- Презентации
- Презентация к уроку МХК Архитектура барокко
Презентация к уроку МХК Архитектура барокко
Автор публикации: Борисова О.Н.
Дата публикации: 07.09.2016
Краткое описание:
1
Архитектура барокко
2
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство, они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
4
Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, - демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
5
6
7
8
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
9
Панеги́рик (от лат. panegyrikus ← др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «похвальное слово в торжественном всенародном собрании» от др.-греч. πᾶς, πᾶσα, πᾶν — «все» + др.-греч. ἀγείρω — «собирать, созывать») — всякое восхваление в литературном произведении (например в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление. Буквальный перевод слова др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «собрание всех», по другому — «всеобщее народное собрание». В дальнейшем это слово стало обозначать «похвальное слово, сказанное в торжественном всенародном собрании».
10
Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. «De mortuis aut bene, aut nihil» («О мёртвых или хорошо, или ничего»), говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причём первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.
11
Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (у Фукидида) и речь Лисия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью воодушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова панегириком (от pan — весь и agora — афинский форум, агора) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только панегирик Афинам Исократа (386 г. до н. э.).
12
В римской литературе знаменит панегирик Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его консулом — образец тонкой и остроумной лести. «Жизнь Агриколы» Тацита — другой пример панегирика в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому.
13
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих.
14
Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
15
Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
16
В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко.
17
Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
18
Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка.
19
Портрет мадам Помпадур
20
Портрет Марии Манчини
21
Портрет дамы в голубом
22
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли)
23
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон
24
Джованни-Лоренцо Бернини
25
Франческо Борромини
26
27
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч.
28
Кариати́да — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну.илястру.
29
Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас.
30
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
31
32
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин барочный классицизм применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
33
34
35
36
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси
37
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция)
38
Петродворец (Россия)
39
Аранхуэс (Испания)
40
Цвингер (Германия)