- Презентации
- Презентация по МХК: «Северное Возрождение. Иероним Босх». Работа ученицы 10а класса Татьяны Ловягиной
Презентация по МХК: «Северное Возрождение. Иероним Босх». Работа ученицы 10а класса Татьяны Ловягиной
Автор публикации: Дудкина Н.В.
Дата публикации: 13.08.2016
Краткое описание:
1
Северное Возрождение. Иероним Босх Творческая работа по мировой художественной культуре ученицы 10 а класса ГОУ Гимназии №405 Ловягиной Татьяны Преподаватель: Дудкина Наталия Всеволодовна Санкт-Петербург, 2010
2
Северное Возрождение Северное Возрождение – термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе, или более обобщенно – во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Культурологи выделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское и английское Возрождение.
4
Бальдунг Ганс. Три грации, 1540. Прадо, Мадрид Кранах Лукас. Адам и Ева, 1526 Галерея института Курто, Лондон
5
Дюрер Альбрехт Праздник всех святых (Алтарь Ландауэр) 1511 Музей истории искусств, Вена
6
Дюрер Альбрехт Автопортрет. 1498 Прадо, Мадрид
7
Дюрер Альбрехт Ecce Homo (Сын человеческий) Около 1495 Кунстхалле, Карлсруэ
8
Возрождение в Нидерландах Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Главная художественная сила Нидерландов еще в средние века проявилась в миниатюрной живописи.
9
Братья Лимбург Великолепный часослов герцога Беррийского
10
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского
11
Любовная, прилежная, поэтическая пристальность взгляда на мир была унаследована от миниатюры большой живописью XV века.
12
Маленькие картинки, украшающие рукописи, выросли в большие картины, украшающие створки алтарей. При этом возникли новые художественные качества. Появилось то, чего в миниатюре быть не могло: такой же пристальный, сосредоточенный взгляд на человека, на его лицо, в глубину его глаз.
13
Братья Ян и Хуберт ван Эйк, Гентский Алтарь, 1425 – 1432 Кафедральный собор святого Бавона, Гент
14
Братья Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь в свернутом виде с закрытыми ставнями
15
В середине и во второй половине XV века в Нидерландах работали многие прекрасные живописцы: Рогир ван дер Вейден, Дирк Боутс, Гуго ван дер Гус, Мемлинг, Геертген тот Синт Янс. Они преимущественно расписывали алтари и писали портреты, писали и станковые картины по заказам богатых горожан. Особенной прелестью обладают композиции этих художников, проникнутые кротким, созерцательным настроением.
16
Рогир ван дер Вейден Святой Иво. 1450 Национальная галерея, Лондон
17
У нидерландцев нет отчетливой акцентировки центра композиции, усиленного выделения главных фигур. Внимание художника рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, мир интересен как множественность, как драгоценная диадема, вспыхивающая множеством искр.
18
Ян ван Эйк. Распятие, 1420-е
19
Увлекающее пространство вторгается в композицию, размывает ее. Какая-нибудь сценка на самом дальнем плане претендует на то, чтобы быть самостоятельной картиной, другая тоже.
20
Мемлинг Ханс. Сцены страстей Христовых. 1470 Галерея Сабауда, Турин
21
Мемлинг Ханс. Сцены страстей Христовых. Фрагмент. 1470 Галерея Сабауда, Турин
22
Мемлинг Ханс Суета земная. 1485 Музей изящных искусств, Страстбург
23
Наконец, складывается и такой тип композиции, где вообще нет центра, а пространство, обычно с высоким горизонтом, заполняется многими равноценными сценами и группами. При этом главное действующее лицо оказывается где-нибудь в уголке. Подобные композиции встречаются в конце XV века у Иеронимуса Босха.
24
Иероним Босх Jheronimus Bosch (1450 – 1516)
25
Портрет Босха
26
Иероним Босх – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
27
Босх Иероним. Сотворение Мира (внешние створки)
28
Иероним Босх. Сад наслаждений. Деталь. Ад
29
Босх – замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландская пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором.
30
Босх, Иероним Извлечение камней глупости. 1480
31
Босх населил свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы, а также части человеческого тела.
32
Подражатель Босха Искушения св. Антония Ок. 1500, Хертогенбос
33
Можно подумать, что Босх просто обладал болезненным воображением и был, так сказать, декадентом XV века. Однако это не совсем справедливо. Странные фантасмагории Босха рождены философскими потугами разума. Он стоял на пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая мучительно размышлять.
34
Босх Иероним. Страшный суд. Апокалипсис
35
Босха, по-видимому, одолевали раздумья о живучести и вездесущности мирового зла, которое, как пиявка, присасывается ко всему живому, о вечном круговороте жизни и смерти. Он пытался проникнуть в суть вещей и разгадать загадки мироздания.
36
Иероним Босх. Несение креста. 1516. Королевский музей, Гент
37
Несмотря на то, что это стремление у Босха окрашивалось в мрачные тона, само по себе оно было симптомом той самой умственной жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать все и вся – прекрасное и безобразное.
38
В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения.
39
Босх Иероним. Семь смертных грехов и четыре последние вещи 1475 – 1480. Прадо, Мадрид
40
Но когда Босх пишет Рай, он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Он дает доступ в райские сады своим уродливым тварям, которые и здесь ползут, лезут на берег из яйцевидного темного пруда, очевидно, символизирующего вечно рождающее лоно праматери природы.
41
Босх, Иероним. Творение или Земной Рай Левая створка триптиха
42
Но в раю они выглядят безобидными, больше забавными, чем страшными, и резвятся на лугах, озаренных розовым светом, рядом с красивыми белыми птицами и животными. А в другой части райской панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая на свет. Странная, фантастическая как сновидение, картина «круговращения вещества».
43
44
В основе одной из наиболее известных картин Босха Воз сена (1480 – 1485) лежит фламандская пословица Мир – это стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить. На фоне чистого и бескрайнего пейзажа движется огромный воз сена, влекомый странными дьявольскими созданиями. На возу влюбленные музицируют и целуются под сенью неведомо откуда взявшегося куста. За возом следует длинная процессия, впереди которой едут епископ и император.
45
Босх Иероним. Воз сена. Центральная часть триптиха
46
А на переднем плане люди жадно бросаются к возу, хватают его руками, тянутся вилами, подставляют лестницы. Они дерутся, убивают друг друга, падают, раздавленные колесами телеги. Поодаль сидят в кресле перед объемистым мешком сена жирный монах, и прислужники подобострастно суетятся возле него.
47
48
Эта картина – центральная часть триптиха, в котором художник иносказательно, но необычайно наглядно выразил для своих современников мысль о греховном безумном мире.
49
Творчество Босха, воспринимавшего мир как царство зла, – свидетельство острых социальных противоречий эпохи.
50
Иероним Босх. Корабль дураков. 1490 – 1500 годы. Музей Лувр, Париж, Франция
51
Иероним Босх Увенчание терновым венцом Национальная галерея, Лондон
52
Иероним Босх Искушение святого Антония Национальный музей древнего искусства, Лиссабон, Португалия
53
54
Иероним Босх Блудный сын. 1503 Музей Бойманс ван Бейнинген
55
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагменты. 1503 Музей Бойманс ван Бейнинген
56
Искусство великого живописца обогатило реалистический метод, разработанный мастерами Возрождения, новыми открытиями, определило пути дальнейшего развития национальной художественной культуры его страны, создало Нидерландам славу самого яркого после Италии очага европейского искусства.
57
Источники: О. Караськова. Средние века. Возрождение. – СПб., 2003 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85,_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B http://allpainters.ru/bosh-ieronim.html