7


  • Учителю
  • Купальские гадания села Шарагай

Купальские гадания села Шарагай

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шарагайская средняя общеобразовательная школа















Региональная краеведческая конференция школьников

«Байкальское кольцо-2016»





«Культура Прибайкалья»



«Купальские гадания села Шарагай»











Автор: Константинова Ева Алексеевна,

МБОУ Шарагайская СОШ,

учащаяся 8 класса



Руководитель: Рютина Марина Владимировна,

МБОУ Шарагайская СОШ,

учитель английского языка





666396, Иркутская область,

Балаганский район,

с.Шарагай,

ул.Нагорная,4

ryutinar@mail.ru

89246206419















Шарагай, 2016 год



Оглавление



  1. Введение ………………………………………………………3

  2. Основная часть ………………………………………………………5

  3. Заключение ……………………………………………………..10

  4. Приложение …………………………………………….. .11

  5. Список использованной литературы ………………………….12



































































1.Введение







«Человек живет не только в природной среде, но и среде,

созданной культурой его предков и им самим.

Сохранение культурной среды задача не менее важная…»

(Д.С. Лихачов).







История родного края волнует каждого человека. У человека есть родина, есть корни, которые держат его на земле. Спроси старого человека, и он скажет, кем были его предки, где они жили, чем занимались. Моя родина - это Иркутская область, Балаганский район, село Шарагай, где я родилась и где живу. Наше село Шарагай находится в 360 км от Иркутска. До затопления жители жили в старом Шарагае до 1959 года, а затем они переселились в новый Шарагай, куда приехали жить люди даже из близлежащих деревень Рютино, Нижне-Ангарск, Есеты.

Актуальность моей работы связана с сохранением культурных традиций жителей села Шарагай. Традиции, обычаи, гадание- это часть народной культуры, а народная культура- это основа национальной культуры. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, так как наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи нашего будущего. Пока остались наши прапрабабушки, хранители многих обрядов мы обязаны сохранить их знания и передать другим.

У нас в селе Шарагай каждый год проходит народное гуляние в ночь с 6 на 7 июля, которое называется « В ночь на Ивана Купала». Я хожу с мамой на это мероприятие уже пятый год. Из года в год во время этого гуляния жители стараются прыгнуть через костер, а незамужние девушки кидают в речку венки, чтоб погадать на замужество. Как-то мне скучно бывает на празднике, одни и те же обряды. О замужестве мне думать рано, как я могу погадать в эту ночь? Хотя односельчане не забывают об этом празднике Иван Купала, но всё же неужели только таким образом в эту ночь можно погадать и узнать о будущем? Я спросила у своей мамы об особенностях купальских гаданий в нашем селе, но она не могла вспомнить других способов гадания в эту ночь. Тогда я обратилась к своей бабушке Ане за помощью. Бабушка вспомнила, что раньше ещё гадали по букету цветов в эту купальскую ночь. И вот эта мысль не давала покоя, как раньше гадали в Шарагае в эту ночь наши бабушки и прабабушки. Я решила об этом узнать.

Вооружившись блокнотом, бланками для анкетирования, фотоаппаратом в период с 1 июня 2016 года по 15 октября 2016 года я проводила своё исследование в моем родном селе Шарагай.

Цель исследования: изучить, как гадали в Шарагае в купальскую ночь наши прабабушки;

Задачи

  1. Проанализировать литературу об обрядах гадания на Руси;

  2. Собрать материал о купальских гаданиях через сотрудничество со старожилами села Шарагай;

  3. Записать и сохранить способы гаданий в купальскую ночь в Шарагае;

В процессе решения поставленных задач я опиралась на следующую гипотезу: со временем многие купальские обряды гадания в Шарагае утрачиваются, поэтому нужно заниматься исследовательской деятельностью, пока живы наши прабабушки, чтоб сохранять и передавать традиции села из поколения в поколение.

Объект исследования: Обряды гадания.

Предмет исследования: особенности купальских гаданий наших бабушек и прабабушек в Шарагае;

Методы исследования:

А) Теоретические:

1. Изучение литературы;

2. Обобщение результатов исследования.

Б) Эмпирические:

1.Опрос местных жителей (беседа)

2. Письменный опрос (анкетирование)

Результаты исследования:

  • приобретение навыков исследовательской работы;

  • расширение знаний об обрядах купальского гадания;

  • сохранение и передача обряда купальского гадания в селе Шарагай;

Практическая значимость: Материалы исследования могут пригодиться на внеклассных мероприятиях, посвященных русской народной культуре, пополнится школьный краеведческий альбом, а также поделюсь собранным материалом с работниками Сельского Дома культуры, чтобы во время народного гуляния односельчане смогли использовать разные обряды гадания, помнили о традициях наших прабабушек.

























2. Основная часть



Для начала я обратилась к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, чтобы узнать значение слова «гадание». Вот какое объяснение этого слова я нашла.

1.Гадать. Пытаться получить ответ (о том, что будет, или о том, что было) у гадалки, по раскладке карт или другими способами. Гадание на картах, на воске. Цыганка гадает по руке.

2. Традиционно сложившиеся в народе приемы узнавания чего-нибудь (будущего, вообще того, что неизвестно) по картам, разным предметам, по приметам.

В результате изучения литературных источников, я узнала, что гадание - занятие достаточно древнее, и нет на земле такого народа, которому гадание не было бы известно. Людям всегда хотелось узнать, что с ними будет.

В разных источниках по-разному трактуется гадание. Гадание - это возможность посмотреть со стороны на происходящие и увидеть то, чего не знаешь. Главное - сделать всё правильно, тогда вы и получите верный ответ.

В других источниках гадания называли ворожбой, загадывание, магические действия, направленные на узнавание будущей судьбы конкретного человека или всего коллектива. Сначала гадания были языческих священнодействий, затем стал любимым занятием в великие праздники. Гадания передавались из поколения в поколения.

В результате изучения исторических фактов я выяснила, что большая часть гаданий приходилась на святки, но также в древние времена, не менее магическим праздником, был праздник Ивана Купала. Этот языческий праздник выпадает на празднование христианского праздника - дня рождения Иоана Крестителя и таким образом, в этот день переплетаются христианские и языческие традиции они и легли в основу празднования. Традиционно Ивана Купала празднуют в ночь с шестого на седьмое июля и основали эту традицию древние славяне. Известен как праздник Солнца, зрелости лета и зелёного покоса. В это день наши предки устраивали массовые гуляния, обливались водой, собирали травы, плели венки, украшали зеленью свои дома, чтобы в них не попали злые духи. Веселились, жгли костры, водили хороводы и гадали.

По древним поверьям, именно в эту волшебную ночь, в ночь Ивановскую, зацветает папоротник. А тот, кто этот огненно-красный цветок найдёт и сорвёт, будет обладать способностью видеть будущее, сможет находить без какой-либо помощи все припрятанные сокровища и клады.

Из литературных источников я узнала, что в купальскую ночь существовало много различных способов гаданий. Девушки плели венки из полевых и лесных цветов загадывали желания и отпускали венки на воду. Парни разводили очень большой костёр и прыгали с девушками с разбега через него. Так же использовали купальские гадания по кругам на воде. Гадать в ночь на Ивана Купала было можно было и на цветах.



Затем я составила анкету и раздала её односельчанам разного возраста в селе Шарагай, чтобы ответили на мои вопросы. Результаты анкетирования были следующие: 80% жителей Шарагая возраста 14-20 лет не знают, как можно гадать в ночь на Иван Купала, 60% опрошенных жителей возраста 35-40 лет называют гадание с венком, с костром, с водой. Но уже затруднились описать особенности этих гаданий. 30% односельчан возраста 50-60 лет смогли описать подробности некоторых гаданий. 30% опрошенных односельчан не придают значения купальским гаданиям вообще. Затем я стала беседовать со старожилами села Шарагай, чтобы узнать особенности купальских гаданий в нашем селе.

Из рассказов моей прабабушки Заикиной Капиталины Алексеевны,1936 г.р. я узнала, что в этот праздник гадали в старом Шарагае в 50-е годы. «И таже после переселения в новый Шарагай в 60-е годы»,- рассказывала моя прабабушка. Наше село расположено на берегу реки Ангары и было удобно собираться всем селом на Иван Купала на главной улице или берегу, не уезжая далеко от дома. «Можно было пойти на берег с девочками погадать,- рассказывает прабабушка, и бегом вернуться домой. Сама Капиталина Алексеевна не гадала, не верила в гадания или может боялась «худых предсказаний», не помнит уже. Самым главным в то время был способ гадания - прыжки через костёр на замужество. Капиталина Алексеевна вспоминает, как парни готовили дрова для костра с утра. А вечером гадали: если прыгнет девушка и не заденет костёр рубашкой, это было хорошей приметой, значит выйдет скоро замуж. А парню повезёт в любви»,- рассказывала она. Также девушки постарше гадали на замужество, опуская в речку венок. Если уплывёт - значит выйдешь замуж, прибьётся к берегу - не выйдешь. Младшие девочки могли погадать с помощью венка только на желание, так как ещё «малы были». «Если поплавёт венок - желание исполнится, если к берегу прибьётся- не исполнится», вспоминает Капиталина Алексеевна. Один раз пробовали они с подружками на костёр гадать, придумали даже значение: если не заденешь рубахой костёр, появится у тебя друг, но так и не прижилось это значени в Шарагае. Дома в эту ночь гадали другим способом: гадали по кругам на воде. В полночь они собирались в укромном местечке - в амбаре, чтоб никто не мешал, «наливали в широку миску воды, загадывали желание и кидали камушек по одному». Смотрели и считали сколько кругов пойдет от броска, если чётное количество, значит сбудется желание, если не чётное - не сбудется. И это гадание должно было проходить только в купальскую ночь, говорила прабабушка Капиталина, эту ночь большую у воды была большая сила, как говорили старики, и вода могла верно предсказать будущее. В фотоальбоме своей прабабушки нашла фото, где люди ходят вокруг костра ночью, и это та самая, купальская ночь примерно в 60-е годы.

Также я провела опрос ещё одной односельчанки Москалёвой Александры Михайловны, 1935 г.р., которая поведала мне ещё очень интересные способы гадания в ночь на Ивана Купала. «Не обязательно было бросать венок в воду, можно было гадать с венком и дома. Нужно было сплести из березовых веток или из трав иван-да-марья, лопуха и выбрать только самые красивые ветки и травы. Такой венок они оставляли на ночь на дворе, а утром смотрели: если венок завял, то будет беда, если травы и цветы повисли - неприятности, а если венок остался свежим, то целый год девушка будет здорова». Ещё Александра Михайловна рассказывала, что можно было гадать не только на любовь и на желания, в такую пору можно было гадать на урожай. Её отец поджигал тележное колесо и пускал его с горы. Если колесо горело всё - то время, пока оно катилось, то это значило, что будет хороший урожая, который можно будет собрать осенью. Также Александра Михайловна рассказала, как могли гадать на костёр. Парень и девушка, которые дружили, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. И если они не разомкнут рук, то это значило, что «скоро свадьбе быть».

Другую особенность купальского гадания на воду мне поведала моя односельчанка Медведева Марина Васильевна,1962 г.р. которая рассказывала, что в её молодости они гадали на воду так: собирались купальской ночью в бане с подружками, брали миску побольше, наливали воду, загадывали желание. Затем по очереди кидали небольшой камень в воду и считали, сколько пойдёт кругов от камня. «Количество кругов играло большое значение. Так, если на воде образовался только один круг, то загаданное желание никогда не исполнится. Два круга - необходимо все хорошо продумать и действовать, так как загаданное желание очень сложное. Три круга - желание исполнится»,- вспоминает с улыбкой свою молодость Марина Васильевна.

После рассказов моей бабушки Константиновой Анны Михайловна ,1959 г.р. о купальских гаданиях в её молодости, я поняла, что утрачиваются купальские обряды гадания, утрачивается смысл таких обрядов. Прыжки через костёр уже не используют как гадание сейчас в Шарагае, а просто как обряд, чтоб быть здоровым. И водой обливаются просто ради веселья и как обряд очищения от болезней. «Хотя раньше в 77 году, когда я была молодой, мы прыгали через костёр для того, чтобы погадать, выйдем замуж или нет, гадали на ромашке в эту ночь, ночь считалась волшебной и все предсказания сбывались».

Также я обратилась к работникам Сельского Дома культуры за информацией. Я поинтересовалась, почему так мало обрядов гадания используют на празднике Иван Купала и когда они планируют народные гуляния, каким материалом пользуются. Директор Сельского Дома культуры Константинова Алёна Михайловна, 1979 г.р. сказали, что используют сценарии проведения народного гуляния « В ночь на Ивана Купала», которые опубликованы в Интернете. В этих современных сценариях практически не используются обряды гаданий, кроме как прыжки через костёр и опускание венков. Они считали, что только так раньше гадали и никогда не задумывались над этим вопросом.

Проводя исследование, прослушав рассказы старожилов, я пришла к выводу, что раньше в Шарагае существовало много разных способов купальских гаданий. Это гадание на костёр, на венки, на воду, на цветы, на лечебную траву, на берёзовые ветки, на камни. Гадали в одиночку, парами, группой. Местом гадания было не только берег у реки, а также амбары, лес, баня. Гадания были не только для молодых, не замужних девушек и не женатых парней, а также гадали и «стар и мал, даже семьёй можно было гадать». Гадание на костёр было не только для предсказания о замужестве, а также на удачу, успех. Даже гадали на урожай. Гадание с венком было на замужество, на желание. Гадание с травой, цветами на здоровье, долголетие, судьбу.

Изучив литературу о гаданиях на Руси, я могу сделать вывод, что наши прабабушки близки были к древним традициям. Использовали в это праздник Ивана Купала обряд купальские гадания. Раньше в Шарагае Руси были очень разнообразные гадания и гадали люди разных возрастов. Очень интересные были у них особенности купальского гадания. Гадали на желание, чтобы узнать о замужестве, о здоровье, об отношении парней к девушкам, на любовь, на своё будущее, на урожай, на срок жизни, на судьбу. При гаданиях использовали разные предметы: костёр, цветы, венки, венки с лучиной, воду, камушки, траву. Прослушав рассказы старожилов, проанализировав эти способы гадания я определила, что нужно серьёзно подходить к гаданию. С помощью гаданий жители села Шарагай надеялись на добрые времена. И сейчас односельчане стараются сохранять обычаи, обряды, возрождать давние традиции. Но как-то не так, не душевно что ли, не отдаваясь нутром. Может быть, в наше современное время люди уже не так верят в гадание?

Проведя социологический опрос, беседуя с односельчанами разных возрастов, я могу отметить, что с годами утрачиваются многие способы купальского гадания. Чем моложе жители, тем меньше знают об особенностях этого гадания. Мои ровесники вообще практически ничего не знают по данному вопросу. А ведь гадание - это часть народной культуры, о которой нужно помнить, передавать из поколения в поколение, приумножать.

































3.Заключение

В процессе работы над темой я узнала, что гадания пришли из глубокой древности. Но современная жизнь и век интернета вносят коррективы в образ жизни людей. Утрачиваются некоторые традиции гадания. Наших прабабушек заставляла гадать вера, надежда на лучшее, светлое. Сегодня, мне кажется, люди это делают просто ради любопытства.

Исследуя особенности купальского гадания в Шарагае, я изучила литературные источники по народной культуре, приобщилась к народной культуре, почувствовала неиссякаемую любовь, исходящую от местных обычаев и обрядов наших прабабушек. Самое главное - я пообщалась с теми, кто на протяжении многих лет обращались к теме гадания - это наши прабабушки, которые хранят в памяти многое.

Всякие обряды - это результат долгого, пристального созерцания и богатого многовекового опыта наших предков. Так что, кое-что может и сбыться.

Нам, живущим в эпоху развития современной технологии, нельзя забывать о прошлом наших предков, о том, какой багаж народных традиций, обычаев, духовных ценностей нам передан для жизни. И чего греха таить, много чего мы не знаем, многим не интересуемся: как жили наши прадеды, бабушки, какими были их праздники, обычаи, гадания, во что верили.

Всё меньше остаётся истинных носителей культуры. И нам надо успеть записать, сохранить то, что ещё живо в народе, о чём помнят наши бабушки и дедушки, использовать в своей жизни и передавать следующему поколению

Мне хочется верить, что эти крупицы, которые я собрала, донесутся до следующих поколений, не растеряются в пути. Наши предки пронесли через многие тысячелетия и передали нам, эти обряды купальского гадания.

Время и жизнь очень многое меняет, а вот народные традиции и обряды остаются в памяти народа навсегда. Они возвращают нас в далёкое прошлое, на них держится этнография. Всё это мы должны сохранить, умело использовать и передавать дальше. Задача сохранения традиций нашего народа, всего того, что оставили нам наши предшественники, ложится на наши плечи. И от того, как мы справимся с этим, зависит наше настоящее и будущее.

































Приложение

Вопросы анкеты.



  1. Какие купальские гадания вы знаете?

  2. Какие атрибуты используются при купальских гаданиях?

  3. В каком месте гадали?

  4. Гадали группой или по одному?

  5. Какова их роль?

  6. Ваш возраст?



Информаторы:

Заикина Капиталина Алексеевна, 1936 г.р.

Москалёва Александра Михайловна, 1935 г.р.

Константинова Анна Михайловна, 1959 г.р.

</ Медведева Марина Васильевна,1962 г.р



Купальские гадания села ШарагайЯ пришла в гости для беседы к односельчанке Москалёвой Александре Михайловне





Купальские гадания села ШарагайЯ беседую с моей прабабушкой Заикиной Капиталиной Алексеевной





Купальские гадания села ШарагайЭта фотография, которая хранится у моей прабабушки





Список использованной литературы:

  1. Воспоминания старожилов и односельчан

  2. 3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989

  3. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал