- Презентации
- Презентация. Проектная работа.Голубая Гжель
Презентация. Проектная работа.Голубая Гжель
Автор публикации: Бондаренко Р.Л.
Дата публикации: 19.04.2016
Краткое описание:
1
Голубая Гжель Выполняли ученики 4класса: Калимулин Олег и Родионова Ольга. Руководитель : учитель МКОУ СОШ с.Лазарево Бондаренко Р.Л.
2
Голубая Гжель
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Проблемный вопрос Откуда это гжельское чудо?
4
Цель проекта: знакомство с народными промыслами, одной из форм народного художественного творчества.
5
Задачи проекта Образовательные – познакомить с искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели. Закреплять разные приемы работы кистью, элементы росписи. Развивающие – развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности. Воспитательные – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей.
6
Гжель ! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. И для всей родной России Не одну уж сотню лет Даришь ты свой бело-синий, Сине-белый свой букет. В этом пламени чудесном Вижу буйный твой расцвет. В сочетании небесном Белый цвет и синий цвет. Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет, Ты звучишь высоким словом - Белый цвет и синий цвет.
7
8
Голубые цветы гжели Гжель — старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды.
9
Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
10
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду.
11
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». Блюдо.Майолика. Начало 18в. Квасник.Гжель.18в
12
В 1770-е годы в Гжели появились гончарные заводы.В 1775г. один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду.По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «… на фасон заморских самолутчей доброты».
13
С конца 18 в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже.
14
В середине XIX века на гжельских промыслах уже господствовала фаянсовая посуда. Появились фамилии и династии фабрикантов, художников, мастеров: Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы. Один из сохранившихся каталогов включает около двух тысяч видов фарфорово-фаянсовых изделий. Только чайных сервизов насчитывалось 112 наименований.
15
На рубеже 19-20 веков народный промысел исчез полностью. Возрождается он лишь в послевоенные годы. У истоков этого возрождения стоял Александр Борисович Салтыков. Счастливым для возрождения Гжели стало сотрудничество Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой.Они придумали и разработали новый стиль-те самые известные нам синие узоры на белом фоне. Кувшин и кружка. Н.Бессарабова
16
Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. Черный как сажа кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.
17
В 1992 году объединение «Гжель» было единственным предприятием в Гжельском районе. На протяжении полстолетия объединение «Гжель» создавало свой собственный художественный стиль.
18
Особенность гжельского бело-синего фарфора: роспись с растяжкой теней от темного к светлому, взята из древних мазков, доведена до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель». Этот стиль признан не только в России, но и за рубежом. Фирменные магазины в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже.
19
Незатейливый узор из оттенков краски, Глина белая, фарфор –атрибуты сказки! Словно детская рука на кусочках глины Рисовала в три мазка синие картины. Чашек круглые бока расписав в колечки, В лепестки и облака – изразцы для печки, Голубые кружева, кобальтовый иней, Будто вьюга намела завитушки линий. Налепила для игры синие фигурки, Для забавы детворы, зайцев и свистульки. Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины. На Руси живёт века промысел старинный. Поколенья мастеров бело-синей Гжели – Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
20
Технология изготовления Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладутся широким круговым движением. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Такое исполнение цветка называли агашкой. Самый излюбленный узор «гжельская роза».
21
22
Сегодня под маркой «Гжель» выпускается множество изделий из фарфора:вазы, декоративные статуэтки, игрушки, камины, люстры, фарфоровая посуда : чайные или столовые сервизы, кофейные пары, отдельные предметы. Каждое изделие расписывается только вручную.
23
Работа над проектом 1.Поиск материала
24
2.Подготовка посуды.
25
3.Роспись.
26
4.Выставка. .
27
Использованная литература. 1. Нетцель А. Очерки гжели / / Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М., 1864. Вып.1. 2. Исаев А.Промыслы Московской губернии. М.,1876. Т.2. 3. Некрасов М.А. Народное искусство России в современной культуре. 20 – 21 век. М., 2003. Интернет ресурсы 1. Ода Гжели //Учебный фильм//www.u tube.ru/pages/video/12708 2. Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files.school-collection.edu.ru 3. Народные промыслы: стихи, частушки,з агадки//http:festival.1september.ru
28
Спасибо за внимание!