- Презентации
- Презентация по МХК Реалистические тенденции в живописи Голландии (11 класс)
Презентация по МХК Реалистические тенденции в живописи Голландии (11 класс)
Автор публикации: Шишенкова Е.А.
Дата публикации: 13.09.2016
Краткое описание:
1
Реалистические тенденции в живописи Голландии
2
Реализм Направление в искусстве, художники которого сознательно и последовательно, объективно и правдиво изображают действительность
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Принципы реалистической живописи (сформулированы Рембрандтом) «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
4
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669) Родился в Лейдене, в семье мельника. В 1631 г. переезжает в Амстердам, там завоевывает известность. В портретах появляется непосредственная жизненная правдивость – как следствие этого потеря заказов, непонимание. В 1642 г. - личное горе (смерть жены) В 1669 г. – умирает нищим, похоронен на кладбище для бедняков на общественные средства.
5
Характерные черты письма: Искусство светотени (главные смысловые акценты в картине) Эффект горящих и тлеющих тонов Тематика бесконечно разнообразна (попытки передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни) мифологические и библейские темы
6
Творческое наследие 800 картин и портретов (из них 100 автопортретов) 300 офортов 2000 рисунков. Основные произведения Урок анатомии 1632 г. «Автопортрет с Саскией на коленях» 1634г. «Ночной дозор» 1642г. «Святое семейство» 1645г. «Портрет старушки» 1654г. «Групповой портрет синдиков суконного цеха» 1662г. «Возвращение блудного сына» 1668г.
7
Художественной метафорой Рембрандта, главным принципом его творческого метода стало искусство светотени. Художник с помощью света выделяет в картине главные смысловые акценты. В ранних картинах Рембрандта можно наблюдать множество едва заметных переходов от светлого к тёмному, градации золотисто-коричневого, красного и оливкового. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов. Сверкающее золото мантий, переходы от тёмно-вишневого к ярким оттенкам красных раскалённых углей, а затем к угасающим тонам оранжевого – такова красочная палитра художника.
8
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. «Блудный сын» - последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. «Возвращение блудного сына», 1668-1669 г., Снкт-Петербург, Эрмитаж
9
Жертвоприношение Авраама, 1636 г Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично.
10
Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Пир Валтасара, 1635 г., Лондонская национальная галерея
11
Портрет Яна Сикса - одно из лучших творений Рембрандта. Друг Рембрандта. Поэт, меценат и крупный промышленник. 1654 г., собрание Сикса, Амстердам.
12
Портрет старушки Старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. 1654 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
13
Эта работа Рембрандта последние два века известна под названием «Ночной дозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Ночной дозор, 1642 г., Государственный музей, Амстердам
14
В историю мировой живописи Рембрандт вошёл и как блестящий мастер автопортретов. В ста созданных им автопортретах в живописи и графике – история его жизни, биография души, исповедь художника. Автопортрет. 1634 г., галерея Уффици, Флоренция
15
Автопортрет. Ок. 1661 г., Автопортрет с Саскией на коленях Кенвуд-Хаус, Лондон 1635-1636 гг., картинная галерея, Дрезден
16
Офорты Рембрандта Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Он покрывал лаком металлическую пластину и тонкой иглой наносил рисунок. После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. В офортах проявились новые грани таланты художника: тонкая детализация, непринуждённый штрих, максимальная живописность, удивительные градации чёрного и белого цветов, чёткость линий.
17
Сельский пейзаж Автопортрет, 1639 г.
18
Великие мастера голландской живописи
19
В XVII в. В Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвящённые мифологическим и библейским сюжетам. Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к концу XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и соединений. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.
20
Наиболее известным портретистом этого времени стал Франс Халс (1581/85 – 1666) Ф. Халс Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, 1616 г., музей Франса Халса, Харлем
21
Регентши приюта для престарелых, 1664 г., музей Франса Халса, Харлем
22
В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа Цыганка, Лувр, Париж Весёлый собутыльник, государственный музей, Амстердам
23
Шут с лютней, Лувр, Париж Малле Баббе, Берлинская картинная галерея
24
Поздние произведения Халса — вершина его творческого пути, разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Портрет мужчины с перчаткой Портрет женщины с веером Портрет Изабеллы Койманс
25
В 1620-1640 годах Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).
26
Довольно успешно в Голландии развивается и бытовой жанр. Художников, работающих в этом жанре, называют «малыми голландцами». Они пишут картины небольших форматов. Ян Стен (1626 – 1679 гг.) Питер де Хох (1629 – 1684 гг.) Герард Терборх (1617 – 1681 гг.)
27
П. де Хох «Хозяйка и служанка», 1657 г., государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Г. Терборх «Бокал лимонада», 1660 г.
28
В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта. Виллем Хеда и Питер Клас - наиболее известные художники этого жанра В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда», 1649 г. П. Клас «Завтрак», 1646 г.
29
Популярным в голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Лкчшими среди художников-пейзажистов были Ян ван Гойен и Якоб Рейсдал Я. Рейсдал «Мельница Дюрстеде», 1670 г. Я. Ван Гойен «Вид на Эммерих», 1645 г.
30
«Величайшим магом и волшебником живописи» ещё при жизни был назван Ян Вермер. Работая в разных жанрах живописи, он неизменно добивался успеха. Сводница, 1656 г. Девушка с жемчужной серёжкой, 1665 г.
31
Вид Делфта, ок. 1660 г. Мастерская художника, 1666 – 1667 гг.
32
Домашнее задание Рембрандт. Возвращение блудного сына. Дать краткое описание картины по плану: притча сюжет, герои, краски, светотень.