7


  • Учителю
  • Коучинг 'Применение новых информационных технологий в начальной школе'

Коучинг 'Применение новых информационных технологий в начальной школе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Коучинг «Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе»Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых
предварительный просмотр материала

Коучинг

Тема: Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе.

Учитель начальных классов: Волкова В.А. СОШ №16 г.Экибастуз


Цели: формировать понимания важности НИТ в обучении, через активную форму работы, с применением приемов критического мышления.

Ожидаемые результаты:

- педагог будет понимать значимость использования НИТ в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.


Ресурсы: ИД, памятки, "Фишбоун", «Мишень», листы бумаги, Бортовой журнал, памятки, маркеры.

Ход

1.Психологический настрой.

Упражнение - тренинг. «Самоанализ»

2. Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся.

Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования. Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно проверить свои знания при использовании независимого контроля.

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности. В начальной школе курс информатики должен носить развивающий, прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение и преподаватель информатики.

Различные объективные причины (старые традиции, требования программы и т. д.) мешают учителю изменить себя.

- Слушателям предлагается обсудить: Какие причины мешают учителю изменить себя? (техника ОдО «20 секунд»)

- Используя прием РКМ «Свободный микрофон» учителя высказываются.

Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.

Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории "методы интерактивного обучения", мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:

Диаграмма Венн.

- Цели

- Позиция учащегося и педагога

- Организация коммуникации в учебном процессе

- Методы обучения.

- Принципы интерактивного подхода

- Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях "он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие".

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе [16;с.71]. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.

Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:

- перевод - воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее);

- интерпретация - перестраивание идей в новую конфигурацию;

- экстраполяция - оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации[16;с.75].

3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это - профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).[16, с.81]

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания (приложение 1). И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).

Прием "Фишбоун" (рыбный скелет) Кауро Ишикава

Что затрудняет применять НИТ в образовательном процессе на практике?

Прием «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних - располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

1) Дать название главной хребтовой кости

2) на верхних косточках проблемные вопросы

3 )на нижних способы решения проблем

Практическая часть


Урок 1. Использование контейнеров на флипчартах




Использование контейнеров позволяет добавить вашему флипчарту долю интерактивности. Благодаря контейнерам можно создать упражнения, которые смогут реагировать на неправильное выполнение задания.
Контейнер - это объект, который может включать внутрь себя один или несколько других объектов, если он удовлетворяет заданным критериям. Те объекты, которые могут быть помещены внутрь контейнера задаются свойствами того объекта, который должен стать контейнером. Настройка контейнеров производится в Обозревателе свойств объекта, раздел Контейнер.
Рассмотрим опции этого окна:

  • Может содержать - задает правила работы контейнера:

    • Ничего - значение задаваемое по умолчанию - этот объект не является онтейнером, то есть не может включать внутрь себя другие объекты.

    • Все, что угодно - может включить любые объекты, которые будут перемещены в объект-контейнер.

    • Определенный объект - указывает один объект, который разрешено включать внутрь контейнера. При выборе этой опции необходимо указать этот объект в свойстве Может содержать объект.

    • Ключевые слова - в этом случае в контейнер может быть включен объект, содержащий указанные ключевые слова. При выборе этой опции ключевые слова должны быть заданы в свойстве Может содержать слова.

  • Может содержать правило - позволяет определить поведение объекта после включения его в контейнер: Центры длжны совпадать или Полностью заключенный.

  • Вернуться на место, если не содержится - устанавливается для объектов, которые не могут быть включены внутрь контейнера для того, чтобы они заняли свою первоначальную позицию, если контейнер их не принял. Если эту опцию не установить, то даже в случае отказа контейнера принять объект, он останется на странице флипчарта поверх контейнера, и визуально будет казаться, что контейнер его принял.

  • Звук успешной операции - если Истина, позволяет выбрать звуковой файл, который будет воспроизводиться в случае успешного включения объекта в контейнер. Звуковой файл должен быть указан в свойстве Размещение звука успешной операции. Если Ложь, то звук успешной операции отключен.

Правила включения

  • Все типы объектов, кроме примечаний могут быть влючены в контейнер.

  • Включаемый объект должен располагаться на более высоком уровне, чем объект-контейнер, т.е. должен располагаться перед ним.

  • Включаемый объект должен быть меньшего размера, чем объект-контейнер.

  • Объект может быть включен в контейнер даже если сам является контейнером.

4.Рефлексия "Мишень успеха"- голосование точками

Заполнение Бортового журнала.

Ресурсы:

Приложение 1.





Приложение 2.

Что затрудняет применять НИТ в образовательном процессе на практике?


Приложение 3. Бортовой журнал

ФИ _____________________________________________ Дата:________________

Тема: Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе.


Бортовой журнал

Что я знаю об этом теперь?


Какие наиболее важные моменты я выяснил(а)?


Что я еще хочу об этом узнать?


Приложение 4

Вариант № 1. «Самоанализ»

Каждый участник получает лист бумаги и делит его на 4 части. Дается следующая инструкция: Дай 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они приходят тебе в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как бы о тебе отозвались твои близкие (выбери кого-то конкретного. В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как , по твоему мнению , отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи и передай соседу слева. Получив лист, в оставшемся пустом столбике, запиши 10 ответов на вопрос: Кто такой человек, который дал мне этот лист? После этого листы перемешиваются, поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна догадаться о ком идет речь. Обсуждается на сколько группа согласна с этим портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов, анализируя их сходства и различия. В заключение дается задание: по окончании тренинга предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагаемым набором.


1)Кто я такой? 2)Кто я такой? (отзыв близкого человека) 3)Кто я такой? (отзыв соседа слева) 4)Кто такой человек, который дал мне лист?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал