- Презентации
- Презентация Возрождение традиционных промыслов Костромского села.pptx
Презентация Возрождение традиционных промыслов Костромского села.pptx
Автор публикации: Дылян И.С.
Дата публикации: 09.09.2016
Краткое описание:
1
МОУ ДОД Дом детского творчества «Возрождение народного промысла плетение из лозы в п. Зебляки» Проект
2
Актуальность проекта «Вся земля наша русская-земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, нитками. Все может человек: превратить дерево в жилье, лодку, игрушку, камень - в ожерелье, шкатулку, металл – в самовар или поднос… От поколения к поколению тянется Златая Цепь – звено к звену, к колечку – новое колечко. От отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только пользы, но и красоты ради .» Прочитав эту цитату я подумал : «А не может ли произойти такое , что цепь эта когда-то прервется и красота плетеных изделии исчезнет с земли нашей ?»
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Цель исследования : Исследовать возрождение народного промысла лозоплетения в наше время, продолжая лучшие традиции старых мастеров Костромского края.
4
Задачи исследования : Ознакомиться с историей возникновения и развития промысла лозоплетения. Ознакомиться с особенностями плетения в Костромском крае. 3.Собрать материал о мастерах по лозоплетению в настоящее время в п. Зебляки 4.Организовать поисковую работу по истории лозоплетения. ( Экскурсии в Краеведческий музей п. Зебляки, сбор сведений о мастерах по лозоплетению в наше время).
5
Основные этапы работы над проектом: 1.История возникновения и развития промысла лозоплетения. 2.Особенности плетения из лозы в Костромском крае . 3.Умельцы по лозоплетению в п. Зебляки – Смирнов В.М. и Климов П.С, их последователи . 4.Советы мастеров . 5. Виды плетения , используемые мастерами нашего поселка. 6.Некоторые способы плетения (из опыта мастеров) , применяемые в изготовлении изделий из лозы. Мои изделия 7. Заключение.
6
. Из истории ивового прута Древнейшее из ремёсел - плетение - всегда было в чести на Руси. А по значимости ставилось зачастую выше всего остального. Особенно славились изделия искусных мастеров из Верхневолжья, кустарей из Кинешмы, умельцев из Костромской, Ивановской ,Ярославской губерний , в таких городах как : Вологда , Псков , Новгород , Тверь , Тула , Звенигород и Нижний Новгород. Вы уже обратили внимание , что искусство лозоплетение было распространено именно в тех городах и близлежащих деревнях , которые расположены на крупных и менее крупных реках , там ,где и произрастает ива – основная поставщица сырья для корзиночников .
7
Плетение корзин и других изделий из прута-лозы в Костромской губернии В старое время, когда ткали вручную, мешки как тара считались роскошью, их использовали в хозяйстве под муку-крупы и ещё некоторые продукты. А вся остальная продукция (картофель, овощи, рыба) транспортировалась в корзинах. Надо отметить, что эта продукция при транспортировке сохранялась лучше, чем в мешках. Плетением корзин, как и лаптей, владели многие жители наших мест. Корзины имели разное назначение: бельевые, круглые с редким дном — для рытья картошки, хмелевые — для щипки хмеля, охотничьи — с окнами и перегородками для подсадных уток, с которыми ходили-ездили на охоту Особое место в потребности корзин заняло создание колхозов, тут для каждого колхоза требовалось 1000 и более корзин ежегодно.
8
Начать свою работу над поисками мы с Ириной Сергеевной решили с музея . Посетив наш местный краеведческий музей «Имени героя Соц. Труда Худякова Г.А» и, побеседовав с хранительницей музея -Шороховой В.В. , я узнал,что плетельщиков в п. Зебляки было не так много, а точнее сказать , двое : Климов П.С. и Смирнов В.М .Они считались мастерами – самоучками . Вера Васильевна была лично знакома с обоими мастерами , беседовала с ними и все , что знала ,поведала и нам. Мастера по лозоплетению в п. Зебляки
9
Климов Павел Сергеевич.
10
Смирнов Владимир Матвеевич
11
Советы мастеров: «За лето у ивы вырастает тоненький прутик – однолетний побег. Вот эти-то побеги и использую для плетения. А если срезать старый куст ивы почти у поверхности почвы, то от пеньков отрастет множество однолетних побегов.» «Самый лучший прут для плетения – это краснотал : и прочный , и гибкий да и корзинки из него получаются как бы ровнее. А заготавливать его лучше в период сокодвижения (Период сокодвижения у лозы наступает два раза в год: осенью перед пожелтением листьев и весной с началом распускания почек весной)»-
12
Инструменты
13
Занимаясь исследованием , я выявил , что мастера плетельщики занимались в основном изготовлением корзин и коробов на сани .Но каждый из них использовал различную технику плетения корзин . Я понял что корзины бывают нескольких видов: бельевые (донышко на обруче) монастырские ( сверху вниз ,завершающиеся дном ) овальные или круглые на крестовине белорусского типа Виды корзин Виды плетения Изучив с Ириной Сергеевной изделия мастеров , я для себя выделил основные способы плетения : простое , послойное, наклонное, плетение веревочкой из двух и более прутьев
14
Мои первые шаги : Плетение корзины : Этапы плетения корзины на круглом донышке : 1 – изготовление круглой основы, 2 - вплетение основы (установка вертикальных прутьев-стоек), 3- укрепление стоек веревочкой в два-три прута ( 2 ряда) . 4 - выполнение послойного плетения на бортах корзины, 5 –уплотнение каждого ряда плетения изером, 6- плетение края корзины («розга») 7 –установка каркаса для ручки, 8 - последовательность выполнения ручки, 9 - чистка готового изделия
15
«Научившись плести из лозы даже элементарные вещи , человек приобретает способность чувствовать себя знающим и умеющим не просто делать обыденные вещи , а способность делать то , что умеют не все люди и способны далеко не все . В глазах окружающих вы станете человеком с «золотыми руками» , да и умение приручить природный материал и сделать из него нечто такое , что другим только сниться – ой как важно . Все в нашей жизни, ну или почти все , достигается упорным трудом , плетение из лозы не исключение .но не стоит думать, что это тяжелый труд. Нет – это приятный труд . Вы можете успокаиваться ,делая руками красивые вещи. Занимаясь этим полезным делом . Вы не будете думать о чем – то негативном или по крайней мере сможете отвлечься . Когда люди учатся делать что- то сами , они способны оценить свои силы и способности.» Практическая значимость проекта