- Учителю
- АРТИСТИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТИСТИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТИСТИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На сегодняшний день роль педагога значительно возрастает. Это обуславливается тем, что современный педагог - это не только человек, обладающий высоким профессионализмом, транслятор знаний, умеющий решать проблемные ситуации, но и яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Профессия учителя - одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я - инструмент свой», - говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя. Поэтому главной составляющей творческой и эмоциональной личности педагога является его артистизм. Артистичный педагог способен оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах учеников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни, утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть воображение. Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен уметь создать психологический комфорт и свободу ученику. Главным результатом труда артистичного педагога является становление учеников, как личностей, исследователей, в непрерывном, активном процессе учебной и креативной деятельности. Важность применения умений артистичного педагога в профессиональной подготовке обусловлена тем, что: - в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. А вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира, а именно их в первую очередь посредством игры исследует театр; - учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Для успешного и эффективного урока педагог-практик В.А. Ильев призывает обратиться к игровой природе актерского искусства и к основам режиссуры для проявления закономерностей самостоятельного творческого мышления учеников в условиях школьного урока. Он разработал методику организации открытого режиссерского действия, суть которой в превращении школьного урока в своеобразный импровизированный спектакль со сквозным действием процесса коллективного творчества, и методику организации взаимодействия учителя с учащимися в опоре на основы театральной педагогики [2]. Изучению феномена импровизации учителя на уроке посвящены работы В. Н. Харькина. Определяя импровизацию как сценическую игру, не обусловленную твердым драматургическим текстом и не подготовленную на репетициях, В. Н. Харькин рассматривает ее как перспективное направление, как один из ключевых компонентов в любом творчестве. Он выявляет условия возникновения импровизации: она всегда публична; как правило, неожиданна; ее присутствие является показателем творчества в любой деятельности. В. Н. Харькин считает импровизацию важнейшим составляющим творческого процесса педагога [3]. Педагогическое искусство, как и любое искусство, основано на положительных эмоциях и рождается от слияния таланта и мастерства, а мастерство закладывается школой, актуализирующей в себе лучшие традиции и опыт многих поколений и совершенно очевидно, что в близких по характеру видах деятельности личности, их осуществляющие, должны обладать сходными качествами, которые в каждом творческом процессе естественно выступают в разном доминантном сочетании. Педагогу необходимо развивать артистические способности, их формирование позволит ему свободно преодолевать барьер публичности, управлять такими важными аспектами педагогической деятельности, как творческое самочувствие, артистическая выразительность, импровизация, интуиция и другими элементами, содержащими в качестве важного звена эмоциональное начало. Анализ трудностей, которые испытывали молодые педагоги, поставленные перед необходимостью решения творческих задач, свидетельствует о необходимости совершенствования их творческой природы: недостаточно развитой оказывается у многих учителей нервно-психическая организация, сенсорно - перцептивная сфера, речевой и дыхательный аппарат. Как часто молодой учитель хорошо знает материал, ему известна методика изложения и обучения, он неплохой психолог, но для реализации всего этого через систему непосредственного общения ему необходим развитый, послушный его воле психофизический аппарат, которого он зачастую не имеет. «Какие это страдания для человека, - говорит К. С. Станиславский, - который великолепно чувствует, но передать не может...
Представьте себе влюблённого глухонемого. Если бы он захотел передать свои чувства, он бы был вынужден выражать их нечленораздельным мычанием». Точно также и учитель испытывает подобные страдания, если он не в состоянии передать свои чувства и знания. Не вызывает сомнение, что педагогическое искусство, как и любое другое, требует таланта, вдохновения, мастерства и совершенной филигранной техники. «Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», - С. Гиппиус. Средства общения, для развития и совершенствования экспрессивно-творческой природы учителя:
1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.
2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.
3. Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.
4.Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами [1].
Все эти средства играют в общении очень существенную роль. Они могут:
- выразить то же, что и речь;
- предвосхитить то, что будет сказано;
- выразить значение, противоположное тому, что содержится в высказывании;
- акцентировать сказанное;
- заполнить молчание и объяснить его, либо сделать его значимым;
- заменить слово или фразу;
- привлечь и удержать внимание аудитории.
Благодаря эмоциональной регуляции деятельности можно более экономно использовать время; активизировать речемыслительную деятельность; стимулировать активность учащихся благодаря созданию доверительного климата общения; способствовать активизации мнемических процессов; способствовать сохранению личностного контакта.
Деятельность учителя, как и актёра, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а потому непрерывной тренировки, упражнений и самовоспитания. «Познайте самого себя, свою природу, дисциплинируйте её», - говорил К. С. Станиславский, имея в виду голос, интонацию, пластику, жесты, мимику, которыми можно выражать то, что нужно, и которые, соответственно, надо научиться понимать. Такие способности сами собой не даются, их надо культивировать у себе. Немаловажен и еще один аспект - аспект наслаждения. В самом деле, только профессионализм, только высокое владение профессиональным мастерством и самоактуализация личности могут принести и наслаждение, и уважение со стороны других, и самоуважение. Овладение элементами творчества (речь, органы восприятия: зрение, слух и др.; память на ощущения и создание на ее основе образных видений; воображение; способность к взаимодействию; внимание к объекту, логичность и последовательность действий и чувств; чувство правды; вера и наивность; ощущение перспективы действия и мысли; чувство ритма; обаяние, выдержка; мышечная свобода и пластичность; владение голосом, произношение; чувство фразы; умение действовать словом) приводит к созданию нормального творческого самочувствия. А освоение элементами режиссуры направлено на преодоление ряда проблем, касающихся методологии работы с учебным материалом, построения и ведения учебного процесса.
В ситуации, когда система образования не может строиться на принципах принуждения, педагогу необходимо находить в содержании учебного материала, с которым он идет к ребенку, проблемные (или актуальные) для него темы. Режиссер, собираясь ставить «Гамлета» или «Чайку», в первую очередь определяется с темой, которая была бы актуальна для современного зрителя и, исходя из этого, выстраивает событийный ряд пьесы, при этом сохраняя ее сюжет. Поэтому подробное знакомство с технологией работы режиссера с драматургическим материалом была бы весьма полезна современному учителю. Придумав с точки зрения драматургии интересный для ребенка поворот темы и замысел урока, необходимо перевести его на язык действия, создавая благоприятную психо - эмоциональную атмосферу.
Таким образом, для успешной преподавательской деятельности учитель должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на учеников на уроке, достичь это возможно при развитии артистизма и режиссерских умений, навыков импровизации и совершенствование творческой природы учителя.
Список литературы:
1. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы // Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы: Сб. научн. трудов. - М., 2001.
2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М., 2000.
3. Харькин В. И. Импровизация. Импровизация? Импровизация! - М., 1999.