- Презентации
- Презентация по искусству для учащихся 8-9 классов на тему Культура и искусство Древнего Рима
Презентация по искусству для учащихся 8-9 классов на тему Культура и искусство Древнего Рима
Автор публикации: Маркушева С.П.
Дата публикации: 02.06.2016
Краткое описание: Презентация предназначена для подготовки и проведения уроков искусства и мировой художественной культуры для учащихся 8-9 классов по теме " Культура и искусство Древнего Рима", содержит большое количество информационно-наглядного материала и вопросы для закрепления тем
1
Культура и Искусство ДРЕВНЕГО РИМА Презентация для уроков искусства в 8 классе разработала – учитель изо ГБОУ СОШ №262 Красносельского р-на Санкт- Петербурга Маркушева Светлана Петровна 2016 год
2
Цивилизация Древних Римлян, наряду с другими Античными культурами, является Колыбелью современной Европейской культуры , поскольку именно она синтезирует в своей культуре и искусстве все лучшие достижения покорённых и завоёванных народов . В свою очередь, в завоеванных странах образ управления и социально-политического обустройства утверждался по образцу передового Римского закона и права. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РОЛИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Римское государство начинает формироваться-на территории Аппенинского полуострова в начале 8 в.до.н. э. объединив культуры народностей – этрусков и воинственных латинов, которые к 6 в. до н. э. захватили и расширили территории этрусков до масштабов всего Аппенинского полуострова. ( 753 г.до н.э. – 476 г.н.э.) Таким образом в развитии Римского государства отмечают три главных периода: - период этрусков - VIII – VI вв. до н.э. - Римская республика – 509 г.до.н.э. ( IV в. до н.э. – 1.в. до н.э.) - Римская Империя – 27 г. до н. э. ( 1 в. н. э. - V в. н. э.) Карта Рима в период ИМПЕРИИ
4
Благодаря захватническим войнам в период Республики, а ещё больше в период Империи, Рим, захватил огромнейшие территории, объединив и синтезировав культуры многих народов Европы, Азии и Африки, при этом основой формирования художественной культуры Рима является Греческое искусство, что можно проследить в структуре религиозных верований и традиций римской архитектуры и скульптуры, философии, истории, литературы, музыки и театра.
5
Согласно легенде, прародителем римлян был троянский Герой – ЭНЕЙ, сын Венеры и родственник Греческого Царя Приама. Эней странствует по свету и останавливается в стране Латинов, где женится на принцессе Лавинии, его сыновья становятся правителями Города, но все трагически погибают при свержении, в живых лишь остаются внуки ЭНЕЯ - Рем и Ромул, оставленные в корзинке на берегу реки ТИБР. Этих малышей нашла и вскормила волчица . Когда они выросли, то решили основать город на месте где их нашла волчица. Совершая обряд пропахивания границы будущего города, братья поссорились, и в ссоре Ромул убил Рема. Ромул стал правителем города, в свою честь он назвал город Рим по латыни ROMA. Памятники культуры этрусков. ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ РИМА
6
АРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩНАЯ В основе домостроения римлян лежат традиционные постройки этрусков - атриум, постройка прямоугольной формы с открытым квадратным пространством и бассейном в центре , по периметру которого располагаются комнаты. Внутренние помещения дома богатого патриция ( родовитого дворянина), были украшены мозайками и фресками, скульптурными изваяниями, имели открытый дворик с бассейном и колонадой.
7
АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННАЯ Римляне много стоили, в том числе общественные сооружения, в том числе театры, стадионы, библиотеки, бани, здания для правительства и сборов общественности ( биржи), и даже здания для проживания , снимаемые небогатыми жильцами в аренду – ИНСУЛЫ. Здания эти представляли собой многоэтажные дома (4-5 этажей) прямоугольной формы, с открытым внутренним двором и системой коридоров и комнат для жилья. Инсулы предназначались для временного проживания, типа гостиниц и общежитий, которыми чаще всего пользовались небогатые патриции и плебеи, путешествующие купцы и приезжие гости.
8
АРХИТЕКТУРА ХРАМОВАЯ В основе типа храмовых построек Древних римлян били взяты основные типы греческих храмов – прямоугольной и круглой формы ( периптер и ротонда). Благодаря изобретению нового строительного материала - БЕТОНА, и усовершенствования строительных технологий, в Риме появляются новые конструкции, позволяющие строить монументальные тяжёлые здания без разрушения конструкций: Основные новшества в конструкциях – АРКА и КУПОЛ!!!
9
АРХИТЕКТУРА ХРАМОВАЯ Конструкцию храмов, как и сами религиозные верования Римляне заимствовали у Древних Греков. Мифология римлян в своей основе такая же, как у древних греков. Только имена Олимпийских Богов изменены. При этом сохраняются традиционные верования со времён этрусков. А во времена ИМПЕРИИ почитание императора становится культом, почти наравне с божеством. Поэтому ПАНТЕОН – «храм всех богов», является уникальной религиозной постройкой не только благодаря особенностям конструкции. Но прежде всего по своему предназначению – как храм поклонения сразу всем богам, в том числе императорам! Конструкция храма представляет собой сочетание передней части – портика , традиционного греческого Храма и цилиндрической части с купольным потолочным перекрытием с большим круглым отверстием для освещения. Диаметр купола – 43 метра, что являлось на момент строительства ( 126 г.н.э. ) в течении более 400 лет самой большой купольной постройкой в мире. Внутреннее помещение храма представляет собой пустое пространство, вдоль стен храма размещены арки со скульптурными изображениями богов и имераторов.
10
К особой форме градостроения относятся ФОРУМЫ и ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ. Форум – в переводе с латыни – площадь, Место сбора людей, для проведения Торжественных праздников и решения общественно важных вопросов. Форум представляет собой асимметрично заполненное прямоугольное пространство, где размещены здания «Правительства», библиотеки, воздвигнуты трибуны для ораторов, размещены многочисленные скульптурные памятники императорам и полководцам, а вход украшают триумфальные арки. РИМСКИЙ ФОРУМ (реконструкция)
11
МУЗЫКА, ТЕАТР, ЗРЕЛИЩА В ДРЕВНЕМ РИМЕ В Древнем Риме широко процветали различные виды искусства. Особую роль играла музыка в обществе: она сопровождала венные легионы в походах и на триумфальных шествиях, звучала на многолюдных пирах и празднествах , на театральных подмостках и в домах богатых патрициев, различаясь по жанрам. Особое место в жизни города играли массовые зрелища, куда бесплатно допускались даже бедные плебеи, наравне с патрициями. На театральные представления, выступления с экзотическими животными и гладиаторские бои собиралось более 50 тысяч зрителей в специально построенный в 75-80 г.н.э. в центре города Амфитеатр Императора Тита Флавия, названный римлянами КОЛИЗЕЕМ, от латинского слова «колоссальный» , названный в честь рядом стоящей громадной скульптурой императора Нерона, которая разрушилась при землетрясении. Слава о Колизее и страшных жестоких развлечениях Римлян прожила в веках, о нравах Римских горожан до сих пор сохранилось выражение :« Хлеба и зрелищ!»
12
АРХИТЕКТУРА – ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Именно в Риме появилась особые архитектурные постройки, созданные, для торжественной встречи и увековечивания памяти великих военных побед и завоеваний римских императоров - это триумфальные арки и колонны. Эта традиция нашла своё отражение и в современном мире. Триумфальная арка Константина – 315 г.н.э. Триумфальная арка Тита – 90 г.н.э. Триумфальная колонна Траяна– 113 г.н.э.
13
АРХИТЕКТУРНО - ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Римляне создали большое количество новых по тем временах инженерно-технических построек: военные метательные машины для осады крепостей, а также прежде всего мощеные дороги, где камни были отшлифованы и при укладке пригнаны так плотно, что невозможно было в щель просунуть клинок меча. Такими дорогами покрыто пол-Европы, до сих пор ими пользуются люди ! Дороги были проложены в Римской Империи от города к городу, соединяя сетью жилые районы страны. Для снабжения населённых городов водой, римляне находили источники в горах и прокладывали водовод-жёлоб из камня до жилых построек, через реки и ущелья Строились арочные мосты для воды и для передвижения в несколько этажей – акведуки и виадуки. Вода в городах подводилась к богатым домам и термам – общественным баням, также была организована канализационная система – сточная и ливневая канализация, в виде каменных желобов, тянущихся рядом или под улицами.
14
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Древнеримская скульптура уходит своими корнями в традиции греческой и скульптуры этрусков. Имён великих скульпторов Рима история не сохранила, наверно из-за определённого отношения к роли художника в обществе. В Римском государстве роли художника придавалось значение не более чем ремесленнику. Во вторых, на Римскую империю работали вывезенные из покорённых стран мастера : Греции и стран Азии, для массового производства – многократного повторения вывезенных из Греции образцов. Если в Древней Греции скульптура в основном создавалась из глины, покрывалась бронзовыми отливками и слоновой костью, лишь частично использовался мрамор, то римская скульптура – преимущественно выполнена из мрамора. Видимо бронзу больше всего использовали по назначению – для производства оружия в многочисленных войнах.
15
Более всего в Риме была популярна скульптура греческая – образы Божеств, многократно повторённых в мраморе для украшения интерьеров домов патрициев , храмов и площадей Рима. Но с усилением роли Императора-полководца в римском обществе, особенно в период Республики и Империи, возникает необходимость увековечить военные подвиги императоров в камне, появляется реалистическая портретная скульптура, как жанр. Образы показаны возвышенными, монументальными, величественными, часто в одеяниях и позах богов, но прежде всего реалистичными, точно передавая черты портретного сходства изображаемых героев. Вслед за портретами императоров и военоначальников, богатые патриции и их супруги стремятся заказать и приобрести свои скульптурные портреты. Для популяризации устоев государства и Римского права, выполняются скульптурные портреты исторических деятелей прошлого, великих философов, историков, литераторов Древней Греции. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
16
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА Знатные римляне большое значение придавали образованию. В Риме были открыты Школы для свободных граждан, способных заплатить за своё образование. Науки преподавались те же, что и в Афинской школе в Греции, ещё обязательным предметом было изучение права и ораторское искусство. История, философия и юриспруденция были необходимыми науками, особенно для патрициев, занимающих высокие посты в иерархии чиновников. Война в Римском государстве рассматривалась, как наука, и поэтому чисто воинские дисциплины – стратегия и тактика изучались в школах , наряду с геометрией или философией. В многотысячной армии наёмников царила строжайшая дисциплина и виртуозное владение техникой ведения боя и обращения с оружием. Литература, развивалась на основе античной - греческой, пополняясь новыми жанрами и новыми именами: Аппулей – писатель быта и мифологии, Варрон – историограф и библиограф, Вергилий – поэт эпического жанра, Катулл - поэт лирического направления, драма и трагедия писалась не только для постановок в театрах, появился и развился жанр сатиры, Квинтилиан – отец риторики, Овидий – поэт – мифолог, Сенека и Цицерон – знаменитые риторики – историки и философы. Популярным становится ораторское искусство, которое в свою очередь стимулирует развитие риторики, красноречия и учёной прозы, как новых направлений в искусстве литературы. Появились первые историографы , как Плиний Младший, красочно описывающий исторические события жизни великого государства
17
ВЫВОДЫ: На рубеже 500-х годов нашей эры из-за многочисленных войн, ведущихся на перефирии огромного по территории государства и невозможности управления отдельными территориями совершенно другими по принципам государственного обустройства, культурными и религиозным традициями, Римская Империя распадается на две части – Собственно Рим ( на Аппенинском полуострове) и ВИЗАНТИЮ ( восточное азиатское государство со столицей в Константинополе). Свой статус Мировой ведущей державы Европейский Рим теряет, но укрепляется и расцветает молодое Византийское государство. На территории Европы формируются и укрепляются новые государства, которые в своих идеалах обращаются к традициям ВЕЛИКОГО РИМА в политическом обустройстве, культуре и искусстве . Таким образом, Римское государство по праву называют колыбелью Европейской цивилизации поздних времён , начиная со средневековья и позднее. Вплоть до наших дней люди всего мира неоднократно обращались к образцам высокого искусства , строительным технологиям, принципам военного искусства, достижениям философии, истории, риторики, юриспруденции ДРЕВНЕГО РИМА, как синтезу всех культур АНТИЧНОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ.
18
ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ: Почему Древнеримское государство называют колыбелью европейской цивилизации ? Какие типы архитектурных построек были распространены в Древнем Риме? Какие новшества в строительных технологии появились в Древнем Риме? Что такое триумфальные сооружения, приведи примеры? Чем знаменит и уникален Римский Колизей? Чем римская скульптура отличается от греческой? Почему римлянам удалось завоевать почти пол мира? Почему Римская империя распалась?