- Презентации
- Презентация Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
Презентация Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
Автор публикации: Кафидова Н.Г.
Дата публикации: 23.05.2016
Краткое описание:
1
Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
2
Социальный характер детской игры Игра имеет социальную основу. В игре находят отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковоской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Социальный характер детской игры Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым. Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
4
Характеристика игровой деятельности В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.
5
Характеристика игровой деятельности В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности.
6
Характеристика игровой деятельности Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Важное свойство детского воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия.
7
Игра как средство воспитания Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
8
Игра как форма организации жизни и деятельности детей Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решить. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе, и задачи, которые касаются отдельных детей.
9
Игра как форма организации жизни и деятельности детей Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.
10
Игра как форма организации жизни и деятельности детей Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
11
Классификации детских игр ИГРЫ Творческие С правилами режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные строительные подвижные дидактические
12
Классификации детских игр Общепринято рассматривать два больших класса игр: - творческие (они подразделяются на сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные) - игры с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные, компьютерные).
13
Классификации детских игр С. Л. Новоселовой предложено свое понимание проблемы дифференциации детских игр. Ею выделено три класса игр: 1. игры, возникающие по инициативе ребенка, самодеятельные игры. К ним относятся игры-экспериментирование, самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). 2. игры, возникающие по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Это игры дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др. 3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Это традиционные или народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
14
Классификации детских игр В. П. Кондрашов, дополняя классификацию С. Л. Новоселовой, вводит еще два вида игр: профориентационные сюжетно-ролевые игры, в которых имитируется производственная ситуация, профессиональная социальная среда. профориентационные сюжетно-дидактические игры, направленные на усвоение отдельных несложных профессиональных умений.
15
Классификации детских игр А. В. Черная выделяет следующие группы игр: 1. Игры, традиции которых не утрачивают своей актуальности на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными. К ним относятся: игры с правилами, предметные игры с правилами, спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, игры-забавы.
16
Классификации детских игр 2. Игры, традиции которых, переходя «по преданию» от более старших детей к более младшим, сохраняют свою актуальность в пределах одного или нескольких поколений детей. Такие игры — феномены современной детской субкультуры. 3.Игры с «короткой традицией» (в определении А. Н. Леонтьева), возникающие в дворовых, школьных, уличных игровых сообществах.
17
Классификации детских игр Как видно из представленных классификаций, наблюдаются достаточно разнообразные подходы к определению видов игр. Это показывает широту отображаемых детьми явлений и событий окружающей бытовой и социальной жизни, которые не всегда вписываются в строгие научные рамки, переплетаясь и воздействуя друг на друга. Надо заметить, что внутри каждого вида игр выделяется собственная классификация, уточняющая его разновидности.
18
Режиссерские игры
19
Сущность режиссерских игр Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, появились исследования, характеризующую их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр.
20
Сущность режиссерских игр Основное отличие режиссерской игры состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.
21
Сущность режиссерских игр В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а также знания, полученные ребенком из окружающего его информационного поля. Для режиссерской игры в ее развитой форме свойственны комбинирование впечатлений, сочетание реального и вымышленного.
22
Сущность режиссерских игр Речь – главный компонент. Помимо описательных высказываний, присутствуют и оценочные. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа. Часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.
23
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события.
24
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами (по К.Д. Ушинскому)
25
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько.
26
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества.
27
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека.
28
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного детства.
29
Педагогические условия развития режиссерских игр. Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
30
Педагогические условия развития режиссерских игр. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Для того, чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом.
31
Педагогические условия развития режиссерских игр. Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие их развития. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
32
Сюжетно-ролевые игры
33
Характеристика сюжетно-ролевой игры Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.
34
Характеристика сюжетно-ролевой игры В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
35
Структурные компоненты игры: сюжет роль игровые действия правила игровое употребление предметов (замещение) реальные (партнерские) отношения между играющими детьми
36
Сюжеты и содержание игр Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. При этом игровые действия детей – одно из основных средств реализации сюжета. Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает: бытовые, производственные общественно-политические сюжеты.
37
Сюжеты и содержание игр Игры с бытовым сюжетом Игры в семью, в детский сад, игры, моделирующие различные события из жизни ближайшего социального окружения ребенка (прогулка, празднование дня рождения, приготовление обеда и пр.). Игры с производственным сюжетом Эти игры направлены на познание системы социальных отношений общества в рамках производительной деятельности и включают игры в стройку, в больницу, в магазин, в школу, в поезд и пр.
38
Сюжеты и содержание игр Игры с общественно-политическим сюжетом Такие игры представлены в первую очередь играми на военно-исторические темы (в войну, в индейцев, в партизан), а также возникшими в последнее время играми в выборы Думы и президента, в митинги, в сбор подписей и т. д. В дошкольном возрасте спектр сюжетов игры ребенка расширяется от бытовых к производственным и общественно-политическим.
39
Сюжеты и содержание игр Содержание игры — это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета, моделирование социальных и межличностных отношений и жизненных событий и ситуаций. По содержанию игры детей младшего возраста отличаются от игр детей более старшего дошкольного возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.
40
Сюжеты и содержание игр В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры-действия. Однако на границе третьего-четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире.
41
Сюжеты и содержание игр На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. В качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами.
42
Сюжеты и содержание игр Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. В качестве содержания выступает воспроизведение социальных и межличностных отношений.
43
Сюжеты и содержание игр Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям: усиление целенаправленности и последовательности, связности изображаемого, постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
44
Роль в игре Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.
45
Роль в игре На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
46
Роль в игре У младших дошкольников преобладают бытовые действия. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с этими действиями. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами.
47
Роль в игре В старшем дошкольном возрасте смысл игры, заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
48
Предпосылки сюжетно-ролевой игры Ознакомительная игра (первый год жизни) Отобразительная игра (ранний возраст) Сюжетно-отобразительная игра (ранний и младший дошкольный возраст) Сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст) Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка.
49
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх Уровни (этапы) становления взаимоотношений (по А.П. Усовой): Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей. Уровень одиночных игр. Уровень игр рядом. Уровень кратковременного общения, характеризующийся тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других.
50
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх 5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. 6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.
51
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх Реальные отношения сверстников в игре Функции реальных отношений включают: планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами, коррекция игры.
52
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, реальные отношения, возникающие у детей в ходе игры, играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребенка, выражается в коммуникативных проблемах на последующих возрастных стадиях.
53
Руководство сюжетно-ролевыми играми Руководство – совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Задачи руководства: Помогать детям переносить знания об окружающем мире в игру. Учить ставить разнообразные игровые задачи. Помогать осваивать назначение предметов.
54
Руководство сюжетно-ролевыми играми Ознакомление с окружающим через активную деятельность Обогащение игрового опыта детей Организация предметно-игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре
55
Руководство сюжетно-ролевыми играми Осуществляется в двух направлениях: формирование игры как деятельности, использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива. Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.
56
Руководство сюжетно-ролевыми играми Метод формирования игры как деятельности (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова) Вхождение в игру в качестве партнёра, взяв на себя одну из ролей. Ориентировка детей на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнёрам. Разворачивание игры для усвоения детьми более сложного способа построения. Метод влияния на содержание игры (Д.В.Менджерицкая) Влияние на содержание игры: - выбор темы, - развитие сюжета, - распределение ролей, - реализация игровых образов. Вхождение в игру в качестве партнёра, взяв на себя одну из ролей.
57
Руководство сюжетно-ролевыми играми метод комплексного руководства игрой (Е.В.Зворыгина, С.Л.Новосёлова) Обеспечение педагогических условий развития игры Планомерное обогащение опыта детей Обучающие игры Педагогическая поддержка самодеятельных игр Развивающая предметно – игровая среда Активизация проблемного общения взрослого с детьми
58
Руководство сюжетно-ролевыми играми Основные направления педагогического взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста по формированию сюжетно-ролевой игры следующие:
59
Руководство сюжетно-ролевыми играми 1. Работа по подготовке детей к принятию роли, включающее: организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых. Цель — продемонстрировать социальную значимость и престижность ряда профессий, систему присущих им целей, наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей. Задача — помогать ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли.
60
Руководство сюжетно-ролевыми играми Пути реализации данного направления: использование игровых приемов, побуждающих ребенка принять роль взрослого, поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами, но еще не готовы выполнять соответствующие игровые действия, эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.
61
Руководство сюжетно-ролевыми играми 2. Обогащение ролевого поведения (с теми детьми, которые научились принимать роли взрослых и соотносить их с игровыми действиями, подчиненными этим ролям). Задачи: обогащение ролевого поведения новыми игровыми целями при ознакомлении с разнообразными ситуациями, передача выразительных способов и технологий выполнения игровых действий, насыщение предметно-игровой среды достаточным количеством разных атрибутов.
62
Руководство сюжетно-ролевыми играми Пути решения обозначенных задач: принятие взрослым параллельной роли, введение в игру ребенка новых атрибутов (лучше тех, которые направляют ребенка на определенные ролевые действия).
63
Руководство сюжетно-ролевыми играми 3. Расширение диапазона ролей. познакомить детей с новыми, доступными их возрасту ролями, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками.
64
Руководство сюжетно-ролевыми играми Пути решения задач в совместной игре с несколькими детьми одновременно: взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует игровую обстановку, приглашает в игру четырех-пятерых детей по одному, привлекая внимание к созданной обстановке и своему внешнему виду, называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана, тем, кто выразит желание поиграть, помогает принять роль, начинает с известных детям ролевых действий, предлагает каждому поставить игровую цель, развить игровые действия, возвращает детей к известным игровым действиям, поощряет всех детей за участие, предлагает в следующий раз так же хорошо поиграть вместе.
65
Руководство сюжетно-ролевыми играми 4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию. Задачи: познакомить детей с простыми формами ролевого взаимодействия, демонстрируя образцы содержательных ролевых диалогов, обеспечить речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение. Основной путь решения — совместная с детьми игра взрослого. Цель — удерживать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия должны быть сведены до минимума или исключены совсем.
66
Руководство сюжетно-ролевыми играми Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. пути педагогического содействия играм, потому что формирование сюжетно-ролевой игры по сути уже состоялось:
67
Руководство сюжетно-ролевыми играми 1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывая содержание связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомить с основными моментами организации игры, использовать игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.
68
Руководство сюжетно-ролевыми играми 2. Обогащение содержания ролевой игры Задачи: вносить в детские игры новое содержание, побуждать детей самих придумывать события для своих игр. Для решения первой задачи рекомендованы три способа работы с детьми: сообщение новых событий через роли диспетчера и волшебницы, создание условий, которые будут способствовать тому, чтобы дети сами придумывали новые события, рассказы детям о том, как вы и ваши друзья играли в детстве.
69
Руководство сюжетно-ролевыми играми 3. Создание условий для сюжетно-ролевой игры. Задачи: при создании игровой обстановки важно учитывать, что игровые интересы мальчиков и девочек дифференцированы (для девочек — мир в доме, а мир мальчиков — мир за стенами дома), тяга к необычным, приключенческим сюжетам, важность, реальность функционирования предметов и игрушек и получение реального результата. среда должна способствовать развитию игры, осуществлению замыслов детей, игровое оборудование должно удовлетворять стремление детей к экспериментированию и сооружению построек среда должна активизировать самостоятельную игру
70
Театрализованные игры
71
Характеристика театрализованных игр Представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.
72
Характеристика театрализованных игр В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
73
Условия для развития театрализованных игр С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности Заботиться об оснащении театрализованных игр Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
74
Педагогическое руководство Главный акцент делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. В основу руководства следует положить работу над тестом литературного произведения. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему делали.
75
Педагогическое руководство Использование театрализованных игр у детей возможно осуществлять по определённой системе, что предполагает её постепенное усложнение Всю работу можно разделить на несколько этапов: 1 этап – (младший дошкольный возраст) вся работа посвящена знакомству детей с художественными произведениями, в основном сказками.
76
Педагогическое руководство В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
77
Педагогическое руководство Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Чтобы эта работа проходила ненавязчиво для детей, рекомендуется предусматривать разные виды их деятельности. Сначала знакомить воспитанников со сказкой. Это может быть чтение, рассказывание, беседы, просмотр мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.
78
Педагогическое руководство Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (настольный театр, игры с персонажами сказок и т.п.). Затем необходимо предусмотреть отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр. Когда подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета и подготовка необходимой среды для творческой игры закончены, организовывается разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.
79
Педагогическое руководство Эти игры проводятся с учетом основных педагогических принципов: 1. избегать излишней дидактики. Дети получают разумную свободу деятельности, что позволяет проявить творчество. 2. воздействовать на ребенка через игру, только на первых порах учить играть, формируя технику игровых действий. 3. использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), которые вносят существенный вклад в развитие личности ребёнка.
80
Педагогическое руководство Итак, на этом этапе дети только приобщаются к миру театрализованных представлений путём участия в драматизациях литературных произведений и знакомства с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.
81
Педагогическое руководство 2 этап – (средний дошкольный возраст) Работа над литературными текстами продолжается, но большое внимание уделяется развитию у детей эмоциональности и невербальных качеств (мимика, пантомимика, жесты, движения).
82
Педагогическое руководство На этом этапе дети учатся сочетать в роли движение и слово, и использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Для этого возможно использовать обучающие упражнения, например “Представь себя маленьким зайчиком и «Расскажи о себе”, “Кто как разговаривает”.
83
Педагогическое руководство С группой детей возможно сначала драматизировать такие произведения, в которых небольшое количество действий: игры – инсценировки по русским народным песенкам и потешкам, затем простейшие сказки, используя настольный театр (сказка “Колобок”). Постепенно увеличивая как текст произведения, так и количество участников, действий.
84
Педагогическое руководство 3 этап – (старший дошкольный возраст) продолжается работа над вышеперечисленными задачами и дополняется развитие коммуникативных навыков у детей (умение жить и работать в коллективе). Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения (“Веселые превращения”, игра – драматизация “Почему так”, творческая игра “Страна Вежливости”). Необходимо научить их самостоятельно находить способы образной выразительности.
85
Педагогическое руководство Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций как на основе сказок, так и создание проблем. Например, в сюжет сказки К. Чуковского “Телефон” включаем дополнительный сказочный персонаж (Золушка, Кот в сапогах) с просьбой о помощи или вводим в сказку в качестве одного из героев самого ребенка.
86
Педагогическое руководство Именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений.
87
Педагогическое руководство Поэтому следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях.
88
Педагогическое руководство Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из знакомого литературного текста, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, изменить их поведение, придумать новый текст.
89
Педагогическое руководство 4 этап – (подготовительная к школе группа) Большой упор следует делать на проявлении творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми следует ставить игровую проблему или просто определенную тему, а содержание предлагают дети.
90
Педагогическое руководство На этом этапе работу с группой следует проводить, используя разные методы и приёмы: Объяснять новый материал, а затем предлагать детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например, “Что было бы…, если бы не светило солнце?… не было деревьев?…кругом была вода и т.д.). Дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.
91
Педагогическое руководство 2. Группе давать определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребёнок занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим ребёнком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитанник). При этом выполнение любого задания объясняется ребёнком вслух.
92
Педагогическое руководство 3. Предлагать детям сочинить продолжение к сказке. Вместе с детьми вспомнить сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем спрашиваем у детей: “А что потом?…”.
93
Игры со строительным материалом
94
Характеристика игр со строительным материалом Особенностью игр является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому они в большей степени приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Различают следующие виды строительного материала: специально созданный, природный, подсобный .
95
Характеристика игр со строительным материалом Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр. Особенностью является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
96
Методика обучения конструктивным умениям Главная идея – вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, использует прием сотворчества.
97
Методика обучения конструктивным умениям Для возникновения и укрепления интереса к таким играм много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. Используются различные методические приемы: демонстрация образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи, сообщение темы постройки с указанием условий.
98
Методика обучения конструктивным умениям Образец используется во всех возрастных группах при формировании у детей новых умений, способов конструирования.
99
Виды конструирования Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу Конструирование по условиям Стройка по моделям
100
Условия для игр со строительным материалом Организация игровой среды – подбор необходимого строительного материала, соответствующий задачам развития Обеспечение времени и места для игр Бережное отношение к постройкам и сооружениям, выполненным детьми Создание условий для обыгрывания построек Объединение детей для совместных построек из конструктора Учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать и раскладывать детали и формы на места.
101
Дидактические игры
102
Сущность дидактических игр Основная особенность определена их названием: это игры обучающие. Для них характерно наличие обучающей задачи. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, так как главный интерес представляют игровые действия для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а для детей старшего возраста – решение игровой задачи и выигрыш.
103
Виды дидактических игр Дидактические игры с предметами: сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки.
104
Виды дидактических игр Настольно-печатные дидактические игры: лото, домино, игры типа «Лабиринт», по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлов и т.д.
105
Виды дидактических игр Словесные дидактические игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
106
Структура дидактической игры Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент , которому подчинены все остальные. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания.