- Презентации
- НАКАЗАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ Материал вас научит, как любить своих детей
НАКАЗАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ Материал вас научит, как любить своих детей
Автор публикации: Тидва О.И.
Дата публикации: 04.05.2016
Краткое описание:
1
Наказание с любовью Хорошо известная притча предписывает родителям: «Не оставляй юноши без наказания…» (Пр. 23:13). Что такое наказание? Что означает этот отрывок Писания? Каковы ожидания Бога от родителей сегодня? Есть ли разница между увещеванием и наказанием? Какие цели преследует наказание? Как мы его применяем при воспитании? Когда приемлемо его применять? Как лучше наказывать ребенка? Приемлем ли сегодня тот тип наказания, который рекомендует Библия? Может ли наказание представлять собой жестокое обращение? Как можно узнать, было ли наказание ребенка слишком легким или тяжелым? Как мы можем примирить противоречивые советы родителей, друзей, средств массовой информации о наказании? [ больше акцент на увещевании, чем на физическом наказании.
2
Приобретение учеников: наша родительская миссия Наша задача – помочь детям стать ответственными взрослыми, знающими Спасителя и полностью способными любить и служить Тому, который спас их Своей милостью. «Первая задача родителей - трудиться для спасения своих детей» (Воспитание детей, с. 549). Приобретение учеников: наша родительская миссия Наша задача – помочь детям стать ответственными взрослыми, знающими Спасителя и полностью способными любить и служить Тому, который спас их Своей милостью. Мы надеемся, что они примут Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. Этот акт принятия Христа – их выбор. Родители ведут своих детей Ему и приглашают их следовать за Ним. «Мы соработники у Бога, и наша работа должна начаться с тех, кто к нам ближе всего. Не существует более важного миссионерского поля, чем наши семьи» (Воспитание детей, с. 476). «Первая задача родителей - трудиться для спасения своих детей» (Воспитание детей, с. 549).
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Ученичество с любовью Для того чтобы наши дети стали учениками Христа, крайне важно научить их любить (ср. Ин. 13:35). Любовь должна наполнять все аспекты нашей жизни с детьми. В наказании и дисциплинировании, как ни в каком другом аспекте воспитания, важно помнить нашу миссию и превосходство любви. Ученичество с любовью. Для того чтобы наши дети стали учениками Христа, крайне важно научить их любить (ср. Ин. 13:35). Для этого необходимо воспитывать их с любовью. «Вы можете быть евангелистами и служителями благодати в вашем доме для ваших детей (Воспитание детей, с. 479). Любовь должна наполнять все аспекты нашей жизни с детьми. В наказании и дисциплинировании, как ни в каком другом аспекте воспитания, важно помнить нашу миссию и превосходство любви.
4
Понимание и влияние на поведение детей «Он, стремящийся преобразовать человечество, должен был Сам понимать каждого человека» (Воспитание, с. 78). Многие годы формирование поведения ребенка связывалось в основном с подготовкой родителей. Слишком часто это приводило к тому, что ребенок уже не воспринимался как сложная личность, обладающая духовными, эмоциональными, интеллектуальными, социальными и физическими нуждами. Библейский же взгляд на человека – целостный, признающий динамичную связь между внешним поведением и внутренней жизнью человека. Изменения во внутренней жизни отражаются на внешнем поведении (ср. Лука 6:45). Понимание и влияние на поведение детей «Он, стремящийся преобразовать человечество, должен был Сам понимать каждого человека» (Воспитание, с. 78). Многие годы формирование поведения ребенка связывалось в основном с подготовкой родителей. Слишком часто это приводило к тому, что ребенок уже не воспринимался как сложная личность, обладающая духовными, эмоциональными, интеллектуальными, социальными и физическими нуждами. Библейский же взгляд на человека – целостный, признающий динамичную связь между внешним поведением и внутренней жизнью человека. Изменения во внутренней жизни отражаются на внешнем поведении (ср. Лука 6:45). Наиважнейшая цель наказания направлена на развитие целостной личности, а не на изменение лишь ее поведения. Ключевой вопрос заключается в следующем: о чем говорит поведение ребенка? Осознание того, что поведение ребенка целенаправленно и обусловлено его потребностями и внутренними проблемами, поможет взглянуть на поведение в правильном контексте и позволит нам более точно определить, какие именно воспитательные меры будут наиболее эффективными по отношению к этому ребенку.
5
Наиважнейшая цель наказания направлена на развитие целостной личности, а не на изменение лишь ее поведения. Ключевой вопрос заключается в следующем: о чем говорит поведение ребенка? Осознание того, что поведение ребенка целенаправленно и обусловлено его потребностями и внутренними проблемами, поможет взглянуть на поведение в правильном контексте и позволит нам более точно определить, какие именно воспитательные меры будут наиболее эффективными по отношению к этому ребенку.
6
Причины хорошего и плохого поведения Иногда поведение ребенка обусловлено неудовлетворенными физическими потребностями или его потребностями в любви, безопасности, чувстве родства и свободе от страха, беспокойства и одиночества. Приведите свои ожидания в соответствие с уровнем развития ребенка. Так называемое непослушание может на самом деле быть приемлемым для данного возраста. Чувствительность к развитию ребенка и хорошее обеспечение его физических, эмоциональных и социальных нужд, как правило, помогает справиться с непослушанием. Причины хорошего и плохого поведения. Иногда поведение ребенка обусловлено неудовлетворенными физическими потребностями или его потребностями в любви, безопасности, чувстве родства и свободе от страха, беспокойства и одиночества. Приведите свои ожидания в соответствие с уровнем развития ребенка. Так называемое непослушание может на самом деле быть приемлемым для данного возраста. Чувствительность к развитию ребенка и хорошее обеспечение его физических, эмоциональных и социальных нужд, как правило, помогает справиться с непослушанием. Иногда поведение ребенка раздражает, доставляет неудобства или смущает нас. Напряжение, усталость, стресс, беспокойство, гнев, которые возникают у родителей и обычно не связаны с поведением ребенка, обычно отражаются на наших реакциях по отношению к нему. Ребенок не должен нести бремя или боль взрослых. Мы должны найти время, чтобы отдохнуть и успокоиться. Обсуждение поведения ребенка с супругом или супругой, другим родственником, другом или психологом может быть полезным. Наши собственные потребности могут влиять на наше восприятие и делать его субъективным. Плохое поведение ребенка может отражать динамику отношений в семейной системе, которые могут быть стрессовыми и порождать беспокойство. Эти глубинные процессы часто приводят к тому, что дети принимают на себя тяжелые, часто имеющие последствия на всю жизнь роли, чтобы помочь семье уладить конфликт и приобрести внутреннюю стабильность или равновесие. Улучшения в супружеских и семейных отношениях, скорее всего, положительно отразятся на поведении детей. Проконсультируйтесь с профессиональным семейным психологом для получения особой помощи в этой области.
7
Иногда поведение ребенка раздражает, доставляет неудобства или смущает нас. Напряжение, усталость, стресс, беспокойство, гнев, которые возникают у родителей и обычно не связаны с поведением ребенка, обычно отражаются на наших реакциях по отношению к нему. Ребенок не должен нести бремя или боль взрослых. Мы должны найти время, чтобы отдохнуть и успокоиться. Обсуждение поведения ребенка с супругом или супругой, другим родственником, другом или психологом может быть полезным. Наши собственные потребности могут влиять на наше восприятие и делать его субъективным.
8
Плохое поведение ребенка может отражать динамику отношений в семейной системе, которые могут быть стрессовыми и порождать беспокойство. Эти глубинные процессы часто приводят к тому, что дети принимают на себя тяжелые, часто имеющие последствия на всю жизнь роли, чтобы помочь семье уладить конфликт и приобрести внутреннюю стабильность или равновесие. Улучшения в супружеских и семейных отношениях, скорее всего, положительно отразятся на поведении детей. Проконсультируйтесь с профессиональным семейным психологом для получения особой помощи в этой области.
9
Объединение доброты и твердости Исследованиями была установлена связь между поведением детей и стилем воспитания их родителей. Каждый стиль воспитания нес определенные последствия в жизнь ребенка. «...Совершенно ясно, что наиболее выигрышный [среди стилей воспитания] – разумное сочетание контроля, восприимчивости и любви – авторитетный стиль воспитания» Объединение доброты и твердости. Исследованиями была установлена связь между поведением детей и стилем воспитания их родителей. Каждый стиль воспитания нес определенные последствия в жизнь ребенка. «...Совершенно ясно, что наиболее выигрышный [среди стилей воспитания] – разумное сочетание контроля, восприимчивости и любви – авторитетный стиль воспитания» (Neff & Ratcliff, 1995, с. 67). Елена Уайт еще давным-давно говорила о поддержке и контроле в советах родителям (ср. Воспитание детей, с. 258-268). Концепции доброты и твердости, часто идущие вместе, тесно связаны с характеристиками авторитетного стиля воспитания, описанного в современной литературе по воспитанию. «Не следует оставлять детей блуждать в стороне от безопасного пути, указанного в Слове Божьем. . . . Ласково, но твердо, с непрестанной молитвой следует обуздывать их недостойные желания и помогать им преодолевать дурные наклонности» (Служение исцеления, с. 391 Курсив добавлен). «Доброта должна быть законом семьи. Детей следует научить соблюдению закона Господнего, и пусть настойчивое влияние любви сохранит их от зла» (Воспитание детей, с. 259 Курсив добавлен). «Чтобы поддерживать свой авторитет, нет необходимости прибегать к суровым мерам. Твердой, спокойной рукой и добротой, убеждающей ребенка в вашей любви, можно добиться цели» (Воспитание детей, с. 283 Курсив добавлен). В доме, в котором руководствуются принципами доброты и твердости, присутствует встроенный механизм исправления. С двумя идущими рука об руку принципами справедливости и милосердия в действии (ср. Воспитание детей, с. 261, 262), исправление – продолжающийся, всеобъемлющий процесс, после которого потребуется мало или вообще не потребуется никаких дополнительных особых «исправительных мер».
10
4 3 0 1 2 0 Модель третья – авторитетность. Авторитарность Равнодушие Д и с ц и п л и н а понимание Вседозволенность Авторитетность
11
В доме, в котором руководствуются принципами доброты и твердости, присутствует встроенный механизм исправления. С двумя идущими рука об руку принципами справедливости и милосердия в действии (ср. Воспитание детей, с. 261, 262), исправление – продолжающийся, всеобъемлющий процесс, после которого потребуется мало или вообще не потребуется никаких дополнительных особых «исправительных мер».
12
Наказание: необходимо осторожное обращение с трудными желаниями Наказание: необходимо осторожное обращение с трудными желаниями Однако бывает, когда дети демонстрируют такие привычки, как эгоцентризм, жестокость по отношению к другим и непослушание родителям, несмотря на отчаянные попытки последних удовлетворить все нужды ребенка и применять стиль воспитания, основанный на любви, доброте и твердости. Некоторые дети демонстрируют «ненависть к ограничениям», «любовь к потаканию своим желаниям» и «безразличие к духовным истинам». С такими детьми надо вести тщательную работу (Воспитание детей, с. 250).
13
Человеческая природа ребенка Человеческая природа ребенка. Дети – юные члены человеческой семьи, они – сопричастники к греховному состоянию человечества (Рим. 3:23). В их природе есть греховные наклонности, которым они не в состоянии сопротивляться без посторонней помощи. С этой природой ребенок должен справляться с ранних лет. «Последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному, может помочь только Христос. Сотрудничество с силой Христа - величайшая нужда человека» (Воспитание, с. 29 Курсив добавлен). Крэб (1987) говорит о людях, как о «падших носителях образа». Греховные – да. Драгоценные – да: все еще носящие Божий образ, все еще цель Его великого плана спасения. Е. Уайт передает ту же самую идею в своем описании потерянной монеты из притчи Иисуса (Лк. 15:8, 9). «Монета, хоть она и лежит в пыли и мусоре, все же остается серебром. Владелец ищет ее потому, что она обладает определенной ценностью. Так и каждая душа, как бы она ни была испорчена грехом, представляет величайшую ценность в глазах Божьих. Как монета несет на себе изображение царствующей власти и ее символы, так и в человеке при его создании запечатлен образ и подобие Божье, и хотя теперь этот образ потускнел и затуманился под влиянием греха, он все еще виден в каждой душе. Бог желает вернуть к Себе эту душу и восстановить в ней Свой Собственный образ в праведности и святости» (Наглядные уроки Христа, с. 194 Курсив добавлен).
14
Дети драгоценны Дети драгоценны. Дети ценны для Бога. «Дети, - говорит псалмист, - наследие от Господа» (Пс. 126:3). Христос любит детей. Будучи на земле, Он близко с ними общался, приглашал их прийти к Нему, высоко оценивал их веру, как пример той веры, которая нужна, чтобы войти в Его Царство, и строго предупреждал любого, по чьей вине они споткнуться (Мф. 18:3, 19:14, Мк. 9:37-42, Лк. 18:16). «Дети - это наследие Господа, и мы ответственны перед Ним за управление Его достоянием» (Христианский дом, с. 159). «Помните, что ваши сыновья и дочери являются младшими членами Божьей семьи. Он доверил их вашему попечению, чтобы вы воспитывали и обучали их для неба» (Христианский дом, с. 161). «Ваши дети настолько дороги для Христа, что Он отдал за них Свою жизнь. Обходитесь с ними как с существами, которых Он приобрел Своей Кровью. Терпеливо и настойчиво воспитывайте их для Него. Учите их с любовью и выдержкой» (Христианский дом, с. 279).
15
Акт посвященной любви Акт посвященной любви. Как с человеческой, так и с божественной точек зрения, наказание представлено в Писании как акт посвященной любви. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19, ср. Прт. 13:25). Должны быть приложены все усилия, чтобы между наказанием и любовью было связующее звено в нашем воспитании. Родители, склонные к попустительству, не ценят этот аспект любви. Наказание детей – это маленькая, но значительная роль, данная родителям в божественном плане спасения их детей. Правильно понятое наказание не является карой или выражением родительской власти и авторитета, но это процесс, благодаря которому любящие родители, признающие силу греховных наклонностей в своей природе и нашедшие свою помощь только во Христе, могут направить путь своих детей также в сторону Бога. Наказание, сделанное с добротой и твердостью, помогает детям осознать свою природу, глубокую нужду в изменении, чтобы должным образом уважать себя и остальных и участвовать в жизни общества. Наказание показывает детям, как им надо измениться, склоняет их к переменам и наделяет их необходимой для изменения силой. Наказание также защищает детей от долговременных непоправимых последствий неправильного выбора и привычек. Любящие родители наказывают своих детей, удерживают и направляют их на истинный путь через годы их формирования и уязвимости до тех пор, пока они не впитают эти ограничения и не будут доверять Богу и сотрудничать с божественным планом роста и созревания. Будучи родителями, мы сами все равно нуждаемся в определенных видах коррекции своего поведения, но наши родители больше не играют в нашей жизни ту роль, которую они играли когда-то в годы нашего формирования. Формы наказания
16
Формы наказания: Вербальная Эмпирический Вербальная. Вербальное наказание заключается в обсуждении серьезности и проблемности поведения и потребности в изменении (Пс. 38:12, Лк. 17:2), это достойное заботливое сопротивление плохому поведению ребенка. Тон голоса и язык тела должен передавать заботу. Такое наказание может быть осуществлено через тихий разговор, письмо (1 Кор. 4:14, 15, 4:21, 2 Тим. 3:16), здесь уместно задавать вопросы («Что, как ты думаешь, случиться, если это будет так продолжаться?», «Ты думал о том, как это отразится на твоем будущем?) или через историю (2 Цар.12). Иисус часто говорил притчами не только, чтобы наставить или научить, но и чтобы обличить. «В притчах Он осудил лицемерие и нечестные дела тех, кто занимал высокие посты, и если бы Он напрямую высказал то, что говорил образным языком, они не стали бы слушать Его слова, но быстро положили бы конец Его служению… Он в то же время представлял истину так ясно, что зло все-таки оказывалось обличенным, и честные сердцем видели свои заблуждения, извлекая необходимую пользу из Его наставлений» (Наглядные уроки Христа, с. 22). «Как вы будете воспитывать своих детей, чтобы добиться успеха? Не бранью, ибо ничего хорошего из этого не получится. Разговаривайте со своими детьми, относясь с уважением к их личности. Обращайтесь с ними с добротой, нежностью и любовью. Подскажите детям, что конкретно Бог ожидает от них» (Воспитание детей, с. 33). Некоторые методы воспитательного разговора с детьми несут меньше риска для отношений, чем другие. Высказывание своих беспокойств в форме «я-сообщения», чаще всего влечет правильную реакцию. «Когда ты не приходишь домой к обещанному времени, я начинаю волноваться о твоей безопасности». «Когда ты нажимаешь одновременно на все кнопки папиного калькулятора, я расстраиваюсь, потому что, когда он мне понадобится, он не будет работать». «Меня сердит, когда ты разговариваешь с друзьями во время богослужения в церкви, потому что я не могу сосредоточиться». Эмпирический.
17
Эмпирический. Человек наказывается благодаря несению последствий своего выбора (Лк. 15:11‑32). Помогите ему увидеть, что все движется по законам и что непослушание в итоге приводит к бедствию и страданию. Когда Бог говорит: Не будешь, то это, любя нас, Он предупреждает о последствиях непослушания, чтобы предостеречь нас от несчастья и потери. (Воспитание, с. 287) Эмпирический. Человек наказывается благодаря несению последствий своего выбора (Лк. 15:11‑32). Помогите ему увидеть, что все движется по законам и что непослушание в итоге приводит к бедствию и страданию. Когда Бог говорит: Не будешь, то это, любя нас, Он предупреждает о последствиях непослушания, чтобы предостеречь нас от несчастья и потери. (Воспитание, с. 287) Естественные последствия. Последствия могут подразделяться на две категории: естественные и логические (Dreikurs, 1964). Естественные последствия – это те последствия, которые приходят благодаря естественному ходу вещей, событий, которые можно ожидать, что произойдут, если не случиться какого-либо вмешательства извне (таблица 1). В том случае, если естественные последствия будут эффективны, в обязанности родителя входит (1) поставить ребенка в известность о последствиях, (2) дать ребенку свободу выбора и (3) уберечь ребенка от таких ситуаций, при которых, сделав, неправильный выбор, ребенок понесет слишком тяжелые последствия – его безопасность будет под угрозой или будет нанесен неоправданный вред здоровью. Например, ответственный родитель не позволит ребенку испытать последствия игры на улице с сильным автомобильным движением. Не запугивайте ребенка, это делает опыт выбора больше похожим на наказание. Если родитель не может доверить ребенку принятие решения, тогда преимущества эмпирического метода не будут иметь своей силы. Логические последствия. В ситуациях, при которых естественные последствия неприемлемы, должны быть найдены разумные альтернативы – например, логические последствия (таблица 2). Естественные последствия представляют давление реальности без каких-либо специальных действий со стороны родителей и всегда очень эффективны. Логические последствия, напротив, не могут быть применены в борьбе за власть, только если с большими предосторожностями, потому что они обычно сводятся к карательным мерам. По этой причине естественные последствия всегда эффективны, но логические последствия могут иметь обратный эффект (Dreikurs, 1964, с. 84). Не избегайте последствий.
18
Естественные последствия. Последствия могут подразделяться на две категории: естественные и логические (Dreikurs, 1964). Естественные последствия – это те последствия, которые приходят благодаря естественному ходу вещей, событий, которые можно ожидать, что произойдут, если не случиться какого-либо вмешательства извне (таблица 1). В том случае, если естественные последствия будут эффективны, в обязанности родителя входит (1) поставить ребенка в известность о последствиях, (2) дать ребенку свободу выбора и (3) уберечь ребенка от таких ситуаций, при которых, сделав, неправильный выбор, ребенок понесет слишком тяжелые последствия – его безопасность будет под угрозой или будет нанесен неоправданный вред здоровью. Например, ответственный родитель не позволит ребенку испытать последствия игры на улице с сильным автомобильным движением. Не запугивайте ребенка, это делает опыт выбора больше похожим на наказание . Если родитель не может доверить ребенку принятие решения, тогда преимущества эмпирического метода не будут иметь своей силы.
19
Логические последствия. В ситуациях, при которых естественные последствия неприемлемы, должны быть найдены разумные альтернативы – например, логические последствия (таблица 2).
20
Не избегайте последствий . При эмпирическом наказании ребенок учится благодаря естественному и логическому порядку вещей устанавливать причинно-следственные связи и в соответствии с этим строить свое поведение. Такой процесс, бесспорно, причинит ребенку определенную боль. Именно тогда родители должны оказать ему поддержку, а не испортить выученный урок. Не причиняйте ребенку еще большие страдания словами: «Я же тебе говорил!». Не облегчайте страдания ребенка, защищая его от последствий. Переживание последствий ребенком происходит в окружении родительской любви. Наказание никогда не должно приводить к потере взаимоотношений Не избегайте последствий. При эмпирическом наказании ребенок учится благодаря естественному и логическому порядку вещей устанавливать причинно-следственные связи и в соответствии с этим строить свое поведение. Такой процесс, бесспорно, причинит ребенку определенную боль. Именно тогда родители должны оказать ему поддержку, а не испортить выученный урок. Не причиняйте ребенку еще большие страдания словами: «Я же тебе говорил!». Не облегчайте страдания ребенка, защищая его от последствий. Переживание последствий ребенком происходит в окружении родительской любви. Наказание никогда не должно приводить к потере взаимоотношений. Физический
21
Физический. Физическое наказание детей, в той форме, в которой оно обычно практикуется, может закончиться внешним послушанием, но часто вызывает враждебные эмоции в ребенке. Предупреждение Христа не обижать «малых сих» (Мк. 9:42) и наставление Павла «Отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф. 6:4) является советом родителям, чтобы они избегали такого обращения с детьми, которое создает эмоциональные проблемы. «Розгой» (евр. шебет) называлась палка или пастушечий посох (Лев. 27:32, Пс.22:4, Мих.7:14). Некоторые ссылки на шебет носят метафорический характер и означают жесткую дисциплину Физический. Библейские ссылки на физический способ наказания детей очень малочисленны и встречаются только в одной библейской книге (Притчи 13:25, 22:15, 23:13, 14, 29:15). «Розгой» (евр. шебет) называлась палка или пастушечий посох (Лев. 27:32, Пс.22:4, Мих.7:14). Некоторые ссылки на шебет носят метафорический характер и означают жесткую дисциплину (2 Цар. 7:14, 3 Цар. 11:2, 4, 6, Пс. 2:9, Прт. 22:15, 29:15). В Библии не дается никаких разъяснений по поводу того, как использовать шебет, за исключением ударов по спине (а не по другим частям тела) (Прт.10:13, 26:3), она не была угрозою для жизни (Прт. 23:13). Нам неизвестно, насколько была распространена в домах израильтян практика наказания розгами. Ни в одном библейском рассказе не говорится о том, как ребенка бьют розгой. В христианской литературе по воспитанию очень распространена точка зрения, что любое использование розги в воспитательных целях подобно тому, как Небесный Пастух направляет и утешает Свое стадо (Пс.22:4). Физическое наказание детей, в той форме, в которой оно обычно практикуется, может закончиться внешним послушанием, но часто вызывает враждебные эмоции в ребенке. Предупреждение Христа не обижать «малых сих» (Мк. 9:42) и наставление Павла «Отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф. 6:4) является советом родителям, чтобы они избегали такого обращения с детьми, которое создает эмоциональные проблемы. Потенциально жестокое обращение
22
Потенциально жестокое обращение. Такое наказание должно быть последним средством, после более мягких мер наказания, которые не помогли. Оно должно совершаться в любви, после того, как родитель помолится и освободится от гнева «Порка может стать необходимой, если не действуют другие меры, однако не следует использовать розгу, если этого можно избежать. Но коль скоро более мягкие меры не помогают, нужно применить наказание, которое приведет ребенка в чувство, и сделать это надо в любви. Часто одного такого наказания бывает достаточно на всю жизнь, чтобы ребенок понял: бразды правления находятся не в его руках» (Воспитание детей, с. 250). Потенциально жестокое обращение. Елена Уайт убеждала об осторожном применении физического наказания. Она говорила о многочисленных условиях использования физических наказаний. Такое наказание должно быть последним средством, после более мягких мер наказания, которые не помогли. Оно должно совершаться в любви, после того, как родитель помолится и освободится от гнева. После наказания должен быть период восстановления и совместной молитвы с ребенком. Даже тогда Елена Уайт считала, что одного такого наказания хватит на всю жизнь. «Порка может стать необходимой, если не действуют другие меры, однако не следует использовать розгу, если этого можно избежать. Но коль скоро более мягкие меры не помогают, нужно применить наказание, которое приведет ребенка в чувство, и сделать это надо в любви. Часто одного такого наказания бывает достаточно на всю жизнь, чтобы ребенок понял: бразды правления находятся не в его руках» (Воспитание детей, с. 250). Потенциальная угроза жестокого обращения в использовании телесных наказаний привела к тому, что многие педагоги встали на сторону отказа от порок (Dreikurs & Cassel, 1972, McGinnis & McGinnis, 1990). Макгиннис и Макгиннис (1990), например, убеждены в том, что дисциплина без насилия логично согласуется с их концепцией воспитания без насилия. Они используют аргументацию, естественные и логические последствия, периоды тайм-аута/восстановления душевного равновесия, а также дискуссионный форум регулярных семейных советов, чтобы обсуждать вопросы наказания. Принципы по применению наказаний
23
Принципы по применению наказаний Сначала удостоверьтесь в том, что ребенку были в доступной форме объяснены правила. Вашим мотивом должна быть помощь ребенку, а не вымещение своего гнева. Молитесь самостоятельно и с ребенком. Наказывайте наедине. Принимайте во внимание индивидуальность ребенка. Защищайте волю ребенка. Сразу же прощайте и давайте еще один шанс. Принципы по применению наказаний Сначала удостоверьтесь в том, что ребенку были в доступной форме объяснены правила. Вашим мотивом должна быть помощь ребенку, а не вымещение своего гнева. Молитесь самостоятельно и с ребенком. Наказывайте наедине. Принимайте во внимание индивидуальность ребенка. Защищайте волю ребенка. Сразу же прощайте и давайте еще один шанс. Заключение
24
Заключение Наказание – деликатный процесс. Спешка, чрезмерная реакция, бурные эмоции усложняют процесс. Часто в наших детях повторяется то, что прочно укоренилось в нас и было заложено в нашем родительском доме. Это та область, в которой требуется наш собственный рост. «Сами будьте такими, какими хотите видеть своих детей» - писала Елена Уайт (Воспитание детей, с. 278). Когда они видят, как мы готовы принимать упреки за свои ошибки, с благодарностью принимать, когда нужно, замечания, это оставляет в них глубокий след, мы предлагаем им положительный пример, который намного дольше сохранится в памяти, чем наши слова. Заключение Наказание – деликатный процесс. Спешка, чрезмерная реакция, бурные эмоции усложняют процесс. Часто в наших детях повторяется то, что прочно укоренилось в нас и было заложено в нашем родительском доме. Это та область, в которой требуется наш собственный рост. «Сами будьте такими, какими хотите видеть своих детей» - писала Елена Уайт (Воспитание детей, с. 278). Когда они видят, как мы готовы принимать упреки за свои ошибки, с благодарностью принимать, когда нужно, замечания, это оставляет в них глубокий след, мы предлагаем им положительный пример, который намного дольше сохранится в памяти, чем наши слова.