- Презентации
- Презентация по музыке на тему Романсы
Презентация по музыке на тему Романсы
Автор публикации: Шакирова М.Б.
Дата публикации: 29.08.2016
Краткое описание:
1
Мир чарующих звуков. Песня-романс
2
Н. В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?»
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного, камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
4
Старинный романс – это совершенно особый жанр, в нем затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства, тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом. К романсу обращались композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов и многие другие. Любили старинный русский романс М. Глинка. Вершиной романсного творчества являются произведения П. Чайковского и С. Рахманинова. Старинные русские разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны. . Особое место среди других занимают романсы о ямщиках, которые в XIX веке путешествуя по бескрайним просторам, лучше всех чувствовали и понимали, что такое душа России…
5
Люблю я слушать русские романсы, Волнующе и трепетно в душе, Эстрада делает им реверансы, Ей лучше чувств не передать уже! Близка романсу Золушки судьба, Всегда он был и бедным, и гонимым, Ему чужда, неведома борьба, И был то страстным, то таким ранимым! Душа романса трепетно - красива, А жанром развлекательным считался, На фоне же эстрадного мотива Он подлинно серьёзным оказался!
6
Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984) Баянова, Алла Николаевна (1914-2011) Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957) Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954) Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941) Малинин, Александр Николаевич (р. 1958) Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957) Морозов, Михаил Александрович (р.1972) Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968) Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939) Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940) Словцов, Пётр Иванович (1886—1934) Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982) Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934) Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938) Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005) Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970) Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000) ДМИТРИЙ РЯХИН ЛЕОНИД СЕРЕБРЕННИКОВ ТРИО «РЕЛИКТ» АНСАМБЛЬ «БАРХАТНЫЙ СЕЗОН» ЛАРИСА МАКАРСКАЯ ИВАН ИЛЬИЧЕВ ВИКТОР СВЕТЛОВ НАНИ БРЕГВАДЗЕ ТАТЬЯНА РУЗАВИНА И СЕРГЕЙ ТАЮШЕВ
7
8
9
10
Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса, сформировавшийся на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах обыгрываются цыганские мотивы (т. н. «цыганщина»). В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
11
12
Исполнительницанародных песен Татьяна Петрова рассказывала, что в Японии в музыкальных школах обязательным правилом является знание десяти русских песен, как самых совершенных мелодических и гармонических образцов. С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается, она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской музыки. По мнению И. А. Ильина: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение выход из грозящего озлобления».
13
«Гори́, гори́, моя́ звезда́…» — русский романс Петра Булахова на слова ВладимираЧуевского. Один из наиболее известных и популярных русских романсов. Он был написан в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова ВладимираЧуевского, студента юридического факультета Московского университета. Возможно, «тему» романса подсказало предсказание астрономомЛеверьесуществования планеты Нептун в 1846 году. Спустя несколько месяцев планета была открыта Иоганном Галле. В мировую культуру романс Гори, гори, моя звезда вошёл как символ России, а в сознание русских людей как нечто обретающее смысл жизни, остающееся и после её земного существования, вечное и неизменное...
14
15
16
Музыка к театральным постановкам также обращается к романсу. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы – «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова (спектакль «Юнона и Авось»). «Ты меня на рассвете разбудишь» с Певцовым
17
18
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин. В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы, либо вынуждены были покинуть родину. Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
19
20
Виды русского романса Классический романс — написанный профессиональными композиторами. Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона. Цыганский романс Жестокий романс Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. К «казачьим романсам» нередко ошибочно причисляется и написанный в Петербурге и впервые исполненный там же популярный романс 1840- х гг. Н. П. Девитте, аристократа голландского происхождения, на слова Андрея Молчанова — «Не для меня придёт весна…». Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.