- Презентации
- Презентация по МХК на тему: Купало
Презентация по МХК на тему: Купало
Автор публикации: Барсукова А.М.
Дата публикации: 10.05.2016
Краткое описание:
1
2
Портфолио
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Купало – бог земных плодов
4
Авторы проекта: учащиеся 5г класса Полькина Юлия Пугачева Карина Федорович Анна Шевченко Полина МавринаПолина Кох Екатерина Киселева Кристина Чернявская Алена
5
Только несведущие да совсем пропащие могут спать в ночь с 6 по 7 июля, когда вновь решается судьба мира быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. В обширной Славии, огромной Германии, северной Скандинавии, далекой Британии и бесконечной Руси люди зажигали костры – «очи света» впрочем не все огни были добрыми. В ту пору, когда Перун поворачивал колесо времен с лета на зиму, нечисть входила в силу и собиралась на шабаши: багровые сплохи, что на горе Брокен в Германии, что на Лысой Горе в Киеве, отражали уродливые рожи ведьм и чертей… Но по поверьям болгар, они теряются, не зная, куда им повернуть солнечный круг, продолжить лето или, как молят индусы, укротить жару. И несколько дней – с 24 по 29 июня – солнце мечется по небу. На помощь приходит святая дева Заря – Зарница, она берет Перуна за руку и ведет его дальше, ведь действительно, всему свое время: Лету, Осени, Зиме… И пока длится это Святое время, нужно многое успеть: через костер перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые на Купалу и набираются особой целебной силой. А еще нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Ну а самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет. Имя «Купало» означает «ярко-белый». Поэтому белый цветок кличут Купавой, а для особой белизны подобрали слово Кипень. Так и говорят: кипенно-белый цвет.
6
7
День Ивана Купалы – олицетворение сил природы. В народе есть поверье, что в ночь на Ивана Купалу совершаются чудеса.. По легенде, огненный цветок папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году – в купальскую ночь – и дарит счастье тому, кто его увидит. Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо , от того, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, который не «пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит ночью, когда, когда цветет всё, - накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячка, который дает фосфоресцирующий свет, тем более, что он даже носит имя Иваново.
8
9
Травы Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего за несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимало участие всё население, причем традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
10
11
На Руси известна печальная повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил богиню ночи – Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купало, названный в честь матери, и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Поэтому Кострома росла одна, не зная о том, что когда-то у нее был брат. Выросла она писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому она и замуж ни за кого не пойдет. Услыхали ее похвальбу боги, страшно разгневались и решили наказать дерзкую Кострому – вернули на родину Купалу. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться. Купала и не возражал – очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на своей собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру и нырнула в него с головой, но не умерла, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купало и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным цветом сияет Купало, а сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, Кострома. Раньше этот цветок так и назывался – Купало-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 7 июля выпадает праздник в честь Иоанна Крестителя, и Купало стал Иваном, а несчастную его сестру нарекли в честь богородицы – Марией. Так цветок обрел новое имя – Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да и символы очищения от греха остались все те же: Огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.
12
13
Приметы и обычаи 1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! 2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! 3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. 4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев, беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. 5. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марья и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. 6. В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» 7. Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.
14
Иван-да- Марья
15
В ночь Купалы цветы будут люди рвать, Станут петь они, станут сказывать: «Вот трава-цветок – брат с сестрою, То Купало – да с Костромою. Братец – это желтый цвет, А сестрица – синий цвет!»
16
Проведение праздника Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают волхвы, жрецы, урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора-два человеческого роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце -прилаживают изображение Ярилы – куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один большой, высотой до четырех ростов человека – «Купалец». В середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный «крада» для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-оберега, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем волхвами, жрецами, или теми, кто может их заменить. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются около березки. По рядам пускают братину – ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещетки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому» :
17
«Во поле было во поле, стояла береза. Она ростом высока, листом широка. Как под этой березой лежал Кострома, Он убитый - не убитый , да убрусом покрытый. Девица - красавица к нему подходила, Убрус открывала , в лице признавала: « Спишь ли , милый Кострома , или чего чуешь ? Твои кони вороные во поле кочуют» . Девица - красавица водицу носила, Водицу носила , дождика просила : « Создай , Боже , дождя , дождичка частого , Чтобы травоньку смочило , остру косу притупило , Как за речкой , за рекой Кострома сено косит , Бросил свою косу среди покосу » . После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают :
18
« Ой , Господи! Помер он, помер ! Какой же он был хороший ! Не встанет он больше ! Ой, да как же нам расставаться с тобою ? И что за жизнь, если нет тебя ! Приподнимись хоть на часочек !» Парни поднимают Ярилу и несут его вокруг деревца задом наперед, девушки неутешно плачут : «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул ! Закрылись твои ясны оченьки ! Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку, соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин :
19
«Разыдись темно, разгорись добро, Засверкай светло, яри ясное. Солнце красное стани-стань доли, яко Род вели. Стани-стань доли с неба до земли». ( последние четыре строки произносятся трижды) , а далее рекут: «Зашуми моря светлопеныя, шелести дубы вековечныя, Засверкай мечи разудалыя, расплодися землица бо ярая. Всполыми огню искрозарье, да творите славу преогромную, Самому Купале Сварожичу» Восклицают: «Гой!» Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом произносят все собравшиеся.
20
- Влике – многославе! Дтде-Дубе-Снопе нашиа,, Вминьте сварожцей славящей, кие есте отроче ваше. Свароже, кие нам дороже, Свароже- наш великий Боже. Перуне, брады златоруне, Перуне силе нам даруе. Велесе, дерзаце небесе, Велесе, благо дари веси. Бонде над нами благости Божское, Ноне а присно, от веку а до веку! Гой! – Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой книги»: «Се бо ящете первие Триглаву поклонящете се яхом, А тому влику славу поящехом хвалихом, а Сварога – Дида Божиа яко ждете но е Се роду Божескому нащельнико , а Всенску Роду студиц вещен Яко вотеце во лете од крынеи сва , а во зиме николе же не взмерзе, А тоя воде живенце пиуще, живихомсия, доконе не прейдехом Якожде све ко нему убендехом до луце гойех райстиех А Богу Перуневи – громоверзецу , а Богу про а борениа орцехом живинта явленои А не перестав ате вращате колие, а кыи ны венде стезеу правоу До брание а до тризне влика, о всия павшиа Якове же идут бое, живенте вещние по полку Перуныу А Богу Велесу славу рцехом се бо ста Бог Прави а Яви, А тому поема песынема яко свет есе …
21
Жрец от каждого собирает требу Купале, кладет ее на капище, где освящает со словами: «Божия треба – свети освящайся, От земли до неба – свети освящайся, От соли до хлеба – свети освящайся, Пребуди лепа – свети освящайся!» Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи ее частей на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют: «Как ходили девочки около Мареночки, Около Купало солнце заиграло …» Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки плодородны. Деревце бросают на воду. В воду также кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру – Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещетки да колокольцы наигрывают, да поют громко.
22
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво – обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют: «Ой на святого, ой на Купалу Девки гадали, венки кидали. Кидали в воду, в воду быструю. Скажи про жизнь молодую, с кем наша (река), Век вековати , кого наша (река) любым назвати, Долго ли я жити, долго ли буду. Неси (река) венок, не дай потонути».
23
На берегу зажигают огонь. Пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре – Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, плакун, разрыв-трава ). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
24
Фотоальбом
25
26
К о н е ц