- Учителю
- ' Нравственное и духовное воспитание современного человека'
' Нравственное и духовное воспитание современного человека'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белостолбовская средняя общеобразовательная школа
142050 РФ Московская область,, г.Домодедово, мкр.Белые Столбы, ул.Авенариуса, д.11, тел\факс (496 79) 6-35-62.
E-mail:
«Нравственное и духовное воспитание современного человека»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков
1.1 Особенности развития современных подростков
1.2 Состояние проблемы духовности
Глава II Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственных компонентов на мироощущение и социальное самоопределение подростков
2.1 Организация и программа исследования
2.1.1 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
2.1.2 Структура мироощущения подростков
2.1.3 Тенденции социального самоопределения подростков
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XX-XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов [26, с.7].
Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные ученые: С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, М.И Воловикова и другие.
Особое место в этом ряду занимают исследования курских психологов А. С. Чернышева, С. Г. Елизарова, С. В. Сарычева и др., изучавших мироощущение, восприятие социального окружения и своего места в нем подростками и юношами во второй половине прошлого столетия и на рубеже XX - XXI веков. В этих работах указывается и на различия в мироощущении и социальном самоопределении городских и сельских подростков. В рамках подхода, разрабатываемого учеными кафедры психологии Курского государственного университета под руководством А. С. Чернышева, феномен мироощущения с позиции реализации принципов субъектности и единства сознания и деятельности рассматривается в его связях с деятельностью, поведением, общением и социальным самоопределением учащейся молодежи в зависимости от специфики социальных сред.
Интересным является изучение вышеуказанных феноменов мироощущения и социального самоопределения в условиях социальной депривации. Примером такой социально обедненной среды является школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таком учреждении находятся дети, которые уже испытали немало стрессовых и травмирующих ситуаций за свою жизнь. Поэтому можно предположить, что мироощущение и социальное восприятие своего места в жизни у таких подростков будет отличаться от подростков, проживающих в обычных условиях.
Целью данной работы является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.
На основании вышесказанного была сформулирована рабочая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.
На основе сопоставления разнообразных социальных сред и социальных ситуаций можно выявить общие тенденции изменения мироощущения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России. Таким образом, важными представляются следующие задачи:
1. Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.
2. Разработка программы эмпирического исследования.
3. Реализация программы эмпирического исследования.
4. Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.
5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Предметом исследования являются социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков.
В качестве объекта выступает социализация личности подростка.
Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок, включающий в себя следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;
2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;
3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;
4. психодиагностические методики;
5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.
Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков
1.1 Особенности развития современных подростков
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы [17, с.345]. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.
Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.
Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. При одиннадцатилетнем обучении, по мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подросток может рассуждать об идеалах, о будущем, он приобретает новый, более глубокий взгляд на мир. В это время начинается становление основ мировоззрения, частью которого является мироощущение.
В подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает мощный импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, конструировать модели, играть на музыкальных инструментах. Но в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего воображения при фантазировании.
Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, может стать героем, невзрачная девочка может превратиться в топ-модель и проч. В подростковом возрасте много личных проблем, поэтому воображение играет важную роль в эмоциональном компоненте.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать-тринадцать лет, у девочек - на тринадцать-пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с младшими школьниками, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях - сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.
Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Чувство взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, примерно к 15 годам у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
«Я-концепция» - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, ученике, работнике, профессионале и т.д. «Я-концепция» выступает как установка по отношению к самому себе. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешности, о своем уме, способностях, силе характера, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Реальное «Я» включает в себя компоненты:
- когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости;
- эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение;
- оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и реальным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ считается достижимым, это побуждает к самосовершенствованию и самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию саморегуляции. В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я-концепцию».
Таким образом, основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих этапах развития. В этот период детей тянет друг к другу, их общение становится настолько интенсивно, что говорят о подростковой «реакции группирования». Но для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется.
Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность обучающихся подростков в благоприятном доверительном общении с взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье [22, с. 375-379].
Подводя итог, можно сказать, что подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения; появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
По выражению Л С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [7, с. 327]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.
Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
1.2 Состояние проблемы духовности
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психологии в России. Этому мешает огромное количество «белых пятен»: плюралистичность философских взглядов на духовность, непроработанность данного теоретического конструкта в психологии и педагогике, отсутствие психодиагностических методик измерения уровня духовности и т. д. [21,с. 27-28]. В философии проблема духовности относится к разряду «вечных тем». Сложность проблемы во многом определяется широтой и неопределенностью понятия «духовность», что чаще всего выражается в выделении исследователями отдельных граней и аспектов этого феномена.
Так, в Философском энциклопедическом словаре отдельные статьи «Духовность» и «Духовное» отсутствуют. Про «дух» сказано, что душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность ее [27], [28].
Понятие «духовность» производно от понятия «дух». Дух трактуется как нематериальное, идеальное образование. Различают «объективный дух» и «субъективный дух». В объективно-идеалистических учениях субъективный дух представляет форму проявления объективного духовного первоначала у Платона, Гегеля, религиозных философов. Субъективный дух либо сводится к разуму, по мнению Б.Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, К. Маркса, Г. В. Гегеля, Р. Декарта, или, согласно представлениям экзистенциалистов, психоаналитиков, подчеркивается его нерациональная природа [21,с. 67].
В связи с двумя способами пониманиями духа в философии существует и два представления о духовности. К. Маркс трактовал духовность как феномен общественной жизни. Духовность видится не столько в самом человеке, сколько в продуктах его духовного творчества, произведениях науки и искусства. В этом случае духовность человека - результат приобщения к миру культуры. К вопросу о духовности как производной субъективного духа в настоящее время оформилось несколько подходов: М. С. Каган представлял духовность как субъектность человека, выражающуюся в целостности его психической жизни; А. И. Зеличенко определял духовность как высшие переживания; С. С. Аверинцев - как систему взаимоотношений; В. Е. Кемеров - как деятельность человека - субъекта исторического процесса и т. д.
С. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни. А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский видят духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл стремятся выявить рациональную сторону духовности. Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова [1, с.13-16].
Наиболее распространенным является подход аксиологизма, в котором духовность видится в утверждении высших нравственных ценностей. Духом считается все ценное, трактуемое как ценностно-осознаваемое или переживаемое, а под духовностью понимается способность индивида к выбору ценностей (В. С. Барулин, С. Б. Крымский, Г. В. Осипов, И. В. Силуянова). Этот подход также доминировал и в русской религиозной философии, где проблема духовности традиционно находилась в центре внимания.
В современной отечественной философии аксиологический подход получил дальнейшее развитие. Так, например, Р. Л. Лившиц полагает, что духовность заключена в стремлении личности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям. Более последовательно аксиологический подход к пониманию духовности изложен в концепции духовности - бездуховности личности И. Н. Степановой и С. М. Шалютина. Согласно этой концепции, духовность как качество личности выражается в приоритете или, по меньшей мере, высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида. Духовные ценности - это ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями, оценка предметов, поступков или событий с позиции этих ценностей исключает их взвешивание с прагматической точки зрения.
В аксиологии в качестве высших духовных ценностей особо выделяют Истину, Добро и Красоту. Их А. Маслоу относит к числу «бытийных» ценностей, которые не могут быть сведены или выведены из других духовных ценностей, но проявляются в них. Эти ценности лежат в основе познавательной, нравственной и эстетической оценок предметов и явлений мира, соответственно под углом зрения соотношения истинности и ложности, блага и вреда, прекрасного и безобразного. Духовные ценности принципиально не ранжируются между собой, не иерархичны по отношению друг к другу, что объясняет возможность свободного выбора, приоритета одной из них без обязательного отрицания или противопоставления других. Тем самым, существенным признаком духовности можно назвать альтернативность.
Духовности противопоставляют бездуховность или «псевдодуховность». Бездуховность, по мнению Р. Л. Лившиц, может пониматься как некая видимость духовности, «отгороженность личности от мира при внешней соединенности с ним». Бездуховность не может быть рассмотрена как количественный вариант развития духовности, как «низкий» уровень ее развития. Бездуховность - это качественно иная характеристика личности, которая выражается в неприятии главной роли духовных ценностей, может проявляться либо в прямом приоритете недуховных ценностей, либо в том, что личность никак не самоопределилась по отношению к ценностям, направляющим жизнь. Недуховные ценности делятся на прагматические и витальные.
Основу прагматических ценностей составляет Польза, к которой непосредственно примыкают Обладание и Потребление. Эмпирическое исследование духовности в значительной степени осложняется существованием множества вариантов развития духовной сферы человека. По всей видимости, «чистых» типов духовной сферы, основанных на оппозиции духовности-бездуховности, не бывает. Кроме того, принятие духовных ценностей вовсе не означает автоматическое становление духовности личности. Дело в том, что, помимо бездуховности, духовная сфера индивида может характеризоваться извращенной духовностью. В этом случае имеет место абсолютизация тех или иных духовных ценностей при пренебрежении другими или абсолютизация духовных ценностей при игнорировании недуховных (например, у религиозного фанатика).
Истинная духовность предполагает почтительное отношение к недуховным ценностям, прагматическим и витальным. Для воплощения духовных ценностей в жизнь ряд прагматических ценностей у духовной личности должны иметь высокий ранг. К ним можно отнести профессионализм, деловитость, практичность, здоровье. Приоритет духовных ценностей будет выражаться в том, что они очерчивают границы, за которые личность не позволяет себе выйти при реализации прагматических и витальных ценностей. Духовная сфера личности должна характеризоваться оптимальным сочетанием духовности и практичности. В аксиологической концепции духовности И. Н. Степановой и С. М. Шалютина это соотношение выражено в идее об уровне духовности личности, который определяется рангом духовных ценностей в системе ценностей индивида и который, по нашему мнению, можно «измерить» эмпирически с помощью психодиагностической методики.
Таким образом, в философской науке мы видим разные подходы к пониманию духовности, и отсюда - отсутствие единого определения этого понятия.
В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов.
Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге.
В работе А. Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности». Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организованную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентного. Духовность - это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения.
Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, то есть как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека. И. М. Ильичева рассматривает духовность как особую сторону бытия человека, специфическую форму отражения объективного мира, дополнительное средство ориентации в нем и взаимодействия с ним, говорит о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся их независимости.
Духовность, на взгляд Собчик Л. Н., это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.
Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.
Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить реальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, по мнению Л. Н. Собчик, следовало бы назвать "первичной духовностью".
Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт.
Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.
Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.
Рассматривая проблему духовно-нравственного становления человека, необходимо обозначить понимание духовности и нравственности. Духовность и нравственность взаимосвязаны, но не тождественны. Духовность не сводится к нравственности, нравственность является одним из ее проявлений. Нравственность, по замечанию Т. А. Флоренской, плодотворно разрабатывавшей диалогическое направление в отечественной психологии, характеризуется универсальным, общечеловеческим, безусловным содержанием ее норм, с одной стороны, и творчески индивидуальным проявлением, укорененным в совести - с другой. Именно такая нравственность является проявлением духовности личности. Важный психологический аспект духовности - сочетание универсального, общечеловеческого с творчески индивидуальным. Такая трактовка свидетельствует о том, что универсальное, вечное, общечеловеческое присуще каждому человеку, потенциально живет в нем [2, с. 228-230].
Отечественный психолог А. В. Засимовский разработал периодизацию нравственного развития детей. Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно-реактивного поведения, процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия. На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст, формируется у детей первоначальная готовность добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен автором как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое и добровольное подчинение человеком своего поведения нравственным принципам [12]. Важно отметить, что нравственность человека складывается из нескольких компонентов. Во-первых, когнитивного - как понимание нравственных норм или правил поведения. Во-вторых, поведенческого, означающего то, как человек усвоил правила и использует их в своем поведении. В-третьих, эмоционального, означающего то, как человек относится к своим поступкам, какие чувства при этом испытывает.
Одним из значимых аспектов духовно-нравственного становления ребенка, формирования его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы детей. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у ребенка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. Это и должно стать одной из специальных задач воспитания. Важно также создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка [10, с. 5-15].
Духовно-нравственное становление и развитие человека совершается всю жизнь, как выявление духовного «Я», дарованного человеку, духовной индивидуальности, сочетающей в себе индивидуальное и всеобщее. Осознание реальности наличия этих универсальных возможностей и следование голосу духовного «Я», голосу совести, является необходимым условием духовно-нравственного развития человека. Однако, духовно-нравственное становление - область ответственности и активности самого человека. Другой человек необходим для осознания таких возможностей для духовного пробуждения, открытия и признания духовного. Он увидит, поверит, подтвердит существование потенциального, невыявленного духовного «Я» собеседника. Поскольку в большинстве случаев духовно-нравственное становление происходит через преодоление неверных выборов, ошибок, совершаемых на жизненном пути, постольку другой бывает необходим для открытия, обнаружения голоса духовного в себе и понимания последствий выборов против духовного. Однако имеется в виду не морализирование, но диалог, как способ открытия, обнаружения внутренней жизни человека, как помощь и посредничество психолога во внутреннем диалоге наличного и духовного «Я» человека, решающего трудные, в основе - духовно-нравственные проблемы своей жизни. Необходимо, по-видимому, обратить внимание человека, на его внутренний опыт переживания глубинных ценностей, опыт отношений с духовным (отвержения или послушания) и влияния таких отношений на состояние человека. Речь не идет о глубоком опыте, речь о простом опыте совестных переживаний; опыте переживания пустоты, тоски, когда человек отвергает духовное, и опыте возрастания полноты жизни, когда человек обращается к духовному.
Глава
II
Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственных компонентов на мироощущение и социальное самоопределение подростков
2.1 Организация и программа исследования
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков.
Была выдвинута следующая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.
При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения:
образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;
эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;
поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.
Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач:
1) Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.
2) Разработка программы эмпирического исследования.
2) Реализация программы эмпирического исследования.
3) Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.
4) Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Предметом исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом - социализация личности подростка.
Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок, включающий в себя следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;
2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;
3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;
4. психодиагностические методики;
5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.
В качестве психодиагностических методик использовались следующие:
1) Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина);
2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).
Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложение 2.
Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Комсомольска-на-Амуре.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Комсомольска-на-Амуре обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья.
В целом в исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в общей сложности 64 респондента в возрасте от 13 до 18 лет.
2.1.1
Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом.
Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации.
Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы.
Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом были получены следующие данные:
Таблица 1
Состояние социального самочувствия подростков
Учреждение
Зона соц. самочувствия
Школа
64 человека
Высокая
5%
Хорошая
45%
Средняя
43%
Низкая
7%
Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:
ü В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.
ü Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.
Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:
а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от».
Для них свобода - это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).
Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.
б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».
Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения.
В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому и представления о свободе у подростков могут существенно отличаться.
Были получены следующие данные: 47% школьников понимают свободу как «свободу для..», остальная доля респондентов понимают свободу как «свободу от…».
Диаграмма 1
Структура представлений о свободе современных подростков
Примеры высказываний детей из средней школы:
· «Свобода - это состояние души»
· «Свобода - это жизнь»
· «Свобода - это безгранное отношение к жизни»
· «Свобода - это чистая душа и свободная жизнь»
· «Свобода - это как воздух. Она нужна всем и каждому, но не у всех она есть».
На первый план выходит мотивация достижения успеха, популярности, богатства, независимости. Личностное совершенствование, создание семьи, здоровье выходят на второй план, а то и вовсе не носят большого значения.
2.1.2
Структура мироощущения подростков
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.
На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события - олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).
Ниже данные представлены в Диаграмме 2:
Диаграмма 2
Структура мироощущения современных подростков
Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).
Диаграмма 3
Структура проблемного поля современных подростков
· Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бóльшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко - формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 61%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.
· Подростки из средней школы одной из главных «помех» считают учебу в школе, далее указывается на непонимание и вмешательство близких и т. д.
· Однако, «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), наличие помех в жизни, тем не менее, не исключает ощущение оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение жизненных задач.
· Свое поколение дети видят позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность и т.д.
2.1.3
Тенденции социального самоопределения подростков
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.
На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на первом месте желание быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду».
Диаграмма 4
Структура социального самоопределения современных подростков
Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.
Идеал (в переводе с греческого - идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал - это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «...ставит себе существенно содержательные цели и ... твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.
Совсем другое содержание несет в себе понятие кумир, или идол (в переводе с греческого - образ, подобие). Кумиром называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда - жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. В настоящее время также существуют идолы, или кумиры, которыми зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. Во многом этому процессу способствуют СМИ, пропагандируя среди молодежи соответствующий образ жизни. Часто люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие - одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться к ним или вещам, окружавших их. На концертах звезд фанаты устаивают драки, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Таким образом, если идеал - это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то кумир - это «болезнь», поражающая разум и приводящая к деградации. Стараясь достичь идеала, человек познает окружающий мир, старается больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же люди подчинены влиянию кумиров, то не развивают себя, а лишь слепо следуют за своим «божеством», совершая бездумные автоматические действия.
У обучающихся средней школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.
Диаграмма 5
Представления о кумире современных подростков
Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья - 7%, знаменитости - 16%, «Я» - 9%, президент РФ - 2%, никто - 37%.
Диаграмма 6
Представления об идеале у современных подростков
Школьникам присуще следующее:
· слабо выражено конкретное профессиональное самоопределение: выбирает реальную профессию очень малое число школьников, что компенсируется ярко выраженным личностным самоопределением: стать «успешной личностью» желает абсолютное большинство опрошенных (более 85%).
· Создание в будущем семьи редко входит в планы подростков. Для некоторых из них семья может являться препятствием для достижения успешности в жизни.
Школьники нацелены в будущем на решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Практически все они планируют стать «успешными людьми», а такие ценности, как семья, любовь, дружба не учитываются современными подростками.
В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация - стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.
Значительные изменения претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная часть молодежи не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 54 % молодых людей в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).
Таким образом, структура представлений об идеалах хотя во многом и отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков:
1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплекса психологических свойств - направленности деятельности, организованности, социально-психологического климата;
2. обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет привития им социально ценных духовно-нравственных целей более масштабных общностей - школы, села, страны;
3. так как духовно-нравственные аспекты мироощущения и социального самоопределения детерминированы уровнем развития учебной группы, то необходимо стремиться к повышению уровня развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню - коллективу;
4. уважение ценности личности каждого ребенка, ее развитие и совершенствование;
5. повышение значимости и ценности для подростков традиционных видов деятельности: учебной, трудовой, общественной, культурно-массовой через включение детей в групповую деятельность с постановкой социально значимых задач;
6. большой эффект для духовного развития молодежи может быть достигнут при организации социально обогащенной среды либо через включение молодежи в такие среды. Опыт показывает, что в традиционных образовательных учреждениях практически отсутствует социальное обучение, которое так нудно современным подросткам и юношам;
7. введение и укрепление детского самоуправления в образовательных учреждениях, развитие организаторских способностей подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование духовно-нравственных аспектов мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства подростков образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты. В работах отечественных психологов подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения. В связи с тем, что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявлять условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности.
В рамках проведенного социально-психологического исследования мироощущения и социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред было выявлено, что помимо таких факторов, как нравственная зрелость личности и уровень развития учебной группы, на изучаемые феномены оказывает существенное влияние социальная и образовательная среды. Установлено, что в традиционной среде и в условиях социально-психологической депривации по-разному формируются духовно-нравственные детерминанты мироощущения и социального самоопределения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. представления о феномене «свобода» в структуре мироощущений подростков характеризуется личностной пристрастностью, значительным многообразием и достаточно выраженной рефлексией;
2. удовлетворенность жизнью подростков также обеспечивается мобильностью социальной среды и оценивается в основном как хорошая и средняя;
3. духовно-нравственные и потребительские аспекты представлений о свободе детерминируются уровнем субъектности групп и индивидов в обычных;
4. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;
5. на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация - стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму;
6. в структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении;
7. уровень личностного развития всех школьников по важнейшим признакам социального самоопределения, мироощущения и духовно-нравственного развития не полностью отвечает требованиям общества к подрастающему поколению;
8. среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения;
На основе сопоставления различных социальных сред и социальных ситуаций были выявлены общие тенденции изменения мироощущения и социального самоопределения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России.
Выдвинутая в качестве рабочей гипотеза о том, что мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы;
нашла свое подтверждение.
Приложение 1
Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков.
Авторы: И.В. Дубровина,
Инструкция:
Уважаемые школьники! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов рядом с пунктом напишите свое мнение на поставленный вопрос).
a. Каким ты видишь себя через 10 лет?
b. Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?
c. Что мешает тебе нормально жить?
d. Кто является для тебя кумиром? На кого бы ты хотел быть похож?
e. Кто для тебя является идеалом?
f. Что такое свобода?
g. Кто такой свободный человек?
Приложение 2
Опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению
Авторы: Л.И. Акатов, А.С. Чернышев
Уважаемые школьники! Просим высказать свое мнение о школе, о вашем самочувствии в школьной жизни, что важно для определения пути прогресса вашей школы и вашего развития. Для этого надо ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов выпишите тот пункт, с которым вы согласны, или напишите свой вариант ответа).
Класс _________________ Пол _______ (м/ж)
1.
Удовлетворен ли ты своими учебными успехами?
а) да;
б) не всегда;
в) трудно сказать;
г) по отдельным предметам;
д) вообще-то дело плохо.
2. Нравится ли тебе учиться?
а) нравится узнавать новое, развивать творческие способности;
б) не знаю, нравится или нет, учусь потому, что так надо всем;
в) нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя;
г) учиться - нет, а пообщаться с друзьями в школе - да;
д) не нравится, очень трудно усваивается материал; пока помогали воспитатели - нравилось, а сейчас нет.
3. Чем думаешь заняться после окончания школы?
а) продолжать учение в вузе;
б) поступить в ПТУ, среднее специальное учебное заведение;
в) пойти работать и совмещать работу с учебой;
г) пойти работать;
д) не знаю, чем буду заниматься.
4. Как ты оцениваешь свои шансы на поступление в вуз?
а) шансы достаточно высокие;
б) надежда на поступление есть;
в) трудно сказать;
г) скорее, шансов мало;
д) шансы низкие.
5. Какие переживания ты испытываешь в связи с посещением школы?
а) испытываю чувство удовлетворения;
б) мне нравится общение со сверстниками и с некоторыми учителями;
в) учение вызывает у меня ряд проблем, что омрачает мое самочувствие;
г) у меня появляется чувство тревоги как в общении с преподавателями, так и со сверстниками;
д) учебная деятельность доставляет мне много неприятностей.
6. Что ты ожидаешь от своего класса?
а) помощи и поддержки;
б) сочувствия и понимания;
в) равнодушия и безразличия;
г) возможных обид и несправедливости;
д) угроз, а возможно, оскорблений и физического насилия;
е) ______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. - 264 с.: ил.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - 3-е изд. - М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672, [6] с.
5. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.
6. Воловикова М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.
7. Выготский Л.С. Развитие психики и мировоззрение ребенка //Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-и т. Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - 314-329.
8. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.
9. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2 (11). - с. 7-13.
10. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. - 2008. - т. 29, №2. - с. 5-15.
11. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с.
13. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 214 с.
14. Кондратьева О. В., Кондратьев С. В. Социальная психология. - Волгоград: Учитель, 2004.- 80 с.
15. Кривцова С.В., Достанова М.Н., Кнорре Е.Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. - 288 с.
16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 318 с.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
18. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007.
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2001.
20. Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственный редактор - А. Л. Журавлев. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.
21. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.
22. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 651, [5] с.
23. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательном учреждении: опыт, перспективы, проблемы: сборник научно-практических статей / Под. ред. С. И. Беленцова. - Курск, 2008.- 269 с.
24. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.: ил.
25. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 803 с.
26. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 7-17.
27. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - Ст. «Философия».
28. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. - М.: Инфра-М, 1997. - 576 с.