1998)
17
Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского. Выступая по радио перед премьерой, композитор сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина: Г. В. Свиридов (1915-1998) «...Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла».
18
«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных сочинений Г.В. Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — рисует пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси. 2-я часть, «Поёт зима», почти полностью посвящена столь символичному для русского искусства образу вьюги, метели — то удалой, полной богатырской силы, то яростной, то, наконец, утихающей. «Поёт зима, аукает»
19
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем «снежному звону», прислушиваемся к «песне вьюг», верим, что «неровные луга… поют крапивой», что «скрипкой поёт луна». И «плачет метель, как цыганская скрипка». Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их… видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!
20