- Презентации
- Презентация к уроку Русская философия
Презентация к уроку Русская философия
Автор публикации: Моор М.В.
Дата публикации: 10.04.2016
Краткое описание:
1
Русская философия XIX - XX века «Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царство Божье» Н. Бердяев
2
План изучения темы: Особенности и характерные черты русской философии. Периодизация русской философиии. Характеристика основных идей русских философов.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
На формирование и развитие русской философии оказали влияние: православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности геокультурного расположения России в мире, национальное самосознание и другие обстоятельства.
4
Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не вписывается в исторический ряд западноевропейской философии. Предметом русской философии является «русская идея» (размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории).
5
Характерные черты и предмет русской философии Проблема человека, Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма), мораль и нравственность, Спор русской интеллигенции в середине XIX века между славянофилами и западниками), Проблема власти, Проблема государства, Проблема социальной справедливости, Проблема идеального общества, Проблема будущего.
6
Период Киевской Руси Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов. Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» XI век
7
«Слово о законе и благодати» Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. О нравственной ответственности человека О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
8
Период Московского царства «Москва – третий Рим» Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея: «…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.» Из обращения Филофея к великому князю Василию III.
9
XVII век – обособление философии от богословия. Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях нового типа : Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии
10
XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра». Ф.Прокопович В.Татищев И.Посошков А.Кантемир
11
Феофан Прокопович Был одним из первых в России философов – деистов (природа, созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие), Развитие практических наук надо поощрять.
12
В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Стремление подняться над фактологическим изложением событий, Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума», Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.
13
А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч. Особое внимание уделял проблемам нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.
14
Век Просвещения (XVIII в.): М.В.Ломоносов Центром философской мысли становится Московский университет Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
15
М.В.Ломоносов Заложил основу материалистической традиции. Придерживался идей и принципов античного атомизма. Материальным телам присуще движение - вращательное, поступательное и колебательное.
16
Философские искания XIX века П. Чаадаев стоял у истоков западничества «Философические письма» Основные идеи: Россию спасет лишь сближение с Западом. Революционное движение пагубно для России.
17
ЗАПАДНИКИ. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: А. И. Герцен., Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев и др.
18
СЛАВЯНОФИЛЫ выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве, противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.
19
Религиозная философия: B.C. Соловьев (1853 – 1900гг) «философия всеединства» (мировая целостность и гармония), мир создан Творцом, динамичен и непрерывно развивается, идеал общественного устройства – свободная теократия, мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании (богочеловек).
20
Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
21
Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы), запад (эгоизм), а примирить их крайности должна третья сила – Россия.
22
Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературе Л.Н. Толстой (1828-1910) Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия. Проповедь непротивления злу насилием.
23
Ф.М. Достоевский (1821-1881) В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. В речи на открытии памятника Пушкину в Москве (1880) он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, которому необходимо «всемирное счастье».
24
Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру. Роман «Преступление и наказание». Нравственная драма Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона. Крах попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
25
Цивилизационный путь России : продолжение споров Н.А.Бердяев С.Н.Булгаков П.А.Флоренский
26
В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек) Евразийство – одно из философских течений 20-го века, Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир, Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов), Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.
27
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.
28
По мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом.
29
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы
30
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром. Он выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая обусловливает гордыню духа, что в результате приводит к рабству личности в обществе, где человек должен следовать моральным нормам , тем самым реальной свободы нет, и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
31
Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания.
32
Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.
33
Религиозная философия: Лев Шестов Тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании, источник философии – человеческая трагедия, ужасы («ф. трагедии»), философия и наука - несовместимы, задача человека – вновь обрести свободу.
34
ЛОСЕВ Алексей Федорович [1893-1988], русский философ, историк философии и эстетики, филолог. «Философия имени». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла.
35
Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.