7
  • Презентации
  • Презентация к уроку МХК 11 класса (по учебнику Рапацкой Л.А.) Русская культура первой половины 19 века

Презентация к уроку МХК 11 класса (по учебнику Рапацкой Л.А.) Русская культура первой половины 19 века

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Презентация содержит материал по 6 разделам : общественная мысль, литература, архитектура, скульптура, музыка, живопись. Выбирать их можно в любой последовательности.Раздел "Литература" строится как повторение и обобщение на основе изученного на уроках литературы. В конце

1
1. Общественная мысль 1 пол.19 века. «Легче, кажется , познать вселенную, чем...
1. Общественная мысль 1 пол.19 века. «Легче, кажется , познать вселенную, чем Россию. Быть русским, да ещё думающим, - тяжкая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче», - В.Г Распутин. Общее для творцов классического искусства – желание видеть Родину процветающей и свободной страной, несущей человечеству пример следования евангельским заветам. Главные русские вопросы: Что такое русская мысль (А.С.Хомяков) Русское воззрение (И.С. Аксаков) Русский ум (А.А. Григорьев) Русский народный дух (В.С. Соловьёв) Русская идея (Н.А.Бердяев)
2
Литература. 1 пол 19 в.Эстетическая и философско-политическая миссия слова. И...
Литература. 1 пол 19 в.Эстетическая и философско-политическая миссия слова. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Александр Сергеевич Грибоедов – известный дипломат, автор бессмертной комедии. «Горе от ума». (От классицизма к реализму). «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, зачем пережила тебя любовь моя?» - Нина Чавчавадзе. Василий Андреевич Жуковский – создатель философской лирики, романтических баллад Баллады: «Светлана», «Людмила», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа», «Лесной царь». Стихи: «Море», «Вечер», «Певец во стане русских воинов». «Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят», - Белинский. «…Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц…», - Гоголь. Нравоучительные: «Демьянова уха», «Осёл и соловей», «Слон и Моська»,. Общенациональные: «Пчела и мухи», «Кот и повар», «Волк на псарне».
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Архитектура 1 пол. 19 в. Период зрелого (высокого) классицизма. Русский ампир.
Архитектура 1 пол. 19 в. Период зрелого (высокого) классицизма. Русский ампир.
4
Два потока развития общественной мысли 1 пол. 19 в. Славянофильство – национа...
Два потока развития общественной мысли 1 пол. 19 в. Славянофильство – национально-ориентированное движение в отечественной философской теории. (Ценность исторического опыта России, национального менталитета, патриотизма, защита Родной культуры от иноземного, уважение к православной вере, почитание от бога данной власти, отвержение революционного обновления и «несбыточного» равенства). Западничество – движение, ориентировавшееся на модернистские, революционно-освободительные идеалы, расширение культурного кругозора России, выход из «тупика» национального пути, стремление к цивилизации европейского образца.
5
Художественные стили русского искусства первой половины XIX века
Художественные стили русского искусства первой половины XIX века
6
Литература. 1 пол 19 в. Александр Сергеевич Пушкин – целая эпоха в развитии р...
Литература. 1 пол 19 в. Александр Сергеевич Пушкин – целая эпоха в развитии русского искусства, родоначальник «золотого века» русской культуры. Темы лирики: Дружба - «19 октября», «Пущину», «Была пора». Вольнолюбивая - «К Чаадаеву», «Деревня», «Анчар», «Не дай мне, Бог, сойти с ума…». Любовь – «Желание», «Редеет облаков летучая гряда», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье», «Сожжённое письмо». Поэт и поэзия - «Пророк», «Арион», «Памятник». Философия – Природа – «Осень», «Зимний вечер», Роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Медный всадник», сказки. Проза: «Повести Белкина», « Маленькие трагедии», повести «Дубровский» «Капитанская дочка», трагедия «Борис Годунов» Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и прозаик, создавший удивительные реалистические и романтические образы в произведениях. Роман «Герой нашего времени».Лирика: Одиночество - «Парус», «Тучи», «Сосна», «И скучно, и грустно…», «Листок». Светское общество- «Смерть поэта», «Как часто пёстрою толпою окружён». Судьба поколения – «Монолог», «Дума». Любовь - «Нищий», «Я не унижусь пред тобою», «Нет. Не тебя так пылко я люблю». Поэт и поэзия – «Поэт», «Пророк», «Кинжал». Природа и Родина – «Родина», «Выхожу один…
7
Литература. 1 пол 19 в. Фёдор Иванович Тютчев – поэт- философ и певец русской...
Литература. 1 пол 19 в. Фёдор Иванович Тютчев – поэт- философ и певец русской природы любви. Мир природы - «Не то, что мните вы природа», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной»,. Хаос и космос – «День и ночь», « О чём ты воешь ветр ночной», «Silentium». Любовь – «Я встретил вас», «О, как убийственно мы любим», «Чему молилась ты с любовью», «Весь день она лежала в забытьи». Николай Васильевич Гоголь – основоположник критического реализма, создатель эстетики «натуральной школы». «Вечера на хуторе близ Диканьки» : 1 ч.«Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», 2 ч. «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место». «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель». Комедии «Ревизор»,поэма «Мёртвые души».
8
Русская музыка 1 пол. 19 в. Яркая блистательная эпоха в развитии музыкальной...
Русская музыка 1 пол. 19 в. Яркая блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.
9
Тома де Томон (1760-1813) – швейцарский зодчий. (на стрелке Васильевского ост...
Тома де Томон (1760-1813) – швейцарский зодчий. (на стрелке Васильевского острова Биржа завершила ансамбль).
10
Глинка М.И.- «солнце русской музыки» Заложил основы русского симфонизма. (сим...
Глинка М.И.- «солнце русской музыки» Заложил основы русского симфонизма. (симфоническая увертюра-фантазия «Камаринская» (1848)- глубоко национальное и самобытное произведение, передана вся красота народных мелодий. Увертюры фантазии «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1851) – народные испанские мотивы).
11
Положил начало 2 направлениям русской оперы: народно-музыкальной драме и опер...
Положил начало 2 направлениям русской оперы: народно-музыкальной драме и опере-сказке, опере—былине.(Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»).
12
Опера-сказка «Руслан и Людмила» (1842г.) – ПЕРВАЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ ЭПИЧЕСКАЯ...
Опера-сказка «Руслан и Людмила» (1842г.) – ПЕРВАЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ ЭПИЧЕСКАЯ ОПЕРА.
13
Камерно- вокальная музыка Глинки. Около 80 романсов и песен на стихи Пушкина,...
Камерно- вокальная музыка Глинки. Около 80 романсов и песен на стихи Пушкина, Жуковского. Лермонтова и др. «Не искушай», «Сомнение», «Не пой красавица при мне»… Шедевр вокальной лирики «Я помню чудное мгновенье…»
14
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) Развил романтическое направление...
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) Развил романтическое направление: оперы «Русалка», «Каменный гость». Камерная вокальная музыка: около 100 романсов и песен на стихи Пушкина, Лермонтова, Языкова, Дельвига и др.
15
Размах градостроительства. Петербург (завершалось формирование площадей: Двор...
Размах градостроительства. Петербург (завершалось формирование площадей: Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской). Москва (обновление Красной площади, благоустройство Кремля). Строительство губернских городов.
16
Андрей Никифорович Воронихин(1759-1814) Главное дело жизни – Казанский собор...
Андрей Никифорович Воронихин(1759-1814) Главное дело жизни – Казанский собор (дворец с большой колоннадой, образовавшей полукруглую площадь на Невском проспекте).
17
18
Василий Петрович Стасов (1769-1848) Павловские казармы на Марсовом поле. Такж...
Василий Петрович Стасов (1769-1848) Павловские казармы на Марсовом поле. Также Императорские конюшни (1816-1823), оформил интерьеры Зимнего дворца после пожара, завершил сооружение Смольного монастыря, начатого Растрелли.
19
Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811) Автор проекта Адмиралтейства (Строитель...
Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811) Автор проекта Адмиралтейства (Строительство завершено послесмерти1823г.)Композиция логически последовательна. В П-образную конфигурацию вложены 2 объёма: внешний и внутренний. В середине мощный куб, венчает сооружение гордо взвившийся шпиль –Адмиралтейская игла.
20
Карл Иванович Росси(1775-1834) (Сейчас Русский музей)
Карл Иванович Росси(1775-1834) (Сейчас Русский музей)
21
К.И.Росси. Мастер крупной комплексной застройки. Создал ансамбли в теч. 20 ле...
К.И.Росси. Мастер крупной комплексной застройки. Создал ансамбли в теч. 20 лет Арка Главного штаба (1819-1829) Комплек Сената и Синода (1829-1834) Ансамбль Александрий- ского театра (1828-1834)
22
Осип Иванович Бове (1784-1834)-московский зодчий. (Занимался реконструкция Кр...
Осип Иванович Бове (1784-1834)-московский зодчий. (Занимался реконструкция Красной площади).
23
Кризис ампира. В 30 годы в архитектуре ампира – черты кризиса. Интерес к стро...
Кризис ампира. В 30 годы в архитектуре ампира – черты кризиса. Интерес к строгости и стройности классицизма был исчерпан, но новое появлялось в архитектуре медленно. Исаакиевский собор (1818-1858) тяжеловесен, помпезен, излишние декоративные украшения, нет целостного восприятия. (А.А Монферран фр. мастер)
24
Проверь себя: Архитектура Петербурга Адмиралтейство А. Д. Захаров Казанский с...
Проверь себя: Архитектура Петербурга Адмиралтейство А. Д. Захаров Казанский собор А.Н. Воронихин Михайловский дворец К.И. Росси Биржа Тома де Томон В.П. Стасов Павловские казармы
25
Осип Бове (1784-1834 г.г.) Проверь себя: Архитектура Москвы Большой театр Але...
Осип Бове (1784-1834 г.г.) Проверь себя: Архитектура Москвы Большой театр Александровский сад Триумфальная арка
26
Скульптура 1 пол 19 в. Борис Иванович Орловский (наст фам. Смирнов 1792-1838)...
Скульптура 1 пол 19 в. Борис Иванович Орловский (наст фам. Смирнов 1792-1838) –статуи русских полководцев: Кутузова и Барклая-де-Толли, установленных перед боковыми проездами Казанского собора в Петербурге.
27
Скульптура 1 пол 19 в. Пётр Карлович Клодт (1805-1867) – монументально-декора...
Скульптура 1 пол 19 в. Пётр Карлович Клодт (1805-1867) – монументально-декоративный ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850).В классицистический образ внесён романтический порыв. Памятник И.А. Крылову (1855г).Реалистическое жанровое изображение писателя с конкретными бытовыми дополнениями (образы животных).
28
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Верил в лучшие человеческие качества, в...
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Верил в лучшие человеческие качества, в способность личности жить в гармонии со своим окружением.
29
Кипренский – портретист. Запечатлел на портретах духовное богатство людей вне...
Кипренский – портретист. Запечатлел на портретах духовное богатство людей вне зависимости от их сословного положения.
30
31
32
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), сын скульптора Ф.Ф. Щедрина После о...
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), сын скульптора Ф.Ф. Щедрина После окончания с золотой медалью Академии художеств попал в Италию. Напоённый солнцем романтический пейзаж стал предметом творчества.
33
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857), выходец из крепостных крестьян. По пр...
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857), выходец из крепостных крестьян. По прихоти барина не сумел окончить Академию художеств. В 1823г. Получил вольную и вступил на путь свободного художника
34
Тропинин – портретист. Разнообразие портретной живописи не заслоняет умения у...
Тропинин – портретист. Разнообразие портретной живописи не заслоняет умения увидеть за непритязательной внешностью глубоко нравственный, чистый облик своих героев и героинь , а за обычным выражением лица – ум, добросердечность.
35
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родоначальник бытового жанра. Учени...
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родоначальник бытового жанра. Ученик В.Л. Боровиковского начал с создания портретов крестьян и сцен из их жизни. Создавались работы в российской глубинке – дер. Сафонково Тверской губернии.
36
Венецианов, став придворным живописцем по назначению Николая 1, не стал худож...
Венецианов, став придворным живописцем по назначению Николая 1, не стал художником салонного искусства. С образами несколько идеализированных крестьян в русское искусство вошло новое направление, смысл которого – правдивое отражение жизни простых людей.
37
38
Карл Павлович Брюллов (1799-1825) Мощный темперамент, профессионализм и уника...
Карл Павлович Брюллов (1799-1825) Мощный темперамент, профессионализм и уникальная работоспособность – основные черты Италия – страна, с которой судьба свела художника и которой он очень привязался
39
Во многих произведениях звучат итальянские мотивы. Чувственная прелесть южног...
Во многих произведениях звучат итальянские мотивы. Чувственная прелесть южного лета с его полуденным жаром и благодатной прохладной тенью, томительная жажда и предвкушение спелого винограда –эти простые человеческие ощущения вдохнул мастер в своё создание.
40
В 30 г. парадный портрет становится главным жанром творчества
В 30 г. парадный портрет становится главным жанром творчества
41
В 40г. В портретной живописи парадность уступает место глубокому психологизму...
В 40г. В портретной живописи парадность уступает место глубокому психологизму. Портрет Н.В. писателя Кукольника. Показан человек настороженный, замкнувшийся в своих мыслях и переживаниях. Создал портреты Жуковского, Пушкина, Шевченко, Крылова и др.
42
Парадные портреты
Парадные портреты
43
44
Главное произведение: живое ощущение истории и знание психологии человека Две...
Главное произведение: живое ощущение истории и знание психологии человека Две сферы : слепая стихия и страдания, страх. жертвенная любовь к ближним.
45
46
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Не получил при жизни должного признани...
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Не получил при жизни должного признания на Родине. После окончания Академии художеств уехал в Италию и возвратился лишь за несколько месяцев до смерти.
47
Основа – евангельское предание о явлении Спасителя. Тема нравственного озарен...
Основа – евангельское предание о явлении Спасителя. Тема нравственного озарения и духовного переворота в истории человечества представлена во всей широте и многогранности. Работе отдал 20 лет жизни.
48
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Родоначальник критического реализма в рус...
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером , он начал рисовать сценки из полковой жизни, часто смешные, но не злые.
49
Смешение трагического и комического в гоголевском духе
Смешение трагического и комического в гоголевском духе
50
51
Поэтические образы, отличающиеся яркостью красок.
Поэтические образы, отличающиеся яркостью красок.
52
П.Федотов «Анкор, ещё анкор!» Последняя работа – трагическая, т. к. героем яв...
П.Федотов «Анкор, ещё анкор!» Последняя работа – трагическая, т. к. героем является глубокая беспросветная тоска.(Чтобы убить время, офицер заставляет бесконечно прыгать пуделя через палку)
53
Проверь себя! 1.Творчество каких художников не относится к 1 половине 19 века...
Проверь себя! 1.Творчество каких художников не относится к 1 половине 19 века? А.А Иванов. П.А. Федотов. В.И. Суриков. К.П. Брюллов. А.Г. Венецианов. В. А. Тропинин. В. Д. Поленов. С. Ф. Щедрин. О.А. Кипренский. 2. Назовите работы художников 1 пол. 19 века, определите их стиль и жанр? Суриков, Поленов – 2 пол 19 века.
54
О.А.Кипренский. Стиль? Жанр? «АВТОПОРТРЕТ» «ПОРТРЕТ В.А.ЖУКОВСКОГО» «ПОРТРЕТ...
О.А.Кипренский. Стиль? Жанр? «АВТОПОРТРЕТ» «ПОРТРЕТ В.А.ЖУКОВСКОГО» «ПОРТРЕТ Е. ДАВЫДОВА» Реализм. Портрет.
55
«СВАТОВСТВО МАЙОРА» «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА» «СВЕЖИЙ КАВАЛЕР» П. А. Федотов. Сти...
«СВАТОВСТВО МАЙОРА» «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА» «СВЕЖИЙ КАВАЛЕР» П. А. Федотов. Стиль? Жанр? Критический реализм. Бытовой жанр.
56
«ВСАДНИЦА» «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» «АВТОПОРТРЕТ» К.П. Брюллов Стиль? Жанр? КЛ...
«ВСАДНИЦА» «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» «АВТОПОРТРЕТ» К.П. Брюллов Стиль? Жанр? КЛАССИЦИЗМ (АКАДЕМИЗМ) Портрет. Конный портрет. Исторический жанр.
57
«НА ЖАТВЕ . ЛЕТО» «ЖНЕЦЫ» «СПЯЩИЙ ПАСТУШОК» А.В. Венецианов Стиль? Жанр? Рома...
«НА ЖАТВЕ . ЛЕТО» «ЖНЕЦЫ» «СПЯЩИЙ ПАСТУШОК» А.В. Венецианов Стиль? Жанр? Романтизм. Бытовой жанр. Противопоставление идеального образа реальной жизни.
58
С.Ф. Щедрин. Стиль?. Жанр? Романтизм. Пейзаж. «ВЕРАНДА, ОБВИТАЯ ВИНОГРАДОМ» «...
С.Ф. Щедрин. Стиль?. Жанр? Романтизм. Пейзаж. «ВЕРАНДА, ОБВИТАЯ ВИНОГРАДОМ» «ЛУННАЯ НОЧЬ В НЕАПОЛЕ»
59
В. А. Тропинин. Стиль? Жанр? «ПОРТРЕТ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА, МУЗЫКАНТА –ЛЮБИТЕЛЯ» «...
В. А. Тропинин. Стиль? Жанр? «ПОРТРЕТ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА, МУЗЫКАНТА –ЛЮБИТЕЛЯ» «КРУЖЕВНИЦА» Романтизм. Портрет.
60
А.А.Иванов. Стиль? Жанр? Романтизм. Религиозная живопись. «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАР...
А.А.Иванов. Стиль? Жанр? Романтизм. Религиозная живопись. «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ»
61
62
63
64
65
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию