- Презентации
- Презентация по МХК на тему: Русские народные традиции
Презентация по МХК на тему: Русские народные традиции
Автор публикации: Барсукова А.М.
Дата публикации: 27.04.2016
Краткое описание:
1
Русские народные традиции в литературе и в произведениях художников Русские народные традиции в литературе и в произведениях художников
2
Рецензия Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно Много материала исследовано и собрано о таких великих поэтов как А.С. Пушкин и М.Ю . Лермонтов народное историческое культурное наследие любой страны мира. Как и во всей русской литературе начала XIX века, в поэзии ощущается стремление художников стать ближе к реальной правде жизни. Поэтому использование народной, поэзии, типичное для пасторальной песенно-сентиментальной лирики, все больше заменялось сознательным интересом многих поэтов к народной жизни и подлинно народным песням: их содержанию, поэтическому языку и художественной образности. Лермонтов продолжил пушкинские традиции демократизации литературы. Как и Пушкин, Лермонтов был близок к народной поэзии Очень хорошо освещена такая тема . как русские народные промыслы России -это форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры Актуальность данной темы не вызывает сомнения., Считаю, что исследовательский проект Коняхиной Анны может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки. Учитель Барсукова Алла Михайловна учитель изобразительного искусства и МХК На исследовательскую работу «Русские народные традиции в литературе и в произведениях художников Работу выполнила ученица 7а класса Коняхина Анна Владиславовна Выбранная тема действительно очень актуальна в наши дни, очень интересна и привлекательна Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств .Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует Хорошо и полно исследована и раскрыта такая тема как фольклор- в переводе означает «народная мудрость ,народное знание». Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа. Отражающая его жизнь Воззрение и идеалы- это народное историческое культурное наследие любой страны мира.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Содержание работы 1.Вступление 2.Что такое ФОЛЬКЛОР? 3.М.Ю.Лермонтов и народное творчество 4.А.С.Пушкин и народное творчество 5.Русские народные промыслы 6.Русское народное искусство и театр. ЦЕЛЬ Вспомнить о том, что достижение народной культуры-это результат творчества не одного человека,а народа в целом,отражение свойственных ему черт и представления об окружающем мире. Задачи 1.Окунуться в старину и дать понятие что такое фольклор в народном творчестве. 2.Развить чувство любви к прекрасному и возвышенному в литературе и в произведениях русского народного творчества. 3.Воспитать чувство любви к своей родине,чувство патриотизма,бережное отношение к народным промыслам.
4
Работу выполнила Коняхина Анна Владиславовна, 23.11.2001 г.р. anna.konyahina.01@mail.ru Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. Школьная, д.2/3, кв.98 Моб. телефон: 89152460551 МОУ «Гимназия №56» (Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. 2-ая Заводская, д.28)
5
Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств Народная культура обучает, развивает, воспитывает нА СЛЕДУЮЩИХ ПРИМЕРАХ: · постижение основных пластов народного искусства: фольклора, прикладного искусства. · введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога», · знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями· знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием, · изучение основных жанров фольклорных сочинений, · знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями
6
Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени. Творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано с другими видами искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «синкретизмом». Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались на мечту, на мудрость, на этический вымысел.
7
Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются и по ним снимают мультфильмы и художественные фильмы. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат. На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа.
8
Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых или художественных видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, гусляров и др.).
9
10
Основа, сердце и душа русской национальной культуры — русский фольклор, это тот кладенец, это то, что наполняло издревле русского человека изнутри и эта внутренняя русская народная культура породила в конечном итоге XVII-XIX веках целую плеяду великих русских литераторов, композиторов, художников, учёных, военных, философов, которых знает и почитает весь мир: Жуковский В.А., Рылеев К.Ф., Тютчев Ф.И., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Салтыков-Щедрин М.Е., Булгаков М.А., Толстой Л.Н., Тургенев И.С., Фонвизин Д.И., Чехов А.П., Гоголь Н.В., Гончаров И.А., Бунин И.А., Грибоедов А.С., Карамзин Н.М., Достоевский Ф.М., Куприн А.И., Глинка М.И., Глазунов А.К., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Бородин А.П., Балакирев М.А., Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С., Крамской И.Н., Верещагин В.В., Суриков В.И., Поленов В.Д., Серов В.А., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К., Вернадский В.И., Ломоносов М.В., Склифосовский Н.В., Менделеев Д.И., Сеченов И.М., Павлов И.П., Циолковский К.Э., Попов А.С., Багратион П.Р., Нахимов П.С., Суворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Колчак А.В., Соловьёв В.С., Бердяев Н.А., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А., Писарев Д.И., Чаадаев П.Э., их тысячи, которых, так или иначе, знает весь земной мир. Это мировые столпы, выросшие на русской народной культуре.
11
Традиционным стало проведение Фольклорных праздников: Масленица, Рождество, Пасха, Деревенские посиделки и другие. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек. Представлю только некоторые из них: Приобщая детей к нашему русскому эпосу, воспитывать у них любовь к Родине –России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному. Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей учебной и внеклассной работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.
12
На зарезарянской Катится шарвертянский Никому его не обойти, не объехать. Золотой хозяин с поля идет, Серебряный пастух на поле идет, Мелкое стадо гонит. (Солнце, месяц, звезды) Ни свет, ни заря, Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло) И обед не обед, коли хлеба нет. Где охота и труд, там поля цветут. Делай доброе, худое на ум не пойдет. Хозяйство крепкую руку любит. Денежка без ног, а весь свет обойдет. Добрая шутка дружбы не портит. Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
13
Одним из ее лучших представителей был M. Ю. Лермонтов,. Как и Пушкин, Лермонтов был близок к народной поэзии, однако, в отличие от современных ему поэтов-песенников, он не создал произведений типа русских песен и не заимствовал прямо у народа ни песенных тем, ни традиционных фольклорных образов, не пользовался народной поэтикой в выборе песенных размеров и ритмов. С детства Лермонтов был знаком с народным поэтическим творчеством. В имении бабушки он вместе с дворней участвовал в традиционных деревенских развлечениях, слушал песни и сказки о диковинных волжских разбойниках, приключения которых, по воспоминаниям поэта, наполняли его воображение чудесами дикой храбрости и понятиями противуобщественными. (1) Эти непосредственные детские впечатления позднее углублялись и превращались в сознательный интерес к народному поэтическому искусству.
14
Очевидно, еще в ранний период своей жизни Лермонтов собственноручно записал народную песню Татарский полон (Что в поле за пыль пылит). Поскольку лермонтовский вариант не совпадает полностью с записями других собирателей, сделанными в XIX веке, можно без всяких сомнений считать, что Лермонтову, воспитанному в дворянской деревенской усадьбе, поэтическое творчество народа было доступно и вызывало в нем самый живой интерес и отклик. Активный интерес к народному творчеству появился у Лермонтова после изучения фольклорных жанров. Превосходное знание народного эпоса - блестяще проявилось в его замечательной поэме Песня про купца Калашникова, в ряде его кавказских поэм. Многое связывало творчество Лермонтова и с русской народной песней, близкой по своей сути к лирическим стихотворениям, наиболее важным для понимания творчества поэта в целом.
15
Именно народной песне посвящена запись, сделанная Лермонтовым в юношеском дневнике: Наша литература так бедна, что я из нее ничего не могу заимствовать, в 15 лет же ум не так быстро принимает впечатления, как в детстве, но тогда я почти ничего не читал. - Однако же, если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях... в них, верно, больше поэзии, чем во французской словесности. (2) Таким образом, Лермонтов занял особое место среди поэтов второй четверти XIX века, обращавшихся к фольклору. Новаторство Лермонтова проявилось в том содержании, которым наполнялись у него даже традиционные поэтические формы. Баллада Тростник - единственное стихотворение Лермонтова, вошедшее в фольклор из его ранней лирики, - была создана на материале русских народных сказок в тот период, когда он пытался, по его словам, вдаться в поэзию народную и потому обратился к известному сказочному сюжету - к сказке о чудесной дудочке, выросшей на могиле девушки, убитой своей сестрой. Лермонтов только осложнил и романтизировал этот народный сюжет.
16
В начале XIX века поэты активнее использовали в своем творчестве народную поэзию. Это определило качественное обогащение русской поэзии вообще и творчество многих поэтов в частности, стихи которых стали народными песнями. Так исторически изменилось соотношение между народной и книжной лирикой на пути перехода русской поэзии на позиции реализма, что окончательно было подтверждено творчеством А. С. Пушкина. Пушкин решительно ломает эту традицию и становится собирателем и исследователем народных песен с целью познания мысли народной. Этому пушкинскому принципу следовали и поэты-декабристы. Опираясь на традиции народной поэзии, они создавали агитационные песни, используя их в пропаганде общественно-политических идей. Появление песен такого рода коренным образом изменяет природу художественного исследования жизни, придает песке общественные функции. Они перестают быть только средством бытового развлечения в дворянской среде и становятся важнейшим орудием общественной революционной пропаганды, обращенной не только к передовому дворянству и демократической интеллигенции, но и к простому народу.
17
Новизна и разнообразие тематики, демократические и вольнолюбивые мотивы в русской лирике, реалистическое изображение в ней жизни, человеческих переживаний вызвали и в народных массах активный и живой интерес к песенному творчеству поэтов, открыли народу новый поэтический мир, обогативший его идейно и художественно. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарева, Некрасова, и особенно те их произведения, героем которых был народ, духовно воздействовала на народно-песенный репертуар и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс.
18
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
19
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
20
РОСПИСЬ
21
Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Гжель
22
Народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Жостовская роспись
23
Народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области,взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Палехская миниатюра
24
Федоскинская миниатюра Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII векав подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
25
Хохлома Представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
26
Городецкая роспись Русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
27
Изделия из ткани
28
Русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках), распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Вологодское кружево
29
Елецкое кружево Вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
30
Мценское кружево Вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
31
Оренбургский пуховый платок Вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
32
Павлопосадские шали Набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад.
33
ИГРУШКИ
34
Дымковская игрушка Русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
35
Каргопольская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Абашевская игрушка— русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
36
Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет.. Богородская игрушка,богороцкая резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).
37
Старооскольская глиняная игрушка — художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века. Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
38
Матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
39
Изделия из металла
40
Каслинское литье Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
41
Скань Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
42
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме (из уст в уста), и поэтому все время изменялись (варьировались).
43
Культура России — культура русского и остальных народов и народностей Российской Империи и её государств-предшественников, а также советской и современной России.
44
В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
45
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
46
Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
47
Масленица в нашей школе Исследовательская работа (каждый год у нас новая, не похожая одна на другую масленица)
48
Открытый урок в третьем классе для учителей Люберецкого района
49
Мастер класс пятого класса в краеведческом музее
50
Русское народное творчество в нашей гимназии
51
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !