- Презентации
- Презентация по краеведению Корткерос
Презентация по краеведению Корткерос
Автор публикации: Прохорова Н.В.
Дата публикации: 29.11.2016
Краткое описание:
1
Ижемский район с. Ижма Княжпогостский район г. Емва Койгородский район с. Койгородок Корткеросский район с. Корткерос Прилузский район с. Объячево Сыктывдинский район с. Выльгорт Сысольский район с. Визинга Троицко-Печорский район пгт Троицко-Печорск Удорский район с. Кослан Усть-Вымский район с. Айкино Усть-Куломский район с. Усть-Кулом Усть-Цилемский район с. Усть-Цильма
2
Корткеросский район и село Корткерос
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Корткеросский район Республики Коми Кöрткерöс район Статус -муниципальный район Включает 18 муниципальных образований –это 53 населенных пункта, где проживает более 18 тысяч человек Административный центр- село Корткерос Дата образования 14 июля 1939 Официальные языки: русский, коми Национальный состав: свыше 75 % - коми
4
Как добраться до Корткеросского района? Самолет Авиасообщение в пределах района отсутствует, ближайшие аэропорт находится в Сыктывкаре. Поезд Железнодорожное сообщение в пределах района отсутствует, ближайшая ж/д станция находятся в Сыктывкаре. Автобус Сеть дорог хорошо развита. Район пересекает трасса Сыктывкар – Усть-Кулом, все села района имеют выход на данную автомагистраль. Из столицы Коми в район можно попасть автобусом «Сыктывкар-Корткерос». Также по трассе через район следуют транзитные автобусы.
5
Герб У Корткеросского района есть проект герба, который отправлен в Геральдическую палату для согласования. Герб пока не имеет юридической силы и не может использоваться в качестве официальной символики района. На гербе изображен один из ключевых элементов зырянской мифологии — золотая утка. В ней гармонично сочетаются основа жизни — солнце, лес — главное богатство района, а на крыльях нашлось место корктеросским селам. Автор герба-победителя модельер-закройщик Семен Казаков к идее мифологической утки пришел не сразу. На создание символа ушел целый год.
6
История заселения предками коми-зырян района средней Вычегды (т.е. основной территории Корткеросского района началась примерно в конце XVII века. Древние коми начали обживать берега могучей Вычегды много веков назад, и тогда уже они имели торговые связи с другими народами России. В народе сохранились устные легенды о Кöрт Айке, Паме, Юрке, Тюве, в которых нашли отражение события более близкой к нам истории коми народа, события из жизни первых обитателей Корткероса, Маджи, Богородска и других старинных сёл. Корткерос в писцовых книгах упоминается с 1608 года, в том году в деревне Кортовский было соответственно четыре двора. Занимая удобное положение в 1678 году Корткерос становится погостом. Существуют легенды о происхождении названия «Корткерос». Одна из легенд о «Кöрт Айке» - колдун, железном человеке, угнетателе зырянского края (перевод с коми «Кöрт Айка» - железный мужик, свёкор). Вероятно отсюда названия: Кöрткерöс – железная гора, Кöрт яг – железный лес, Кöртты – железное озеро, Кöрт-виям – железный пролив. Около этих мест по преданию и жил во времена Стефана Пермского могучий чародей и разбойник Кöрт Айка. Самым же древним селением в районе считается село Богородск.
7
Это интересно. Итак , название села Корткерос можно перевести как «железная гора». « Корт» с коми языка — «железо», керос — «гора», «возвышенность». Во второй половине XVIII в. в Корткеросе были организованы рудники по добыче болотной железной руды для Нювчимского завода. Озерную железную руду в этих местах добывали и раньше – с отголосками древней металлургии связано и местное предание о колдуне Корт-Айке – «Железном мужчине», который жил в окрестностях современного села и ковал железные вещи. Археологи считают, что Корткерос был, возможно, одним из центров металлургии — возле села есть Железный бор (Кортьяг) и Железное озеро (Кортты). Ученые в этих местах часто находят рабочую одежду, глиняные горшки, где плавили железо, а также каменные гвозди и песты — ими отбивали и измельчали руду. Корткеросский район - родина выдающегося политического деятеля, поэта, драматурга, основателя коми театра – Виктора Савина. В родном селе поэта – Нёбдино открыт музей, где можно познакомиться с жизнью поэта, установлен памятник, где проводятся литературные праздники.
8
Коми эпос: Легенды и предания Корткеросского района. Самая известная легенда района – легенда о Кöрт-Айке, железном разбойнике, рьяно охранявшем свои границы. Когда-то, в стародавние времена, когда и леса были немеряны, и Эжва-Вычегда была глубокой и давала коми народу много рыбы, явился в коми Парму злой великан Кöрт Айка – Железный человек. Перекрывал он тяжёлой железной цепью реку Вычегда и брал со всякого проплывающего плату. Землёю Кöрт Айки зовут село Корткерос.
9
Он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Неуязвимость Кöрт Айки объяснялась тем, что у него было железное тело. Был он туном (колдуном). Основным занятием Кöрт Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Более того, Кöрт Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, но своим знанием он ни с кем не делился. Наряду со своими железными способностями Кöрт Айка, как и другие могучие туны, обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь и наоборот. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь, мог остановить словом плывущую по реке лодку.
10
В коми-зырянском фольклоре Корт Айка выступает и в качестве туна (колдуна), противника христианског о миссионера-просветителя Стефана Пермского. Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Кöрт Айки да так, что нельзя ни проехать, ни объехать на лодке. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, цепь лопнула и погрузилась на дно реки освободив путь для лодки. Увидев это, Кöрт Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу. Корт Айка бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Кöрт Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос. Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими колдунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. По другой версии, Корт Айка пал от рук местных жителей, больше не желавших терпеть зло, которое приносил им колдун.
11
Еще одним старинным коми селением с не менее интересным преданием является село Додзь, первое упоминание о котором датируется в переписной книге 1707 годом как «деревня Дожская над озером Дожским». По старинной легенде на берегу озера Дожского в городище проживало чудское племя. Они были язычниками, жили охотой и рыбалкой. Однажды в те края пришли сподвижники Стефана Пермского с образом распятого Христа. Племя чуди не захотело принимать веру в Христа. Поэтому они построили землянку, зашли туда всем племенем и подрубили подпорки, заживо захоронив себя, и только одна девушка осталась в живых. Оставшись одна, по-прежнему охотилась, рыбачила, сбывала пушнину приезжим купцам. Была очень доброй, красивой и люди её прозвали Дочь. Далее ее имя и трансформировалось в Додзь. Подружилась с первыми коми поселенцами, пришедшими сюда в поисках новых мест для угодий. Рассказала им о своей беде,о своём погибшем племени ходила на тот курган и часто там плакала, говоря что ее душа там захоронена.
12
Есть история и у озера Юркаты у села Маджа. Могучий человек, вырывавший с корнем вековые деревья, жил в вычегодском селе Маджа. До поры до времени он никому не докучал, мирно охотился на своих путиках. Но аппетит у богатыря рос, а удача на охоте сопутствовала не всегда. Тогда приохотился он воровать у маджских жителей скот. Обладая недюжинной силой, таскал чужих коров и овец через плечо, и поедал их в огромных количествах. Местные жители терпели это безобразие, но недолго . Устали от постоянных краж Юрки и решили его извести. Для этого они пригласили его к себе в гости, сварили сур (пиво)-напоили , накормили, а когда он уснул, они связали его верёвками . Понесли к ближайшему озеру, чтобы утопить. Да разве уйдет ко дну хитроумный богатырь. Лишь когда привязали к его ногам два тяжелых мельничных жернова, тогда потонул, да и то еще раз высунулся из воды, для острастки кулак показал. С этого времени озеро получило название в честь утопленника Юрка-ты. А маджские жители, чтобы поровну разделить между всеми грех, сварили в большом котле кашу и съели. Этот обычай совместной трапезы существовал в селе еще долго. За что и прозвище прилепилось: «маджинские кашееды».
13
П.р. 1. Это великан К___ А____ – что значит _____ человек. Перекрывал он тяжёлой ц____ реку Вычегда и брал со всякого проплывающего _____.
14
2.Кто изображён на иллюстрации?
15
3. Кто это и за что он был наказан?