- Презентации
- Презентация на тему: Этнопедагогические идеи Я.Г.Ухсая в поэме Дед Кельбк
Презентация на тему: Этнопедагогические идеи Я.Г.Ухсая в поэме Дед Кельбк
Автор публикации: Дашкова Н.В.
Дата публикации: 11.10.2016
Краткое описание:
1
Этнопедагогика в творчестве Я.Г.Ухсая по поеме «Дед Кельбук» учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ № 53» г. Чебоксары Дашкова Нина Витальевна
2
Цель урока выявление этнопедагогических идей в литературно-поэтическом творчестве Я. Г. Ухсая на примере поэмы «Дед Кельбук».
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Что такое этнопедагогика Термин состоит из 2 слов: «этнос» – народность, «педагогика» –воспитание. Этнопедагогика – народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ.
4
Волков Геннадий Никандрович – первый исследователь этнопедагогики . «Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это – стержневая линия в народном учении. Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее». (1927-2011) Волков Геннадий Никандрович (р. 31.10.1927 с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), акададемик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982). Лауреат премии АПН СССР им. К.Д.Ушинского (1967). Заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), Заслуженный работник народного образования Республики Саха - Якутия (1992), Заслуженный деятель науки Респ. Калмыкия (1997) и Тува (1997), Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского.
5
Педагоги-классики Иван Яковлевич Яковлев 1848-1930г.г. Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870г.г.
6
Антон Семенович Чехов 1888-1939г.г. Педагоги-классики Иоганн Генрих Песталоцци 1746 — 1827г.г
7
Педагоги-классики Василий Александрович Сухомлинский 1918 - 1970г.г. полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой, чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей.
8
Так учит Ухсай: «Любовь к родному краю нужно подтверждать конкретными делами, а не только словами. Если ты действительно любишь свое село, свой город, докажи это повседневным честным трудом». Яков Гаврилович Никифоров (Ухсай ) (1911 - 1989)
9
Проблемы этнопедагогики - педагогика семейного быта, - поговорки и пословицы народов мира и их значение - передача нравственного опыта подрастающим поколениям, - загадки как средство умственного воспитания, - народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, - самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики, - общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.--=
10
Этнопедагогика изучает организацию воспитания методы воспитания убеждение, приучение просьба, одобрение, запрет, наказание, побои природа, игра, слово, общение, традиция, быт, религия, пример-идеал родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда труд, ум, забота о здоровье, любвь к прекрасному Труд.объединения детей и молодежи, молодежные праздники общенар. праздники потешки, считалки, пословицы, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы средства воспитания уход, воспитание, наставление, обучение, приучение основные педагогические понятия народа функции воспитания ребенка как объект и субъект воспитания факторы воспитания
11
Чувашская мудрость Древняя чувашская мудрость о смысле человеческой жизни гласит: «Если хочешь, чтоб тебя помнили 1 год, – сей пшеницу, 10 лет – сажай дерево, 100 лет – обучай народ».
12
Поэма «Дед Кельбук» В ноябре 2011 года исполнилось 100 лет Я.Г.Ухсаю -народному поэту и заслуженному деятелю искусств Чувашской АССР и 60 лет со дня издания его книги под названием «Кĕлпук мучи» (Дед Кельбук). Поэма Якова Ухсая сразу же завоевала любовь читателей. Вскоре данное произведение было переведено на русский язык классиками русской литературы Л. Пеньковским , Б.Ирининым, К. Чуковским и выпущено в 1954, 1956, 1968, 1984 г.г. в Москве, а в 1960 – в Чебоксарах. «Дед Кельбук» - глубоко народное, национальное произведение, где характер и душа народа показаны ярко и убедительно. В то же время это произведение по-настоящему интернационально, созвучно идеалам общечеловеческим», - оценил свое время литературный критик Ип. Иванов. О Поэма талантливого мастера художественного слова Якова Ухсая «Кĕлпук мучи» вошла в золотой фонд чувашской литературы и бережно хранится в фондах Государственной книжной палаты Чувашии.
13
Этнопедагогические идеи А сынок и впрямь хорош! Крепкий, чернобровый, Был Кельбук румян, пригож Полный да здоровый. ребенк как объект и субъект воспитания - родное дитя
14
основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, традиции) Доску взял отец. Слегка Намочил. Поставил На мороз. Так для сынка Он салазки справил Мать не ела ничего, Плакала над сыном, Салом мазала его, Дорогим, гусиным. Мать сыночка своего Первого любила И, качая, для него Песенку сложила. Чтоб от смерти сына скрыть, Шубой накрывала, Чтоб от боли защитить, Беса выгоняла.
15
Заключение Известного чувашского поэта Я. Г. Ухсая по праву можно считать одним из самых видных представителей плеяды деятелей культуры и просвещения чувашского народа. Родившись в простой крестьянской семье, будущий поэт-публицист Я. Г. Ухсай вобрал в себя традиционную культуру чувашского народа. Его этнопедагогическое творчество весьма объемно и содержательно. Это литературно-поэтические произведения, переписка с друзьями, коллегами, дневники, его публицистика и разносторонний практический опыт , опыт преподавателя, преподавания чувашского языка и литературы в учебных заведениях Чувашской Республики и Республики Башкортостан. Литературно-поэтические произведения и публицистика Якова Гавриловича Ухсая несут в себе высокий заряд духовности, гражданственности. Опираясь на детали, живописующие чувашский характер, традиционные воззрения на жизнь и воспитание подрастающего поколения, он создал настоящую программу воспитания совершенного человека.
16
Факторами формирования этнопедагогических идей Я.Г.Ухсая обряды Народ- ные семейные Тради-ции воспитания обычаи язык среда национальной школы сельский социум
17
аксиологическая сущность: отношение к Человеку, детям, традициям уважение к матери и отцу, к старшему поколению, отношение к родине, земле-кормилице, к материнскому языку, обычаям, обрядам, фольклору труд как смысл человеческой жизни, трудовые традиции, совместный труд со взрослыми, методы, трудового воспитания и обучение труду антропоценность ценности труда патриотизм
18
будь Человеком Доминантой литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая являются следующие этнопедагогические идеи: 1) гуманистическое отношение к природе, к земле, 2) понимание труда как высшей человеческой ценности, 3) воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной. 4) чувашский устный фольклор во всем многообразии жанров и образов.
19
будь Человеком Основанные на принципах народности и преемственности воспитания, они отражают гуманистическую и самоценную сущность Человека, рода, семьи, обосновывают трудолюбие и уважение людей труда как фундаментальную основу формирования Человека с большой буквы - «Ҫын пул» (будь Человеком), воспитывают любовь к родной земле, к Родине и дружбу народов, готовность к защите Отечества. Основным источником этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая, также определившим его индивидуальный литературно-поэтический стиль, является чувашский устный фольклор во всем многообразии жанров и образов.
20
Спаибо за внимание