- Презентации
- Презентация к уроку ИЗО на тему Хохлома (5 класс)
Презентация к уроку ИЗО на тему Хохлома (5 класс)
Автор публикации: Семенова М.А.
Дата публикации: 31.05.2016
Краткое описание:
1
Хохлома. Школа народного искусства
2
А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Ныне существует фабрика «Хохломской художник» в селе Семино.
4
Легенда о Хохломе Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
5
6
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным (а также желтым и зелёным) цветом...
7
Золотая хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши — И чего здесь только нету! Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета, И ромашки луговин, Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древне-суздальской парчи!
8
Рождение «золотой» посуды Сперва кружку сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. БЕЛЬЁ
9
Изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. ГРУНТ
10
Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ
11
И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, ляпушки (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. РОСПИСЬ
12
Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
13
РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет. Приёмы письма Верховое письмо Фоновое письмо Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
14
Верховое письмо
15
Фоновое письмо
16
«осочки» «завиток» «капельки» «кустики» Элементы росписи
17
Узор «листочки»
18
Орнамент с «ягодками» и «листочками»
19
Узор «ягодки» Узор
20
Травяной орнамент
21
Хохлома в наши дни
22
23
Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочата, ложки, самовары. Поставцы, розетки, чаши. Ложки золочёные, Бочата кручёные. Нет изделий краше Хохломы нашей!