7


  • Учителю
  • Героико-патриотическая литературно-музыкальная композиция «Дети Саласпилса»

Героико-патриотическая литературно-музыкальная композиция «Дети Саласпилса»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: ПояснительнаязапискаНоминация: методика организации и проведения:«Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 69 годовщине Победы ввеликой Отечественной войне.Название:Героико-патриотическаялитературно-музыкальная композиция «Дети Саласпилса»Актуал
предварительный просмотр материала

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в великой Отечественной войне.


Героико-патриотическая литературно-музыкальная композиция «Дети Саласпилса»


Таипова Венера Урфагатовна, педагог-организатор МУДОД ЦВР г. Межгорье, Республика Башкортостан, ул. 40 лет Победы, 17-71, +79033128423, venera.taipova@mail.ru


Пояснительная записка


Номинация: методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в великой Отечественной войне.


Название: Героико-патриотическая литературно-музыкальная композиция «Дети Саласпилса»


Актуальность


Современное общественное развитие России остро ставит задачи духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Направление гражданско-патриотического становления все чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, очень важно, каким будет человек будущего, насколько хорошо он усвоит две важные роли - гражданина и патриота.

Непременным условием для развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде является непрерывная связь поколений.


Цель


  • Формирование духовно и нравственно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим страны, способного встать на защиту государственных интересов Российской Федерации.


Задачи


  • Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  • Гражданское и патриотическое воспитание детей и подростков посредством вовлечения их в разработку и подготовку мероприятий героико-патриотической направленности.

  • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

  • Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

  • Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных во время подготовки мероприятия

  • Воспитание чувства гражданского долга и ответственности

  • Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации

  • Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления

  • Приобретение навыков коллективной работы


Область применения: театрализованные «Часы мужества» в общеобразовательных учреждениях.


Метод реализации: театрализация литературного материала.


Форма реализации: театрализованная литературно-музыкальная композиция.


Возрастные группы: средний и старший школьный возраст.


Перспектива: путем реализации цикла мероприятий данной направленности сформировать духовно и нравственно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим страны, способного встать на защиту государственных интересов Российской Федерации.


Дети Саласпилса

Героико - патриотическая, литературно-музыкальная композиция


Песня «Саласпилс», из репертуара ВИА «Поющие гитары»,

исполняет Гайнуллина А.


Звучит мощный аккорд органа. Одновременно с аккордом на экране дорога, ведущая к мемориалу, заливается красным светом, как символ земли, обагренной кровью тысяч узников. На авансцену постепенно выходят участники действа.


1 участник: Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!


Тревожный шум моря и прон­зительный крик чаек (фонограмма).


2 участник:

Шевелилась земля, и пепел

Поднимался, как хмарь, в небеса.

Вижу смертников в ветхих отрепьях,

Слышу из-под земли голоса

Детские… Господи Боже!

Неужели такое возможно?!


3 участник: Шевелилась земля от дыханья

Живых, заключённых в ней,

И стонала последним стенаньем

Под шагами глухих палачей.

А они шаг чеканили чётко…

Из земли всё тянулась ручонка

Детская… Вздрогну у заводи,

Пальцами смертников вырытой,

Болью чужой памяти…

Эти - страшнее Ирода.


4 участник: Шевелилась земля, шевелилась!

Сколько тысяч сердец под ней билось!

А теперь палачи ходят строем,

А теперь палачи - герои…

А теперь палачам - монумент.

Воздаёт им честь Парламент.

Позабыли ли, Господи Боже,

Как дрожала земля смертной дрожью?!

Здесь людей убивали за то,

Что невинными были… Их стон

Снова слышен упрёком и болью.

Изваянья опомниться молят.

Шевелится земля, и смерти

Обречённые видятся дети…

Голос в записи: За этими воротами стонет земля.

С постепенным усилением начинает звучать орган. Мелодию органа сменяет женский голос, веду­щий вокализ. Вокализ обрывается на самой высокой ноте...

Каждый участник после своих слов встает в определенную мизансцену.


  1. Слушайте!

Это мы говорим.

Мертвые.

Мы.

  1. Слушайте!

Это мы говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

  1. Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим,

мертвые.

Стучимся в ваши сердца...

  1. Не пугайтесь!

Однажды

мы вас потревожим во сне.

Над полями

свои голоса пронесем в тишине.

  1. Мы забыли, как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Как там птицы?

Поют на земле

без нас?

  1. Как черешни?

Цветут на земле

без нас?

  1. Как светлеет река?

И летят облака над нами?

без нас.

  1. Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам шагать по земле

не дано.

Никогда не дано!

  1. Никого не разбудит

Оркестра печальная медь...

Только самое страшное,-

даже страшнее, чем смерть: знать,

что птицы поют на земле

без нас!

  1. Что черешни цветут на земле

без нас!

  1. Что светлеет река.

И летят облака над нами.

без нас.

  1. Продолжается жизнь.

И опять начинается день.

  1. Продолжается жизнь.

Приближается время дождей.

  1. Нарастающий ветер

колышет большие хлеба.

  1. Это - ваша судьба.

  2. Это - общая наша судьба...

  3. Так же птицы поют на земле

без нас.

  1. И черешни цветут на земле

без нас.

  1. И светлеет река.

  2. И летят облака над нами.

Без нас...

Звучит симфоническая музыка. Тема борьбы. На экран проецируются скульптура «Солидарность», «Клятва», «Рот Фронт».

1 участник: Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Родина?

  1. Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Родина!

  1. Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

  1. Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Видеоряд «Служащие лагеря смерти»

Звучит губная гармошка, слышен лай собак. Звук фонограммы усиливается, как бы приближаясь.

Звучит голос (с немецким акцентом), читающий распорядок лагеря:

«С этого дня вы заключенные, стало быть, так с вами и будут обращаться. Каждый, даже малейший проступок карается. Пытаться бежать совер­шенно бесполезно. Каждый будет пойман и безжалостно расстрелян. Тому, кто будет хорошо вести себя и старательно работать, бояться нечего. Тот, кто работает хорошо, получает один свободный час в неделю. За удовлетворительную работу - раз в неделю 10 ударов по голой спине, за плохую - 10 ударов ежедневно. Очень плохо - смерть через пове­шение. Запомните это!»

Слышатся звуки работы в каменоломне. На экран проецируются поочередно скульптуры «Несломленный», «Униженная».

Слышится лающая команда: «На колени!», «Лечь!» Подобные команды повторяются 3-4 раза. Стоп-кадр: скульптура «Несломленный». Звучат удары плетей. Фигура проецируется то справа, то слева. Создается впечатление, что человек качается из стороны в сторону под ударами плетей.

Действующие лица выстраиваются в один ряд на авансцене.

  1. Нас здесь уничтожили 100 тысяч. Из этого ада редко кто выходил живым.

2 участник: Нам негде было укрыться ни от холодного осеннего ветра, ни от дождя и снега.

3 участник: Котелками, мисками мы зарывались в землю, как звери, чтобы хоть

как-нибудь спастись от холода. Мы скорее походили на тени - грязные, немытые, усыпанные вшами и обросшие волосами и бородой, без обуви, с обмотанными тряпьем ногами, в легкой одежде.

4 участник: Гонимые голодом, мы на высоту человеческого роста обгрызли кору у

всех деревьев в лагере. Вокруг не было ни одного уцелевшего куста, ни одного стебелька.

5 участник: Смерть мы принимали как избавление от мук. Мы гибли от голода,

болезней, побоев, пуль. Из нас делали ледяные статуи. Такова и была задача этого лагеря - умертвлять.

Звучит автоматная очередь. Голос обрывается.

Прожектор высвечивает фигуру «Униженная». Поет скрипка. Остальные выстраиваются в основную мизансцену.

6 участник: Я не смогу.

Я не умру.

Если умру - стану травой.

Стану листвой. Дымом костра.

Вешней землей. Ранней звездой.

7 участник: Стану волной, пенной волной!

Сердце свое вдаль унесу.

Стану росой, первой грозой,

смехом детей, эхом в лесу...

8 участник: Будут в степях травы шуметь.

Будет стучать в берег волна...

Только б допеть! Только б успеть!

Хруст раздавленной скрипки. Голос девушки обрывается. На экран проецируется видеоряд «Дети Саласпилса».

Голос (женский в записи): У нас отняли все - одежду, продовольствие и детей. (Слышны голоса детей, плач, крики: «Мама, мамочка, не уходи! Мамочка, останься!»)

Ночами мы не спим. Не спят, загнанные в барак, матери. Они слышат плач детей, который раздается рядом, из соседнего барака, где помещены дети. Каждой матери кажется, что громче всех кричит ее малютка и зовет свою мамочку.

Голос девочки: Мамочка! Почему мы не можем уйти отсюда?

Голос мальчика: Нас здесь было 7 тысяч. В нашем бараке были совсем маленькие,

которые даже не умели ходить и сидеть. Мы ели гнилую картошку, нам делали уколы, от которых сразу умирают, из нас выкачивали кровь. А мы так хотели стать большими - как наши папы и мамы. Но мы не выросли, мы навсегда остались маленькими. Мы оста­лись в песке Саласпилса.

Голос девочки. Несмотря на зимнюю стужу нас голыми и босыми полкилометра

гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли мыться холодной водой. Затем таким же порядком нас гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток.

Голос мальчика. Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в

больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.


Голос женский (в записи):

Семеро детей моих - семь моих рваных ран,

Семеро детей моих - семь моих ярких звезд,

Семь морей поглотили, поглотил вас злой океан,

И плывут по волнам лепестки утонувших роз.

В камень я обращусь - каменеет душа, скорбит.

В рваном сердце моем саднят раны моих детей.

И природа - мать, пригорюнившись, рядом сидит -

В колыбели качала детушек с первых дней.

Душу я обнажу, приоткрою навстречу дню.

Пусть увидит он, как из сердца сочится кровь.

Эх, природа - мать, лишь в одном я тебя корю:

Одного б дитя сберегла мне твоя любовь!

Ты могла ураганом взметнуть, унести его.

Я простила бы все за один этот чудный миг,

И надежда, что он живой грела б оттого,

Что он там, где смерч на груди у тебя поник.

Или в пропасть бездонную сбросила бы его

С горной кручи, обрыва, с самой высокой скалы.

Может беркут зоркий, отправившись утром в полет,

Вынес вверх его, на свободу - не на пиры.

Ты природа, то ли мачеха, то ли мать всем нам?

Дети милые мы твои, иль постылые пасынки?

Семерым детям моим нанес семь смертельных ран,

И поставил фашист клеймо гробовой доски…

Голос женский (в записи): Мои дети! Мои милые дети! Хоть бы видел это ваш

отец, хоть видел бы ты, как опустошали наши поля, как сжигали наши дома, знал бы, как болело сердце, когда отнимали наших девочек. Но ты отомстишь за нас там, на фронте! Отомстишь за нас!

На экран проецируется скульптура «Рот Фронт».

9 участник: Нельзя сидеть сложа руки. Может случиться так, что мои кости

будут белеть на солнышке... Но разве можно поэтому отсту­пать, капитулировать? Посмотрите, представители скольких национально­стей в нашем лагере. Сколько народов томится под игом фашизма! Поэтому нельзя сидеть сложа руки. Если суждено умереть - так в борьбе.

Проектор - скульптура «Солидарность».

10 участник: Мы создали в лагере подпольную организацию. В нее вхо­дили три

группы. Первая занималась пропагандой среди узников, вто­рая - подготовкой побега, третья - кражей взрывчатки. Мы хотели под­нять восстание, когда советские войска подойдут к Латвии. Но нас предали. Организаторы восстания: Карлис Фелдманис, Янис Логин, Борис Подопригора, Федор Зарубин - были зверски уничтожены.

Проектор - скульптура «Клятва».

  1. участник: Система наказаний и устрашений, применяемая в Саласпилсе,

массовый террор, расстрелы и повешения были подчинены одной цели -

подавлению духа сопротивления. Но мы не теряли бодрости духа, не склонили головы перед гитлеровцами. Мы боролись даже в этих нече­ловеческих условиях. В первых рядах борцов были коммунисты. Рискуя жизнью, они устанавливали нелегальную связь с внешним миром, пере­сказывали узникам сводки Советского Информбюро. Они поддерживали более слабых советом, хлебом, добрым словом.

Пример коммунистов воодушевлял людей, поднимал их патриотиче­ский дух, помогал людям разных национальностей увидеть и понять, что их сила в дружбе и братской солидарности.

Звучит музыка борьбы, сопротивления.

  1. участник: Будут в степях травы шуметь.

Будет стучать в берег волна...

Только б допеть! Только б успеть!

Только б испить Чашу до дна!

Только б в ночи пела труба!

Только б в полях зрели хлеба!..

Дай мне ясной жизни, судьба!

Дай мне гордой смерти, судьба!

Звучат автоматные очереди, крики людей, немецкие команды, лай собак, треск огня. Меняется мизансцена: исполнитель остается в центре на авансцене остальные выстраиваются за ней парами в «живой» коридор.

Звучит основной музыкальный лейтмотив.

6 участник: Женщина и дети за ее спиною.

Грудью защищает их она.

Впалые глаза выжжены грозою.

В каменных суставах ненависть одна.

Лагерь смерти. Здесь когда-то топал

До блеска начищенный сапог,

И нередко хлыст свинцовый хлопал.

Падали детишки вдоль дорог.

Лишь фашизм придумать мог такое:

Кровь детей солдатам в жилы лить,

Малышей кормить гнилой бурдою,

Голодом и газами морить...

Люди!

Смерть замученных

Нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак,

Скажите "НЕТ" войне!

На фоне последующих слов исполнители поочередно выходят на авансцену и зажигают свечи, которые находятся у них в руках.

2 участник: Весной 1944 года, скрывая следы своих кровавых злодея­ний,

фашисты сожгли лагерь. Они уничтожали свидетелей. Но свидетели ЕСТЬ.

3 участник: «Нам посчастливилось - мы остались в живых. Но что бы мы ни

делали и где бы мы ни находились, как бы ярко ни светило солнце, мы никогда не забудем погибших товарищей, нам всегда будет казаться, что через плечо смотрит на нас множество глаз, что засыпаны саласпилсским песком. Они призывают нас свято хранить обретенную свободу и мир, ибо сегодня еще есть люди, мечтающие о военных пожарах и колючей проволоке».

Музыка обрывается.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит метроном.

4 участник: «Прошли годы. Многое забылось. Но всегда, когда я слышу смех, беззаботный детский смех, вижу сияющие личики детей, я думаю о тех тысячах, жизнь которых угасла в саласпилсских бараках. Их смерть - грозный приговор фашизму и войне, предупрежде­ние всем нам. Пусть звучит звонкий смех детей».

Участники расходятся

Песня «Не отнимайте солнце у детей»

исполняет вокальное объединение «Светлячок»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал