- Презентации
- Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта П. И. Чайковского
Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта П. И. Чайковского
Автор публикации: Улубиева О.Г.
Дата публикации: 07.10.2016
Краткое описание:
1
Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта П.И. Чайковского
2
Программное произведение Программное произведение – это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями различных искусств или рожденная творческой фантазией самого композитора. Программа излагается композитором иногда довольно подробно, а иногда лишь в кратком заглавии. Она помогает слушателю понять музыкальную драматургию произведения: содержание музыкальных образов, их взаимоотношения, общий замысел сочинения, его главную идею.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Авторы произведения Уильям Шекспир П.И.Чайковский
4
Гениальный английский драматург эпохи Возрождения - Уильям Шекспир Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте…
5
Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840 – 1893) Дом П.И. Чайковского в Клину
6
В один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя Музыкальных классов Кашкина, композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью. Эта идея нашла великолепное воплощение спустя несколько месяцев, когда композитор создал увертюру-фантазию Ромео и Джульетта. Шекспировский сюжет захватил композитора, и надо сказать, что в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Можно только сожалеть об этом, догадываясь, как могла бы быть хороша эта опера. Композитор создал только своего рода музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты в сопровождении фортепиано (эта вещь позже была доработана в плане инструментовки С. И. Танеевым). Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке её партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе. Это произведение хорошо известно во всём мире
7
Я хотел поведать Вам о печальном событии, об одном ужасном несчастье, происшедшем в нашем городе с двумя влюбленными. Между их семьями по неизвестной уже причине возникла жестокая кровная вражда. Патер Лоренцо В основу увертюры-фантазии легла древняя легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти семей Монтекки и Капулетти
8
…Две равно уважаемых семьи В Вероне, где встречают нас события… Итальянский город Верона
9
Гробница Джульетты Дом Джульетты в Вероне
10
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей – вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.
11
Схема музыкальной драматургии Вступление – тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ Главная тема экспозиции – тема вражды двух семейств Побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её. В репризе тема вражды звучит ещё более неистово и исступленно, уничтожая тему любви, от которой остаются одни разрозненные фрагменты. Кода. Патер Лоренцо завершает свой рассказ, снова слышна его тема. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.
12
Открывает увертюру-фантазию тема одного из действующих лиц трагедии Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии – монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях Он предстает здесь как повествователь, рассказывая историю влюбленных. Музыка патера Лоренцо схожа со средневековым католическим хоралом, так как он был священником, монахом.
13
…Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья… После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо, следует экспозиция – показ других образов трагедии. И первый из них –это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти
14
Теме вражды противопоставлена тема любви Ромео и Джульетты. Эта побочная тема увертюры звучит сначала тихо, неуверенно и робко, но с каждым разом она набирает мощь и силу, приобретая величие и торжественность, словно чувства героев становятся сильнее и глубже ...Друг друга любят дети главарей…
15
Чувство любви
16
…Но им судьба подстраивает козни… Воинственность музыки в разработке Борьба мракобесия и всего чистого и светлого не на жизнь, а на смерть Постоянно тема любви грубо обрывается темой вражды. Кто победит? Разработка Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры-фантазии. И после короткой паузы… вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел симфонического произведения -
17
Хотя любовь их все непобедимей, Они пока еще разделены. Исконная вражда семей меж ними Разрыла пропасть страшной глубины. И вновь в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» звучит тема главной партии – тема вражды. Она открывает третий раздел сочинения –репризу.
18
…И гибель их у гробовых дверей… Музыка в репризе звучит напряженно, трагично как погребальный колокол. Тема любви звучит, как бы из последних сил, изнемогая, погибая. Реприза В музыке усиливаются тревога и напряжение. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Затем звучат мерные скорбные аккорды оркестра. Это – траурный марш, неторопливое скорбное шествие.
19
(заключительный раздел увертюры-фантазии) Так надвое нам душу раскололи Дух доброты и злого своеволья. Однако в тех, где побеждает зло, Зияет смерти черное дупло. Похороны Джульетты Кода …Средь царства смерти и полночной тьмы…
20
Смерть героев. Зачем? Почему? И гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни… ….Их жизнь и страсть, и смерти торжество И поздний мир родни на их могиле… Патер Лоренцо заканчивает свой рассказ в назидание будущим поколениям
21
Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Взята из произведения Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад. Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей. Прочитайте трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» и вы будете знать программу этого произведения.
22
Эпоха Средневековья и эпоха Возрождения Борьба двух эпох, уходящего Средневековья и наступающей эпохи Возрождения. Вражда семейств – это символ умирающего Средневековья. Любовь Ромео и Джульетты – это символ все воспевающего Возрождения.
23
Идея увертюры «Ромео и Джульетта» Любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Она творит чудеса, примиряя враждующих. Видимая идея увертюры - это любовь двух юных созданий, Ромео и Джульетты. Невидимая, на первый взгляд идея – это смена двух эпох: Средневековья, с его тяжелыми, мрачными законами, представителями которого являются семейства Монтекки и Капулетти, и Возрождения, в котором воплотилась идея о совершенном человеке, и Ромео и Джульетта становятся воплощением нового века.
24
Они ушли во тьму, Но не исчез их след. У. Шекспир Известны также два художественных фильма: итальянского режиссера Франко Дзеффирелли (с юными актерами Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом) и австралийского режиссера Бэза Лурмэнна (с Клэр Дэнз и Леонардо Ди Каприо в главных ролях). Сюжет бессмертной трагедии У. Шекспира продолжает привлекать внимание многих других композиторов, режиссеров театра и кино. На этот сюжет созданы: балет «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, к/ф-м «Вестсайдская история».