7


  • Учителю
  • Статья по теме Решение вопросов непрерывности и преемственности образования на уроках литературы

Статья по теме Решение вопросов непрерывности и преемственности образования на уроках литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Статья Решение вопросов непрерывности и преемственности образования на уроках литературы

«Хождение в школу не должно мешать

моему образованию»

Ге́кльберри Финн,

персонаж романа М. Твена.



</ Непрерывность и преемственность являются основополагающими принципами любой системы. Они предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Для меня, преподавателя среднего и старшего звена, пятый класс - это не просто следующая ступень в системе образования, это важный этап в психологическом развитии ученика. Ребенок ощущает себя взрослее, расширяется круг его общения, претерпевает изменения устоявшаяся в начальной школе модель отношений между учащимися и учителем. При переходе в основную школу вчерашнему выпускнику четвёртого класса, прежде всего, необходимо адаптироваться к новым УМК, манере преподавания, индивидуальному поведенческому стилю и требованиям со стороны учителей-предметников и классного руководителя. Следовательно, не теряет своей актуальности вопрос о готовности преподавательского состава осуществлять непрерывное образование, основанное принципах преемственности ступеней обучения. Вся система начальной школы направлена на развитие личности самостоятельной, успешной и уверенной в своих силах, способной занять свое достойное место в жизни, умеющей постоянно самосовершенствоваться и быть ответственной за себя и своих близких. Они могут и хотят учиться на высоком уровне сложности, у них хорошо развиты чувства, эмоции, воображение, речь, внутренние побуждения к учению, способности согласовывать мысли и действия, «добывать», а не получать знания в готовом виде. В начальной школе практически каждый урок, при повторении изученного материала, вводятся новые понятия, расширяется круг знаний. Поэтому за четыре года обучения дети привыкли к такой системе, когда у ребенка складывается впечатление, что многое он уже знает и можно узнать еще много нового, пока тайного.

Литература - одним из немногих предметов, которые направлены на воспитание грамотного духовно - одаренного ребенка, способного воспринимать окружающий мир через призму сердца и души. Именно книга для современного читателя становится «другим миром», изображенным писателем, миром, в котором отражено время и пространство, в котором герой, проживая свою историю жизни, раскрывает свою душу, сердце, свое понимание мира. Книга - это проводник в загадочный «другой мир», который читатель сначала постигает сердцем, а затем, анализируя, раскрывает и объясняет не только мир произведения, авторский замысел, но и тайны собственного бытия.

Но только тогда открытие совершится, когда работа, поиск путей будет организован совместно учителем и учеником.

В процессе работы выяснилось, что предложенный комплекс под редакцией В.Я. Коровиной в полной мере позволяет реализовать содержание литературного образования, обозначенное стандартом для учащихся основной школы, но вопросы и задания учебника далеки от развивающей системы. И поэтому коренным образом пришлось по­менять принципы деятельности учителя на уроках литературы. Системно - деятельностный подход заставил задуматься над решением чему, ради чего и как учить? Если на первые два вопроса есть ответы в стандартах нового поколения, то ответ на третий вопрос необходимо найти самому учителю, учитывая степень подготовки выпускников начальной школы, свою педагогическую практику и инновации учебного процесса.

Главная задача учителя - не «донести», «объяснить» и «рассказать», а организовать совместный поиск по ре­шению возникшей перед нами, соучастниками диалога, проблемы. Учитель выступает в роле соавтора разворачивающегося в классе обсуждения, дискуссии, мини-спектакля. В создавшихся условиях расширяются рамки мобильности учители на уроках в умении обозначить проблему, решение которой возникает в ходе урока; в умении выслушать всех желаю­щих по каждым поставленным вопросам, не отвергнув ни одно мнение, потому что оно важно и ценно; в умении на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и в умении найти выход из постоянно меняю­щейся ситуации.

Пятиклассники, продолжая знакомиться с литературными произведениями, раскрывают характер литературы как искусства слова, как культурного наследия, завещанного на века. В ходе изучения четко формируется понятие «Ис­торико-культурного контекста». От мифа к эпосу, от фольклорного произведения к литературному, от шедевров древ­нерусской литературы к ценным памятникам современной - все раскрывается через контекст времени, через диалог эпох и культур.

Для меня уроки литературы - это исследования, которые начинаются с момента удивления (например, предложенной цитаты, реплики героев, репродукции картины или портрета писателя), что вызывает интерес у учеников и реализует познавательную активность в формулировке проблемы - предмета исследования, в выборе объекта, затем вся деятельность учеников направлена на поиск путей решения поставленной проблемы. Учащиеся, договариваясь, составляют план совместной работы и находят информацию. Роль учителя в этом процессе, конечно, изменилась. Он становится помощником, путеводителем, направляющим деятельность учеников в правильном направлении.

И организованная учителем совместная работа учеников по поиску путей, решений проставленных задач приводит к открытию нового, что вызывает чувство гордости и удовлетворенности за собственную деятельность.

Иногда проблемы подбрасывают сами ученики. Например, слышу я в начале урока от своих «современных» читателей:

- Наталья Владимировна, зачем нам изучать «Отрочество» Л. Толстого? Оно ведь такое скучное.

- Скучно? - парирую я. - Что тебе в этом произведении показалось скучным?

Заработала мысль. Вспомнили героя, провели исследование, обсудили в группах, разобрали его жизнь, открыли тайну его существования, его поисков собственного места в этой сложной жизни…

- Так это произведение про нас! - слышу я от того же ученика.

ЧЕМ НЕ ОТКРЫТИЕ?! Когда писатель XIX века искусно преподносит жизнь героя, а читатель XXI века узнает себя в главном герое, свои жизненные поиски, тем самым анализируя свою жизнь. Открытие?..

И таких открытий много…

На уроках каждый ученик - исследователь, который определяет принадлежность художественного текста к определенной историко-культурной эпохе, к конкретному историческому времени, к стилю конкретного автора, а также оратором, который с необходимой аргументацией высказывает свою позицию относительно поставленного круга вопросов, убеждая в ее правильности окружающих, совершая при этом все новые и новые открытия.

Технологии «проблемного диалога», «исследования», «творческих мастерских», развитие критического и креативного мышления, успешно реализующиеся в начальной школе, стали основными принципами моей работы в среднем звене. Благодаря чему процесс адаптации при переходе в 5 класс происходит более успешно.

Подбор художественного материала, характер предлагаемых заданий, как мне представляется, позволяют уче­никам выразить собственное мнение на вечные вопросы и проблемы о воздействии на человека добра и зла, о жизни и смерти, о счастье для себя и для окружающего мира, о поиске гармонии в этом мире и во взаимоотношениях с окру­жающими людьми, осознавая себя личностью.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал