- Презентации
- Презентация по музыке Есть ли будущее у симфонии
Презентация по музыке Есть ли будущее у симфонии
Автор публикации: Воронкова О.В.
Дата публикации: 06.10.2016
Краткое описание:
1
Есть ли у симфонии будущее? Презентация педагога г.о. Подольск МОУ СОШ №27 Воронковой Ольги Васильевны для 7 класса. Рекомендовано в использовании работы учителей музыки ОУ 2015 г.
2
Этим и объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной нами темы Актуальность темы В современном социуме - обществе компьютерных технологий и виртуальных проектов – особенно остро встает проблема ценности академического музыкального искусства.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
«…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения… Альфред Шнитке.
4
Что такое симфония? Симфония (от греч. symphonía — созвучие), многочастное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
5
В Древней Греции термин «симфония» означал определённые интервалы, инструменты. Позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. С начала 17 в. симфонией чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере. В 18 в. симфония отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром. Историческая справка
6
Предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн, значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен.
7
В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман, сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии. Р. Шуман Л.В.Бетховен Великие композиторы-симфонисты
8
Франц Йозеф Гайдн Франц Йозеф Гайдн, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Франц Йозеф Гайдн «Симфония №103»
9
Вольфганг Амадей Моцарт Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал, единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций. В.А.Моцарт Классическое звучание «Симфония №40»
10
«Симфония №40» (современное звучание)
11
Людвиг ван Бетховен С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век. Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта динамического диапазона, богатство образности, виртуозность и драматичность, иногда неожиданность появления и многозначность тем – все это расчистило путь композиторам романтической эпохи. Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности. Л.В.Бетховен «Симфония №5»
12
Джованни Баттиста Саммартини Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений. Дж.Б.Саммартини «Симфония (Аллегро)»
13
Среди немецких симфонистов-романтиков – Ф.Мендельсон, Р.Шуман и И.Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотландская) и Четвертая (Итальянская) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран. Ф.Мендельсон Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н-Барто́льди «Симфония №4»
14
Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их, симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей. Ф.Шуберт Франц Пе́тер Шу́берт Неоконченная симфония
15
Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Симфония всепобеждающего мужества» Симфонист-философ ХХ века «Симфония №7» – «Ленинградская»
16
Густав Малер композитор-симфонист эпохи позднего романтизма «Композитор, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени» При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Получил признание только к концу ХХ века. Сделал открытия в области симфонической формы Ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста. Применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. «Симфония №5»
17
Александр Порфирьевич Бородин Первая русская классическая Симфония №2 – «Богатырская»
18
Петр Ильич Чайковский Очень бы удивился Чайковский, узнав, что это - его 6-я симфония... (г. Клин) «Симфония №6»
19
Крупнейшие русские симфонисты – С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной, для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. С.В.Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов «Нежность»
20
Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (нем. Alfred Schnittke) (1934—1998) — советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Первая симфония Альфреда Шнитке написана в 1969—1974 годах. Альфред Гарриевич Шнитке «Симфония №4»
21
Последний классик ХХ века, который «вплавил в симфонию человечность новой простоты». «Симфония №1»
22
Взгляд в будущее
23
«Хоровой финал» Девятой симфонии Бетховена – гимн Олимпийского комитета
24
Выводы Данные социологического опроса показали, что современное общество недостаточно тяготеет к жанру симфонии, поскольку мало о ней знает. Проанализировав симфонию в исторической ретроспективе, можем сказать, что она претерпела ряд кардинальных преобразований в творчестве различных композиторов-классиков от Йозефа Гайдна до Альфреда Шнитке.
25
Выводы Образное содержание симфонии дарит нам богатый мир, основой которого является жизнь, а главным героем – человек. Музыкальное восприятие в современном обществе постоянно меняется, а вместе с ним меняется и отношение к симфонии. Симфония сегодня современна и актуальна. Она имеет право на будущее, и тому есть множество примеров.
26
«Сама же МУЗЫКА, пройдя сквозь смерть её автора, навсегда обретает свою вневременную жизнь». А. Шнитке