- Презентации
- Презентация на тему: Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ
Презентация на тему: Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ
Автор публикации: Финагеева С.Г.
Дата публикации: 27.11.2016
Краткое описание:
1
Тема: «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ» Воспитатель: Финагеева Светлана Георгиевна
2
Изобразительная деятельность Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю. Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Методы и приемы обучения изобразительному искусству
4
Наглядные методы и приемы обучения использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий рассматривание отдельных предметов показ воспитателем приемов изображения показ детских работ в конце занятия, при их оценке
5
Словесные методы и приемы обучения беседа - начало занятия, цель - вызвать в памяти ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Краткая, но содержательная и эмоциональная, не более 3-5 минут чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло. указания воспитателя в начале и в процессе занятия - цель - объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как дети поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу. В младшей группе применяются редко, т. к. детям трудно понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. использование словесного художественного образа способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» отмечаются некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).
6
Игровые приемы обучения Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. В младшей группе - вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. В средней группе – рисование с натуры ( например, Плюшевый Медвежонок стучится в дверь и просит нарисовать его). В старшей группе – на прогулке дети могут рассматривать пейзаж, через самодельные фотоаппараты, «делать снимки», затем в группе «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности, от возраста детей и их развития, от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
7
Типы занятий по изобразительной деятельности
8
Организация занятий Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест. Процесс рисования, лепки связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10—15 минут, во второй младшей, средней и старшей — 15—20 минут, в подготовительной группе — 20—25 минут. Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.
9
Подготовка к занятию Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться. Подготовка к занятию начинается с составления плана. При планировании занятий В. определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Накануне занятия В. готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия — клейстер для наклеивания форм, краска. В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке. В младших группах материал раскладывает В, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию. В средней и старшей группах В. выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. В. учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе. Материал, находящийся в индивидуальном пользовании и хранящийся в столах детей (старшая, подготовительная группы), ребенок достает или в период подготовки к занятию, или в начале его. Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах и В. проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы. Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия. Одной из главных задач является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины бывают легковозбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.
10
Изобразительная деятельность вне занятий Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
11
Рисование Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов. Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.
12
Рисование в детском саду
13
Предметное рисование - это рисование детьми отдельных предметов. Оно углубляет представления детей о многообразии и эстетическое богатство предметного мира, формирует способность к зрительной оценки внешних признаков предмета, рисуя дети усваивают элементарные знания о средствах выразительности и технические приемы изображения, приобретают графических умений и навыков. Сюжетное рисование - это рисование детьми отдельных сюжетов. В своих рисунках дети стремятся не только воссоздать окружающее, но и выразить свое отношение к нему. Главное в создании сюжетного рисунке это композиция, именно она определяет размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени. Согласно замыслу из композиции начинается работа над сюжетным рисунком. Декоративное рисование в дошкольном учреждении - это рисование различных орнаментов с помощью гуашевых красок на плоскости бумаги и объемных изделиях из глины, папье-маше.
14
Рисование в первой младшей группе Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Следует обращать внимание детей на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, кистью, фломастером, проводить по нанесенным на бумагу линиям пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая вопросы типа «А где у рыбки хвостик?». Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение известными ему деталями. По мере овладения рисованием карандашами можно давать детям краски и кисть. Одна из главных задач воспитателя – учить детей правильно держать карандаш, кисть, фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами. Для ребенка это задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться все правильно, чтобы получилось красиво.
15
Рисование во второй младшей группе Необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему. Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении). Дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки), состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка), а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого нужно учить детей формообразующим движениям в рисовании: включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать предмет или все его части, имеющие одинаковую форму. Успешное овладение изодеятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно, правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю , слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок). Детей необходимо учить правильно сидеть, т.е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола, правильно держать карандаш и кисть: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу.В процессе занятия рисованием деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, загадками, музыкой. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость.
16
Рисование в средней группе У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме), называть форму, цвет (и его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей). Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами. Для этого можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком стоят такие задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво, ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении – сверху вниз, слева направо или по косой. Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т.д.). Можно предлагать им рисовать то, что они сами захотят (по замыслу). При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу – полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа – лесная полянка, море, снежное поле и т.д. Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, а увеличить нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок).
17
Рисование в старшей группе Взрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве. Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги, на котором они создают рисунок должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий, лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину, то лист следует расположить по горизонтали. Только так рисунок будет выглядеть красиво. Располагая изображение на листе, дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа), однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, их необходимо знакомить с разными приемами рисования, разными изобразительными материалами. Дети старшей группы при создании изображений используют приобретенные ранее различные умения рисовать кистью: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, мазки – прикладыванием кисти всем ворсом. Такие приемы можно применять как в предметном, так и декоративном рисовании. У детей важно вырабатывать такие качества рисовальных движений, как слитность (непрерывное движение при рисовании линий, тогда они получаются плавными), ритмичность (равномерное движение при рисовании одинаковых элементов узора, при закрашивании изображений и т.д.).
18
Рисование в подготовительной группе Дети седьмого года жизни на занятиях по рисованию изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные композиции. При обучении передачи сюжета воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу (что ближе, что дальше), загораживание одного предмета другим, соотношение предметов по величине, цвету и т.д. В подготовительной к школе группе обучение детей техническим и изобразительным навыкам и умениям, от которых зависит качество изобразительных образов, а также положительное эмоциональное отношение к рисованию сохраняют свою важность. У детей закрепляют усвоенные ранее способы изображения, продолжают формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учат плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, учат осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Воспитатель учит детей замечать красоту созданного изображения, т.е. форму, плавность, слитность, тонкость, изящность линий, ритмичность расположения линии и пятен, равномерность закрашивания рисунка, плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и правильной регуляции нажима на карандаш.
19
Лепка Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов.
20
Лепка в детском саду
21
22
Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки. Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом.
23
Существует 3 способа лепки: 1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется, 2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования 3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
24
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и пластилином производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
25
Задачи первой младшей группы: 1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой, 2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности, 3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы, 4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части), 5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
26
Лепка во второй младшей группе. Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой.
27
1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски), 2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики), 3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны, 4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки), 5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей). Задачи второй младшей группы:
28
Лепка в средней группе: У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия.. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
29
Задачи в средней группе: 1. Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке, 2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях, 3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прощипывания), 4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
30
Лепка в старшей группе К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают действие. Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
31
Задачи в старшей группе: 1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке, 2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали), 3. учить детей создавать сюжетные композиции, 4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия наклёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета), 5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
32
Лепка в подготовительной группе Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения.
33
Задачи в подготовительной группе: 1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует), 2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине, 3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой наклёп, выбирание глины), 4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами, 5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
34
Создание развивающей среды (уголок эстетической деятельности) Глина, пластилин, тесто, другие лепные массы. Влажная салфетка, вода, подкладная доска. Инструментальный нож, формовочный нож, пластмассовые и деревянные стеки. Альбомы и книги для рассматривания Заготовки Альбомы с образцами, алгоритмами, моделями и схемами Набор игр-упражнений и материалов.
35
Аппликация Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
36
37
Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений. Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкции, величинными отношениями элементов форм. Сюжетная аппликация предполагает создание образа, явления, события, какого-либо действия, разворачивающегося во времени. На первых этапах освоения сюжетного изображения целесообразно обозначить его как предметно-тематическую композицию, где тема позволяет объединить знакомые объекты единым, достаточно условным содержанием. Целью сюжетной аппликации является освоение детьми композиционных умений. Развитие способности определять смысловой центр, располагать изображение на всем листе, сохраняя актуальность момента действия, события. Декоративная аппликация отличается обобщенностью форм, цветовой насыщенностью, ритмичной композицией. Декоративность – принцип создания нарядных, красивых изображений. Целью декоративной аппликации является освоение детьми назначения декора – внешней, привлекательной стороны окружающего мира.
38
По количеству используемых цветов: - силуэтная (монохромная), - цветная (полихромная). По форме: - геометрическая, - не геометрическая. По способу изготовления деталей: - резанная, - рваная. По количеству деталей: - целая силуэтная, - раздробленная на части, мозаика. По способу крепления деталей: - однослойная, - многослойная. Виды аппликации
39
Аппликация из ткани Может быть предметной, декоративной и сюжетной. Аппликация из природных материалов засушенных растений, из целых форм растений
40
Обрывная аппликация Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления. Накладная аппликация Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Модульная аппликация (мозаика) При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
41
Симметричная аппликация Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Ленточная аппликация Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
42
Силуэтная аппликация Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. Квиллинг Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
43
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения. Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
44
Аппликация из салфеток Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц, - развитие мелкой моторики маленьких ручек, - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры, - широкие возможности для проявления креатива. Гофрированная бумага Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
45
Аппликация из засушенных растений В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Аппликация из ткани Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной, одноцветной, двухцветной и многоцветной.
46
Оборудование и материалы для выполнения аппликации Материалы: Для фона - плотную бумагу: белая и цветная бумага, тонкий картон. Клестер или клей. должны быть тщательно подготовлены формы. Оборудование: Ножницы (должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы). кисти для клея (по окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть, высушить и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса). подставка для кисти (чтобы во время работы клей с кисточек не капал и не пачкал стол) баночка с клеем (баночку сразу же после работы следует мыть, чтобы на ней не засыхал клей) Подносы и плоские коробки для обрезков Клеенку для намазывания форм клеем Тряпочку (для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея. Они должны быть всегда чистыми.)
47
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы: недоступно пользование ножницами надо научиться правильно держать кисть набирать немного клея аккуратно намазывать форму с обратной стороны раскладывать формы на место намазанной стороной класть кисть только на подставку дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.
48
Средняя группа. освоение навыка резания ножницами. Дети учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Старшая группа. дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы основная задача- овладение разнообразными приемами вырезывания учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги.
49
Подготовительная группа знакомятся со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм. Вырезание силуэтное –это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (фрукты, овощи, рыбки и т.д.). вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.
50
Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада Вторая младшая группа готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности. Средняя группа Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Материал -на общем подносе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация
51
Старшая группа Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры –пушистость снега, меха. Подготовительная группа Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание –один из самых сложных приемов. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки). осваивают новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз.
52
В. Б. Косминская и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М., «Просвещение», 1977 г.
53
Спасибо за внимание !!!