- Презентации
- Презентация к уроку информатики на тему Язык программирования Паскаль 9 класс
Презентация к уроку информатики на тему Язык программирования Паскаль 9 класс
Автор публикации: Мосина А.Ю.
Дата публикации: 09.04.2016
Краткое описание:
1
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL
2
Программа — это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования. В эту систему входят: текстовый редактор, компилятор, компоновщик, загрузчик.
4
АЛФАВИТ И НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА PASCAL Алфавит языка Паскаль включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова. Буквы — это буквы латинского языка, а также знак подчеркивания. Паскаль не различает прописные и строчные буквы, если только они не используются в качестве данных программы.
5
Цифры — арабские цифры от 0 до 9. Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 шестнадцатеричных цифр обозначаются арабскими цифрами от 0 до 9. Оставшиеся 6 латинскими буквами А .. F. Специальные символы: + - * / , . : , <,>, [ ] { } ( )
6
@ $ # <,>, >,= <,= := (* *) (. .) Пробелы в Паскале являются разделителями.
7
Идентификаторы — это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций и других конструкций языка. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа. Идентификатор состоит из любых букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания. Идентификатор не может начинаться с цифры. Идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.
8
Переменные можно сравнить с устройством, способным хранить элемент информации, например, число. Во время выполнения программы содержимое этого устройства может меняться.
9
Операция присваивания. В результате присваивания переменная получает конкретное значение. Имя Пременной:=Выражение := — оператор присваивания языка Паскаль.
10
Выполнение инструкций присваивания заключается в следующем: вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа «:=», вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа «:=». Пример. Counter:=0, Pi:=3.1415926, z:=(rl+r2)/(r2*rl), d:=b*b-4*c*a,
11
Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами. Операндами выражений могут быть числа (константы) и переменные. Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.
12
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ЗАПИСИ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ НА ПАСКАЛЕ:
13
Правила выполнения операторов: Операторы *,/, div, mod имеют более высокий приоритет и выполняются раньше , чем операторы + и -. Если приоритет операторов одинаков, то оператор, стоящий левее, выполняется раньше. Для задания любого нужного порядка выполнения операций в выражениях можно использовать скобки.
14
Пример. Математическая запись функции имеет вид: Запись этой функции на Паскале: Y:=(2*x)/(x+3)
15
CТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ PASCAL Любая программа (или программная единица — процедура или функция) на Паскале состоит из трех основных разделов: Раздел заголовка Раздел описаний Раздел исполняемых операторов (тело программы)
16
Заголовок состоит из зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится знак ,. Описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST. Тело программы - раздел исполняемых операторов. Оформляется операторными скобками: begin ... end. Все операторы, реализующие алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками.
17
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ PASCAL ИМЕЕТ ВИД: Program ИмяПрограммы, Var ..., Begin … End.
18
ТИПЫ ДАННЫХ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ Для всех переменных в программе должен быть определен их тип. Целый — Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768, 32767]. Вещественный — Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9 • 10-39, 1,7 • 108]. Логический — Boolean — переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false). Символьный — Char — значением переменной этого типа может быть любой символ из набора ASCII-символов.
19
20
Составной оператор — это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки — зарезервированные слова Begin ... end. Begin … begin … … end, … end End. Символ «,» называется пустым оператором и означает окончание предшествующего ему оператора.
21
ОПЕРАТОРЫ Оператор вывода – Write( ), или Writln( ) Оператор ввода – Read( ), или Readln( ) Оператор присваивания - := Для вывода вещественного значения используют форматы вывода. Например: Write(D:5:2 ), где первая цифра – количество знаков в числе, вторая – количество знаков после запятой.
22
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ Задание. Составить программу. Даны переменные А и В. Требуется обменять их значения, т.е. переменная А должна получить значение В, а В — значение А. Program Obmen, Var a,b,dop:integer, Begin Write(‘Введите значения двух переменных a,b ’), {Значения можно вводить через пробел или запятую} Readln(a,b), dop:=a, a:=b, b:=dop, Writeln(‘a= ’,b,‘b= ’,a), End.
23
ОПЕРАТОР УСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА if <,условие>, then <,действие1>,,
24
if <,условие>, then <,действие1>, else <,действие2>,,
25
ВЕТВЯЩИЙСЯ АЛГОРИТМ Задание. Составить программу. Вычислить значение Y: x+2, если x<,10 Y= x-2, если 10≤х Program Vetv1, var х, у:real, Begin Write (х), Readln(x), if х<,10 then у:=х+2 else у:=х-2, Writeln(у), End.
26
ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ а) шаг равен +1 For <,параметр>,:=<,нач.знач.>, to <,кон.знач.>, do <,оператор>,, For <,>, to (downto) <,>, do
27
б) шаг равен -1 For <,параметр>,:=<,нач.знач.>, downto <,кон.знач.>, do <,оператор>,,
28
ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ Пример. Вычислить сумму натуральных чисел: S=1+2+3+…+N. Program Sum1, var n:integer, Begin write(n), readln(n), S:=0, for i:=1 до n do S:=S+i, writeln(S), End.
29
ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПОСТУСЛОВИЕМ repeat <,оператор1>,, <,оператор2>,, … <,операторN>, until <,условие>,,
30
ОПЕРАТОР ЦИКЛА C ПОСТУСЛОВИЕМ Пример. Составить программу, которая вводит символ и выводит на экран его код. Функция Ord(ch) – возвращает код символа ch в ASCII-таблице Program Symbol, var ch:char, const Cr=13, Begin repeat write(ch), readln(ch), writeln(Ord(ch)), until Ord(ch)=Cr, End.
31
ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ while <,условие>, do <,оператор>,,