7
  • Презентации
  • Презентация к уроку МХК в 10 классе Икона и картинапо программе Даниловой

Презентация к уроку МХК в 10 классе Икона и картинапо программе Даниловой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Презентация по мировой художественной культуре по программе Даниловой Г.А. 10...
Презентация по мировой художественной культуре по программе Даниловой Г.А. 10 класс Подготовила Лебедева С.А., учитель музыки и МХК 2013 г.
2
«У меня нет множества книг .Я не имею досуга для чтения. Вхожу в общую врачеб...
«У меня нет множества книг .Я не имею досуга для чтения. Вхожу в общую врачебницу душ-церковь, терзаемый заботами как терниями. Цвет живописи влечет меня к созерцанию и, как луг услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию». (Иоанн Дамаскин)
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
ТЕМА Урока: Иконопись План урока: Канон в иконописи. 2. Икона и картина. 3.Ик...
ТЕМА Урока: Иконопись План урока: Канон в иконописи. 2. Икона и картина. 3.Иконография в изображении Богородицы.
4
5
6
Икона и картина
Икона и картина
7
Заполните таблицу различий между иконой и картиной ИКОНА КАРТИНА
Заполните таблицу различий между иконой и картиной ИКОНА КАРТИНА
8
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского хар...
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
9
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и в...
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире.
10
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выр...
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.
11
Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное;...
Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное, иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.
12
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отраж...
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
13
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, котор...
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
14
Отличие первое Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изо...
Отличие первое Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета, все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
15
Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери...
Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожествлена, прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.
16
Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мя...
Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.
17
Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховск...
Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.
18
Отличие второе Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принц...
Отличие второе Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
19
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не...
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.
20
На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их...
На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.
21
Отличие третье Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и ф...
Отличие третье Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.
22
Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали ико...
Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.
23
Отличие четвёртое Цвет не является средством колористического построения икон...
Отличие четвёртое Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
24
25
Отличие пятое Для икон характерна единовременность изображения: все события п...
Отличие пятое Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.
26
Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех вр...
Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто «Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах.
27
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслов...
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов. Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.
28
Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерца...
Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона
29
Сравните 2 изображения
Сравните 2 изображения
30
31
32
Сравните изображения Богородицы
Сравните изображения Богородицы
33
Одигитрия
Одигитрия
34
Оранта
Оранта
35
Умиление
Умиление
36
Определите иконографию изображения Богородицы
Определите иконографию изображения Богородицы
37
«Моя преблагая Богородица»
«Моя преблагая Богородица»
38
Хор «Богородице Дево радуйся»
Хор «Богородице Дево радуйся»
39
С какою кротостию И скорбью нежной Пречистая взирает с полотна! Грядущий час...
С какою кротостию И скорбью нежной Пречистая взирает с полотна! Грядущий час Печали неизбежной Как бы предчувствует Она! К груди Она Младенца прижимает И Им любуется, О Нем грустя... Как Бог Он взором Вечность проницает И беззаботен, как дитя!
40
ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ НА УРОКЕ? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить сообщение по темам:...
ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ НА УРОКЕ? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить сообщение по темам: 1.ИКОНОПИСЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) 2. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ (ФЕОФАН ГРЕК,ДИОНИСИЙ)
41
СПАСИБО ЗА УРОК
СПАСИБО ЗА УРОК
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию