- Презентации
- Презентация по МХК на тему: «Виктор Михайлович Васнецов»
Презентация по МХК на тему: «Виктор Михайлович Васнецов»
Автор публикации: Дудкина Н.В.
Дата публикации: 05.08.2016
Краткое описание: Презентация по МХК на тему «Виктор Михайлович Васнецов» выполнена Владиславом Крыловым, учеником 11б класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга, в сотрудничестве с учителем Н.В Дудкиной. В презентации рассматриваются основные этапы творческого пути художника, приводится анал
1
Виктор Михайлович Васнецов Презентация подготовлена учеником 11 «б» класса гимназии № 405 Крыловым Владиславом в сотрудничестве с учителем Наталией Всеволодовной Дудкиной Санкт-Петербург, 2014
2
Содержание 1. Введение 2. Краткая биография В.М. Васнецова 3. Общая характеристика творчества В.М. Васнецова 3.1. Передвижнический социально-критический жанр 3.1.1. Анализ картины «С квартиры на квартиру» 3.1.2. Анализ картины «Преферанс» 3.2. Фольклорно-исторические картины 3.2.1. Анализ картины «Алёнушка» 3.2.2. Анализ картины «Богатыри» 3.2.3. Другие картины 4. Последние годы жизни 5. Заключение 6. Список источников
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Введение Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли истинным богатырем русской живописи. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. «Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова – одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин, иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций, портретная живопись и орнаментальное искусство, росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты – таков творческий диапазон художника.
4
5
Портрет художника В.М.Васнецова. 1200x1074. Нестеров Михаил, 1925
6
Краткая биография (1) 1848 – 15 мая – родился в селе Лапьял Вятской губернии. 1858 – Поступил в Вятское духовное училище. 1867 – Не закончив семинарии, едет в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств. Решив, что провалился, поступает в Школу общества поощрения художеств. 1868 – Зачислен штатным учеником Академии художеств. 1870 – Встреча с Чистяковым. 1874 – На 3-й выставке передвижников выставил картину «Чаепитие». 1875 – Оставляет Академию художеств. 1876 – Картина «С квартиры на квартиру». Поездка в Париж. 1877 – Участие в выставке Салона в Париже с картинами «Акробаты», «Чаепитие в трактире». 1878 – Возвращение в Петербург. Женитьба на Александре Владимировне Рязанцевой. Переезд в Москву. 1879 – Картина «Преферанс». 1879 – 1880 – Знакомство и сближение с домами П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова.
7
Краткая биография (2) 1880 – Картина «После побоища». 1881 – «Аленушка». Начинает «Богатырей». 1881 – 1882 – Декорации и костюмы для домашнего театра С. И. Мамонтова к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». 1885 – 1886 – Декорации и костюмы к «Снегурочке» Римского-Корсакова для Частной оперы Мамонтова. 1882 – «Витязь на распутье». 1883 – 1885 – Фриз «Каменный век» для Исторического музея. 1885 – Переезд в Киев, работа во Владимирском соборе. 1889 – «Иван Царевич па Сером Волке». 1893 – Избран действительным членом Петербургской академии художеств. 1894 – Построен собственный дом в Москве по своему проекту. 1896 – Завершение работ в Киевском Владимирском соборе. 1897 – Картина «Царь Иван Васильевич Грозный». 1898 – Завершение «Богатырей».
8
Краткая биография (3) 1898 – 1911 – Эскизы мозаик и росписей церквей в Гусь-Хрустальном, Петербурге, Варшаве, Дармштадте и др. 1899 – Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Персональная выставка в Академии художеств. 1900 – Знакомство с Горьким и Чеховым. 1900 – 1901 – Исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве. 1905 – Отказ от академического звания. 1910 – «Баян». 1913 – Выставка в Историческом музее. 1918 – 1926 – «Симфония семи русских сказок». 1926 – Последняя работа – портрет М. В. Нестерова. 1926, 23 июля – Смерть от паралича сердца.
9
10
Общая характеристика творчества В.М. Васнецова В.М. Васнецов сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма XIX века к стилю модерн. Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин – петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище (С квартиры на квартиру, 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина Преферанс (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино.
11
Общая характеристика творчества В.М. Васнецова Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия XIX века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Он пишет фольклорно-исторические картины. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Царь Иван Васильевич Грозный (1897).
12
«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы устремим к развитию своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших народных образов – нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечту, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее», – писал В. М. Васнецов.
13
Виктор Михайлович Васнецов. «Христос-Вседержитель» 1885 – 1896 Холст, масло. 175 x 174 Эскиз росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Третьяковская Галерея, Москва
14
Передвижнический социально-критический жанр
15
«С квартиры на квартиру», 1876
16
Серая петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, – все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенному им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, обреченная, такая же покорная судьбе.
17
Картина эта наполнена безысходностью и пессимизмом. «С квартиры на квартиру» – это одна из картин, которая связала Виктора Васнецова с передвижничеством. Произведение, проливающее свет на честное изображение язв общества, полностью отвечало теории и практике этого движения. Художественный критик Владимир Стасов писал о картине: «Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Прекрасная картина!».
18
Фоном выступает силуэт Петропавловской крепости, погружающий зрителя в атмосферу «униженных и оскорблённых», уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону. Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.
19
«С квартиры на квартиру», 1876
20
«Преферанс», 1879
21
Васнецова считали превосходным жанристом, он мог настолько точно предать характер изображаемых им людей, что без лишних слов становится понятен не только их социальный статус, но и внутренний мир. Так было с картиной «Преферанс». С первого взгляда понятно, кто из игроков безнадежно проигрывает, залез в долги, а кому удалось сегодня сорвать банк (судя по всему, не совсем честной игрой).
22
Фольклорно-исторические картины
23
«Алёнушка», 1881 Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» – образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Васнецов В.М. «Аленушка», 1881 Государственная Третьяковская галерея
24
«Аленушка», 1881 Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная народная песня, понятна зрителю.
25
«Богатыри», 1881 - 1898
26
27
На картине Богатыри изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин. Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см. Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
28
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. Матёр человек Илья Муромец – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие.
29
30
А конь под Ильёй лютый зверь – продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
31
Добрыня Никитич, по народным преданиям, был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким, как и в былинах, – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его образованность, культурность. Добрыня, решительно вынимающий меч из ножен, с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
32
33
Алёша Попович, по сравнению с товарищами, молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей. Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе.
34
Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли. Васнецов В.М. «Богатыри», 1881 – 1898 Государственная Третьяковская галерея
35
Васнецов В.М. «Снегурочка»
36
Васнецов В.М. «Витязь на распутье», 1882 Государственный Русский музей
37
Васнецов В.М. «Иван-Царевич на Сером Волке», 1889. ГТГ
38
Васнецов В.М. Ковер-самолет, 1880 Нижегородский художественный музей
39
Васнецов В.М. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896 Государственная Третьяковская галерея
40
Васнецов В.М. «Баян», 1910. Государственный Русский музей
41
Последние годы жизни Революция 1917 года была воспринята Васнецовым спокойно, без надрыва, он считал ее «волей народа». На его творчестве изменение строя в стране не повлияло: он по-прежнему занимается любимым делом. Васнецов иллюстрирует сказки А.С.Пушкина, рисует картины «Змей Горыныч», «Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича со змием». По некоторым данным, новая власть предлагала Виктору Михайловичу сменить направление творчества, занявшись воспеванием «революционного рабочего класса», но художник отказался, сославшись на преклонный возраст. До последних дней он остался верен сказочной теме.
42
«Змей Горыныч»
43
«Кощей Бессмертный»
44
Васнецов В.М. «Песнь о Вещем Олеге», Музей А.С.Пушкина, Москва
45
Васнецов В.М. «Встреча Олега с волхвом». Иллюстрация к книге «Песнь о вещем Олеге»
46
Васнецов В.М. «Добрыня Никитич с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
47
Васнецов В.М. «Ковер-самолет» 1919 – 1926 Дом-музей Васнецова, Москва
48
Васнецов В.М. «Спящая царевна», 1900 – 1926 Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
49
Васнецов В.М. «Царевна-лягушка»
50
Васнецов В.М. «Царевна-Несмеяна» 1916 – 1926 Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
51
Заключение Подводя итоги, невозможно не отметить, что значение творчества Васнецова для русской культуры несоизмеримо велико. Будучи воспитан на передовых демократических принципах искусства 1860 – 1870-х годов, Васнецов, обратившись к фольклору, углубил и расширил основную тему передвижников – тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Определяя суть творческих достижений художника, надо признать, что В.М. Васнецов явился провозвестником многих начинаний, идей и веяний, коренным образом изменивших русское искусство конца XIX века. Отважившись выйти за пределы традиционных станковых форм искусства, художник пробудил в среде русских художников интерес к русскому народному и древнерусскому творчеству.
52
Список источников http://www.palitra.co/post/89 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582050 http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1379-s-kvartiry-na-kvartiru-vasnecov-1876.html http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1321-opisanie-kartiny-bogatyri-tri-bogatyrya-vasnecova-1898.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1_%EA%E2%E0%F0%F2%E8%F0%FB_%ED%E0_%EA%E2%E0%F0%F2%E8%F0%F3 http://gorod.tomsk.ru/index1238981124.php?Comment_act=makeCommentatorBlack&Comment_page_num=1&Comment_comment_id
53